Кто убил митрополита Киевского Владимира: большевики или украинские националисты?
Убитый в Киево-Печерской лавре священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, открывает список жертв жесточайших антихристианских гонений. Его смерть стала первым шагом кровавого террора в отношении православного духовенства после революции.
Молва считает, что киевский владыка был казнен большевиками, — об этом рассказывают экскурсантам и в самой лавре. Однако внимательное рассмотрение событий 1918 года позволяет заключить, что эта версия является заблуждением. Тем силам, что продолжают разрушение православной цивилизации, выгодно списать вину за содеянное на «фирму-банкрот», на битую политическую карту коммунизма, чтобы без зазрения совести и без тени раскаяния продолжать свое черное дело.
Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Аверкий (Таушев) в своем слове ко дню Русской Скорби высказался предельно ясно: «Расследование показало, что большевики как таковые в этом злодеянии, собственно говоря, даже не принимали никакого участия». Владыка Аверкий сказал это в 1974 году в США. Он был известен как последовательный противник коммунизма и левых убеждений в целом, так что никаких мотивов обелять большевиков у него не было и в помине. Наоборот, в материалах следствия содержатся свидетельства, что большевистский комендант лавры Сергеев и командарм занявшей Киев 2-й Революционной армии Берзин, узнав о нападении на митрополита, попытались освободить его, но не успели.
Кто же в таком случае стоял за убийством?
Сенсационное заявление сделал в 2008 году на заседании Киевского религиозно-философского общества историк Назаров. Он обнаружил в Киевском областном госархиве материалы следственного дела № 16 102 в отношении «членов Украинской церковной рады Маричева, Филиппенко, Липеровского» «в связи с убийством митрополита Владимира».
Украинская церковная рада — это движение за украинскую автокефалию, приведшее к возникновению Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В это время Киево-Печерская лавра оказалась в центре ожесточенной борьбы за создание на Украине поместной Церкви. Накануне революции в Киев прибыл снятый с владимирской кафедры архиепископ Алексей (Дородницын), уроженец Луганщины. Поскольку в Русской Православной Церкви его карьера не задалась, Дородницын решил попытать счастья на Украине и возглавил движение автокефалистов.
В ноябре 1917 года Всеукраинский войсковой съезд требует автокефалии, формирует Украинскую церковную раду и выбирает Дородницына ее председателем. Достойно внимания то, что сакральные вопросы внутрицерковной жизни решали не священники и даже не делегированные от приходов миряне, а собрания радикальных солдат, дезертировавших с фронтов Великой войны. Такая практика очень напоминает действия приехавших с АТО боевиков, захватывающих церкви Московского патриархата в наши дни.
Опираясь на штыки войскового съезда, Дородницын начал рассылать комиссаров по епархиям Украины, требуя подчинения церковной раде, а сам въехал в лавру, поселившись бок о бок с митрополитом Владимиром. Установилось своеобразное двоевластие, когда ни монахи, ни наемный персонал лавры не знали, кому подчиняться, так как Дородницын вел себя как хозяин положения. Впоследствии митрополит Евлогий (Георгиевский) заявит: «Я узнал, при каких обстоятельствах владыку Владимира убили. В злодействе свою роль сыграл и Алексей Дородницын».
Свидетельство митрополита Евлогия приобретает особый вес, поскольку он не был личным или политическим противником вождя раскольников. Как раз он, Евлогий, отпевал Дородницына, когда тот скончался от болезни в белом Новороссийске осенью 1919 года.
Безусловно, у лидера украинских автокефалистов были свои мотивы для ненависти, ведь в начале января 1918 года епископы Украины во главе с митрополитом Киевским и Галицким Владимиром низложили Дородницына, лишили его сана и тем самым лишили церковную раду возможности канонически поставлять священников. Затем собрался Всеукраинский церковный Собор, на котором председательствовал митрополит Владимир, отстаивавший единство Православной Церкви на всей Руси.
Месть со стороны украинских самостийников выглядит вполне ожидаемой, тем более что в последующем такие методы применялись ими достаточно широко. Дополнительным указанием на это служит найденное Назаровым свидетельство, что один из убийц состоял в сердюкском горном дивизионе, где служили наиболее «свидомые» националисты.
Существует третья версия, которую отстаивает исследователь Кабанец. По его мнению, группа убийц принадлежала к киевским анархистам, которые решили устроить экспроприацию церковных богатств. Но и в этом случае актокефалисты сыграли свою черную роль. В борьбе за раскол Церкви и захват лавры они неустанно повторяли, что митрополит Владимир единолично распоряжается пожертвованиями паломников, сосредоточил в своих руках огромные богатства и не делится с братией. Кроме того, двоевластие, возникшее в лавре после переезда туда Дородницына, парализовало нормальную деятельность охраны монастыря. Только в этих условиях устрашающая акция экспроприаторов могла иметь успех.
Разрушителям православного единства невозможно уклониться от ответственности, элегантно переложив свою долю вины на тех, кто уже проиграл и не может защищаться. Вожаки Украинской церковной рады виновны в убийстве священномученика Владимира не меньше, а то и больше командарма Берзина. Студенты Киевского университета, красившие стены своей альма матер в цвет революции, Петлюра и Махно, бившие в спину Добровольческой армии, виновны в голодоморе не меньше Сталина и Косиора.
Прямыми наследниками убийц митрополита Владимира выступают и те люди, кто сегодня сосредоточенно распространяет в Интернете обвинения в чрезмерном богатстве Православной Церкви. Егор Холмогоров в своем открытом письме Владимиру Познеру совершенно справедливо указал на связь нынешних атеистов, устраивающих кощунственные перформансы в храмах, с кровавыми безбожниками революционных времен. Автокефалисты, трубившие о несметных богатствах лавры, захваченных церковной иерархией, бандиты, разгромившие келью митрополита, блогеры, тиражирующие посты о церковных «членовозах» и разыскивающие часы патриарха, вдохновляются одним и тем же чувством ненависти.
Целью их ненависти являются вовсе не богатства, которые, не будучи собственностью никого из иерархов, справедливо принадлежат всем членам Церкви, радуя глаз каждого православного христианина. Целью их ненависти является общество, устроенное вокруг христианских ценностей, — русская православная цивилизация.