Время воинствующего хлама
В конце февраля — начале марта в Воронеже проходила организованная известным галеристом Маратом Гельманом выставка современного искусства «Чернозем».
Есть искусство классическое, есть авангардное, существует скандальное, наконец. А есть псевдоискусство, и оно поразительно живуче, что наглядно доказывает обосновавшаяся в Воронеже картинная галерея «Х.Л.А.М.». Расшифровывается эпатажная аббревиатура очень просто: «Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты», однако название показательное, ибо гадости там предостаточно.
Вот, к примеру, работа А.Флоренского «Грачи прилетели». Сравнение с рисунками школьника начальных классов не будет большой натяжкой. На таком же уровне перерисованы «Приезд гувернантки», «Княжна Тараканова» и другие шедевры признанных отечественных мастеров. Флоренский, на беду, мастер непризнанный, но не в признании дело. А в том, что его бессмысленные потуги с претензией на значимость выглядят до крайности убого. При том что данная серия называется «Русский альбом», обидная насмешка над великими полотнами едва ли случайна…
Бездумно ерничающий А.Косолапов в своей работе «Моя плоть» изобразил лик Иисуса Христа вкупе с надписью «MC DONALDS». И некому оказалось сказать бедняге: «Эй, парень, с такими вещами не шутят и не экспериментируют, будь ты хоть семи пядей во лбу...» А еще имеются различные варианты «Моны Лизы» и «Мальчика на шаре». Даже не экстравагантно.
Вернисажи «модного» искусства распространяются подобно плесени. Если в «Х.Л.А.М.»'е выставлены хоть какие-то подобия изображений, то в торговом центре «Европа» устроена экспозиция проекта «Основания»; на ней были представлены работы Ивана Горшкова, Ильи Долгова и Николая Алексеева. Взглянешь — и засомневаешься: не посетил ли творцов маразм в чистейшем виде?
В зале наряду с «рисунками» валяются под ногами обломки железобетонной арматуры и сваренные листы железа, именуемые скульптурными композициями... По соседству приютился уголок «Лэнд-арта», это, по уверению авторских опекунов, МЕЧУЩЕЕСЯ слияние искусства с природой. Оно, оказывается, свершилось (и, судя по экспозиции, продолжает свершаться), когда «из вертикали культурной памяти и историзма искусство перешло в горизонталь повседневной жизни, где каждый день происходят изменения». В подобных заявлениях, надо полагать, квинтэссенция направления. Ого-го!.. Местные апологеты и фенологическое время приобщили, и про гринбергианский формализм с легитимацией банального не забыли ввернуть. Что-нибудь понятно? Впрочем, понимание не стоит затраченных усилий. И хотя некоторые испоганенные куски бумаги гордо именуются живописью, на самом деле живопись, даже примитивная, там и рядом не стояла. Но проект «Основания» пытается ОБОСНОВАТЬ убогие опусы, причем делает это с апломбом и на псевдонаучном сленге: «...язык обобществлен, универсален, интегрируем в менеджерские схемы арт-среды». Полагаю, изъясняться по-русски ребята не разучились, но надо же тумана напустить, чтобы своему вымученному опусу придать некую значимость. А если художник ТАК ВИДИТ МИР, то почему бы и простому смертному зрителю не изложить свое видение на «их видение»?
Смотришь на рисунок, и, кроме бреда шизофреника, ничегошеньки, хоть лопни, не видишь. И выползает на свет Божий никчемность и принимается внушать людям, что не так все примитивно, как кажется на первый взгляд. Перед зрителем не бездарь в своем бессилии расписался, но художник, опередивший время. Люди видят каракули, а их убеждают, что это четыре раза вывернутая плоскость. Естественно, закодированная. Ну да, что-то похожее действительно просматривается, особенно если взглянуть через какую-нибудь дестабилизированную призму.
