Духовное и культурное наследие Евфросинии Полоцкой в жизни белорусского общества
Есть имена в истории, которые имеют символическое значение. К их числу относится и имя Евфросинии Полоцкой. Без нее невозможно представить духовную жизнь, историю белорусского общества и культуру XII столетия. С ее деятельностью связаны распространение христианства и создание целого ряда памятников. Их судьба сложилась по-разному, но все они являются наследием Беларуси. Без них немыслима современная белорусская культура.
Евфросиния Полоцкая — княжна, монахиня, просветительница, первая женщина, причисленная к лику святых. Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, которая при рождении получила имя Предслава. «Житие» Евфросинии Полоцкой повествует о том, что с детства юная княжна проявляла интерес к чтению, книгам и знаниям. Образование Предслава, по одной версии, получала в школе при Софийском соборе, по другой — дома. Учителями девочки были духовные особы. Предслава читала духовную, светскую (роман о подвигах Александра Македонского, сборники с афоризмами и изречениями) и житийную литературу. Когда ей было 12 лет, родители приняли решение выдать ее замуж. Однако Предслава тайно уходит в монастырь и принимает постриг под именем Евфросинии. С просьбой постричь ее в монахини Предслава обратилась к вдове своего дяди Романа, игуменье одного из монастырей. Юный возраст, красота, ум и таланты молодой княжны, опасение гнева и недовольства ее родителей привели к тому, что родственница первоначально отклонила просьбу Предславы. В последующем игуменья все-таки призвала иерея, который и совершил постриг, дав юной княжне имя Евфросиния. С разрешения полоцкого епископа Ильи (Илии) монахиня поселилась в Софийском соборе и занималась переписыванием книг. В последующем ей во владение было отдано Сельцо, где находились церковь Спаса и храм-усыпальница полоцких епископов. Здесь Евфросиния основала два монастыря: женский и мужской. Из них до сегодняшнего дня сохранился только женский монастырь. Информация о мужской обители Пресвятой Богородицы весьма скудная и противоречивая. В монастырях действовали скриптории, школы, иконописная мастерская.
Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, основанный Евфросинией Полоцкой, за время своего существования изведал времена расцвета и упадка. История этого культового сооружения тесно связана с историей белорусских земель. В годы Ливонской войны монастырь был разграблен. В 1580 году король Речи Посполитой Стефан Баторий, отвоевав Полоцк, отдал все бывшие монастырские владения ордену иезуитов. Иезуиты владели монастырем до 1820 года, пока не были высланы из Российской империи. Затем он отошел пиарам[1] и являлся их загородной резиденцией. В 1832 году церковь была передана в ведение греко-российского духовенства. В 1835 году Спасо-Евфросиниевский женский монастырь был восстановлен и благоустроен. При нем было открыто женское училище. В годы советской власти священнослужители подвергались гонениям, а храмы закрывались. В 1921 году под предлогом помощи голодающим Поволжья из храма, располагавшегося на территории монастыря, были изъяты предметы из серебра, в том числе серебряная рака, где покоились мощи святой Евфросинии, крест и другие ценности. В 1928 году монастырь был закрыт. Возобновление его деятельности происходит во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, и продолжается до 1960 года. В 1989 году Священный Синод Православной Церкви благословил возрождение Евфросиниевского женского монастыря.
На территории монастыря в 1161 году была возведена каменная Спасская (Спасо-Преображенская, Спасо-Евфросиниевская) церковь. Построил ее зодчий Иоанн всего за 30 недель. Это сооружение сохранилось до наших дней, претерпев ремонт и перестройку в XIX веке, и является ярким примером полоцкой архитектурной школы. Это трехнефный шестистолпный крестово-купольный храм монастырского типа размером 8´12 метров. Церковь прославилась изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Следует отметить, что Спасо-Преображенская церковь — единственная среди церквей древнерусского периода, где в такой полноте сохранилась система фресковой живописи середины XII века. В 1990–2000-е годы здесь были проведены широкие реставрационные работы. В период 1992–2007 годов восстановлением фресок Спаса-Преображенской церкви занимался реставратор В.В. Ракицкий, а с 2007 года — В.Д. Сарабьянов. Во время работ были открыты фрески капеллы-молельни Евфросинии. Живопись полоцкой Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о влиянии византийской художественной школы. Для фигур, изображенных в храме, характерна объемность, значительная роль отводится контуру лиц.
Еще одним шедевром белорусской культуры, связанным с именем Евфросинии Полоцкой, является крест. Его изготовил ювелир Лазарь Богша по заказу Евфросинии как «воздвизальный», то есть для осенения народа во время богослужений. Как символу христианства, ему всегда придавалось огромное значение. Полоцкий крест являлся драгоценным ковчегом для хранения многих святынь, присланных из Византии по просьбе Евфросинии. Здесь находились части Креста Христова с каплями Его крови, кусочек камня от гроба Божьей Матери, частицы мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Дмитрия. Крест был изготовлен из кипарисового дерева и покрыт золотыми и серебряными пластинами. Они были украшены драгоценными камнями, изображениями святых и надписями. Шестиконечный крест имел высоту около 52 сантиметров. Судьба креста складывалась по-разному. В начале XVI века он попал в руки московских государей и вернулся на родину в годы Ливонской войны. После заключения церковной унии 1596 года крест перенесли в Софийский собор, и он стал принадлежать униатам. Во время войны 1812 года базилиане[2] спасли крест, тайно замуровав его в стене Софийского храма. В 1844 году архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) вывез крест Евфросинии Полоцкой в Москву. Он был выставлен для поклонения верующих в Успенском соборе Кремля, а затем в Казанском соборе Санкт-Петербурга. После возвращения креста его разместили в женском монастыре. В годы советской власти Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт, а крест попал в число изъятых государственных ценностей. Различные государственные учреждения проявляли интерес к кресту преподобной Евфросинии. Так, в 1924 и 1925 годах запросы о его местоположении отправляли сотрудники Оружейной палаты Кремля. В 1925 году сохранностью креста интересовался директор Белорусского государственного музея. В период с 1929 по 1941 год он хранился в Могилеве. В годы Великой Отечественной войны исчез. Выдвинуто множество версий, связанных с его исчезновением, но ни одна из них не нашла подтверждения.
Сегодня крест является одним из духовных и культурных символов Беларуси. Ювелир Н.П. Кузьмич вел работу по созданию копии креста на протяжении пяти лет (1992–1997).
24 августа 1997 года в Брестском кафедральном Свято-Симеоновском соборе состоялось освящение воссозданного креста митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси. Затем крест был выставлен для поклонения в храмах Минска. 4 декабря 1997 года крест был перевезен в Спасо-Преображенский храм, где хранятся мощи Святой Евфросинии.
Умерла Евфросиния вдали от родины, во время паломничества в Иерусалим, и была там похоронена. В последующем останки просветительницы были перевезены в Киево-Печерскую лавру. Попытки вернуть их в Полоцк, в Спасо-Евфросиниевский монастырь, предпринимались неоднократно на протяжении XIX века. Разрешение на перенос мощей было получено от императора Николая II. Процедура перемещения нетленных останков прошла в торжественной, праздничной обстановке в 1910 году. Их поместили в серебряную раку, изготовленную на пожертвования верующих. В годы советской власти в соответствии с декретом СНК от 20 января 1918 года церковь была отделена от государства. В 1918–1920 годах велась кампания по раскрытию мощей святых. Мощи Евфросинии Полоцкой были открыты дважды — в 1920 и 1922 годах. По решению Народного комиссариата юстиции РСФСР мощи перевезли из Полоцка в Витебский историко-археологический музей. В 1940–1941 годах мощи были выставлены в качестве экспоната в антирелигиозном музее Витебска. С началом Великой Отечественной войны верующие перенесли мощи Евфросинии Полоцкой в витебскую Свято-Покровскую церковь, где они хранились до 1943 года. В годы войны они были перенесены в женский монастырь и находились перед алтарем Спасо-Преображенской церкви. Мощи оставались в церкви и после принятия решения о закрытии монастыря в 1960 году.
Почитали Евфросинию Полоцкую с конца XII века как просветительницу и создательницу монастырей. В последующем культ Евфросинии Полоцкой получает развитие в границах Киевской митрополии. В XIX — начале ХХ века формируется общецерковный культ, создаются многочисленные иконы с изображением святой и ведется активное храмовое строительство. В годы советской власти был закрыт Спасо-Евфросиниевский монастырь, вскрыты мощи святой, проведена конфискация церковных реликвий. Возрождение интереса к историко-культурному наследию, в том числе и почитание Евфросинии Полоцкой, начинается с 90-х годов. Сегодня в национальном сознании белорусов полоцкая святая Евфросиния является заступницей и покровительницей всей страны.