Как должен сработать сей многоумный механизм? Вглядывается человек в чушь поросячью и начинает размышлять: «Передо мной полная ерунда. Но не зря же выставка устроена? Видимо, я дурак дремучий, которому не доступна глубина и гениальность, не вник я, стало быть, в тонкое понимание. А люди вокруг вон как восхищаются!..» Но вокруг рассуждают примерно так же, поскольку никто не хочет выглядеть невеждой. Стыдно перед другими осрамиться, вот и ведут себя как тонкие ценители, задумчиво хмуря брови: «Да — это нечто! Автор хотел, сумел, попытался...» Со временем появляются ярые сторонники и последователи, которые глаза выцарапают, если только сомневающийся посмеет рот раскрыть.
Сказка Г.-Х. Андерсена «Новое платье короля» гениальна. Вот только там малыш все-таки появился и воскликнул: «А король-то голый!» Но у нас — быль, и малыша все нет как нет.
Почему, скажем, Долгов или Алексеев вправе марать бумагу и называть это рисунком, а прохожий Вася — нет? Он тоже способен швырнуть кусок грязи в чистый лист и заявить: «Картина под названием “Разрежь пространство”!» И можно запросто (но совсем непросто, а очень даже умненько) истолковать «тайный» смысл Васиной «картины», да такого накрутить... А дядя Леня произнесет: «блям-м-м!..» — и, оказывается, тем самым осчастливит мир рождением нового музыкального шедевра.
Очередная попытка убедить всех нас, что мы, тупые «лохи», любуемся всякой отмершей классической дрянью и по темноте своей никак не уразумеем, что не отбрыкиваться надо от предлагаемой альтернативы, а принять ее всем сердцем и душой...
Над нами потешаются всякие «Х...А.М.»'ы (что-то буква «л» не желает встать на место) и «Основания», стремясь надругаться над нормальным восприятием прекрасного и цинично плюя на наши взгляды.
Директор пермской государственной галереи современного искусства Марат Гельман наведывается в Воронеж не просто так: в «Х.Л.А.М.»'е, кстати, именно им патронируемый вернисаж. В культурном региональном пространстве расчищается своеобразный плацдарм, благо небескорыстные почитатели находятся везде и всегда готовы подсуетиться. А еще сей «культуртрегер» планирует осуществить в нашем городе некий «евангельский» проект. И если такое стрясется, можно смело говорить об очередной локальной победе сатанизма. По гельмановскому же приглашению приезжала к нам в Воронеж режиссер сериала «Школа» Валерия Гай Германика. Эта дама, что в качестве оператора поднаторела в порнофильмах, откровенно сволочную, кустарную поделку пытается выдать за «новое направление» в киноискусстве. Несложно отыскать схожие мотивы и в «Х.Л.А.М.»'е. Д.Гутов, к примеру, задумал и исполнил цикл «Повести Белкина», где «весь вечер на арене» — голые девицы в вызывающих позах. А мы-то, недалекие, Пушкина воспринимаем несколько по-иному... Но галерист не успокаивается. Мало откровенных женских телес «по-гутовски»? Вот вам, для убедительности, аж четыре номера «Камасутры» Олега Кулика, в которых со смаком запечатлены различные совокупления с собаками.
А чтобы народ не очень сильно возмущался, есть надежная форма защиты. Устроители различных выставок предупреждают: «Творчество самобытных художников рассчитано на исключительно подготовленную аудиторию». Таковой пока что, слава богу, кот наплакал, но подготовка идет полным ходом...
Полной достоинства прибыла в Воронеж «оригинальная» режиссерша, проводятся откровенно бредовые выставки, открылись очень уж своеобразные галереи. Дорожка к внедрению в наше сознание пошлости и никчемности проторена. И когда люди начинают о подобном рассуждать, спорить, проклинать или восторгаться, они совершают большущую ошибку. Ибо волей-неволей подобное убожество признается ЯВЛЕНИЕМ. А ведь это — ничто. «Х.Л.А.М.», он и есть хлам, и место ему на помойке.
Для начала ждем прихода андерсеновского мальчика. А бульдозеры найдутся. Они у нас, если кто запамятовал, как и бронепоезд, «всегда на запасном пути».