Образование в Москве. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»
По данным за 1894 год, городских начальных школ с трехлетним образованием в Москве насчитывалось 86 с 12 333 учащимися, в 1912 году их стало 312 с 56 323 учащимися; церковно-приходских школ в 1894 году было 3 с 284 учащимися, в 1912 году их стало 134 с 5946 учащимися; начальных школ других типов — училищ различных обществ и учреждений, казенных и частных школ, школ при фабриках — в 1894 году было 101 с 4235 учащимися.
3 мая 1908 года вышел закон об обязательном начальном обучении с поэтапным введением его в действие в течение десяти лет. В 1910 году Московская городская дума приняла решение об отмене платы за обучение в начальной школе и приступила к осуществлению «Проекта введения всеобщего обучения в г. Москве». Первая мировая война остановила рост начального образования. Многие школьные здания заняли под лазареты и госпитали, в остальных занятия проводились в две-три смены.
Развивалось и среднее образование. В начале ХХ века продолжали действовать: лицей в память цесаревича Николая (нечто среднее между гимназией и университетом), частная Поливановская гимназия, основанная группой учителей во главе с Л.И. Поливановым, казенная гимназия имени И.Л. и А.К. Медведниковых, для которой в 1903 году выстроили новое здание в Староконюшенном переулке, и еще несколько десятков средних учебных заведений.
В Москве к 1914 году действовало 15 коммерческих училищ, из них 13 мужских и 2 женских, в которых обучалось 4000 мальчиков и 600 девочек.
В начале ХХ века в большинстве гимназий было прекращено преподавание греческого языка, и его знание стало необязательным при поступлении в университет. Из младших классов был исключен и латинский язык. Вместе с тем с 1905 года возобновилось преподавание естествознания, с 1914 года увеличилось количество часов по математике и географии. С 1908 года выпускники реальных училищ получили право поступать в университет при условии сдачи экзамена по латинскому языку в объеме гимназического курса. В 1912 году в Москве насчитывалось 152 средних учебных заведения (72 мужских, 75 женских и 5 смешанных), где обучалось 23 тысячи мальчиков и 21 тысяча девочек.
В начале ХХ века также существовали военные и специальные средние учебные заведения: три кадетских корпуса (1400 учащихся), Земледельческая школа (320 учащихся), Строгановское казенное художественно-промышленное училище (380 учащихся) и одно из старейших учебных заведений России — Коммерческое училище (700 учащихся).
Средним учебным заведением был также Лазаревский институт восточных языков. По уставу 1871 года по своим программам он приравнивался к классическим гимназиям, отличаясь лишь преподаванием для армян их родного языка. На трехлетний срок обучения, где изучались восточные языки, история и словесность Востока, принимались юноши, окончившие гимназию, без различия состояния, национальности и вероисповедания. Лица, оканчивавшие специальные классы, имели право на получение службы в Министерстве иностранных дел.
Будущие церковные пастыри получали зачатки образования в духовных училищах при Петровском, Андроньевском, Донском и Николо-Перервинском монастырях и в Московской духовной семинарии.
В доме Хвощинского на Маросейке 29 августа 1907 года открылась еврейская гимназия, учрежденная доктором С.З. Шнеерсоном.
В 1888 году из-за правительственного запрета в Москве прекратили существование Высшие женские курсы. «У нас еще не перевелись одурелые женщины, — возмущалась газета «Русское слово» в 1895 году, — мечтающие о равноправности с мужчинами и о широкой общественной деятельности. Как известно, стены иерихонские пали от звука труб. Чем же хотят женщины повергнуть нас, “ладных и эгоистичных” мужчин? Уж не криком ли и визгом своим?.. Благо в этом отношении с ними некому конкурировать... Единственный путь “общественного служения” для большинства женщин — сельское хозяйство, работа в своем имении».
Вновь открыли Московские высшие женские курсы в 1900 году. Их директором назначили профессора С.А. Чаплыгина. Курсы имели историко-философское (позже переименованное в историко-филологическое) и физико-математическое отделения. В 1906 году было создано третье отделение — медицинское. Здесь работали ученики Мечникова Л.А. Тарасевич и П.Н. Диатропов, один из основоположников профилактического направления в педиатрии А.А. Кисель, первая русская женщина — профессор бактериологии П.В. Циклинская. Бессменным деканом факультета был Ф.А. Рейн.
Количество слушательниц было определено в 200 человек, однако к 1 января 1912 года на курсах уже числилось 5318 слушательниц. Первоначально срок обучения установили два года, с 1909 года его продлили до трех лет. С 1915/16 учебного года Московским высшим женским курсам было предоставлено право формирования государственных испытательных комиссий, проведения выпускных экзаменов, выдачи дипломов о высшем образовании.
В 1907 году были учреждены частные Высшие женские курсы В.А. Полторацкой с единственным юридическим факультетом. В 1910 году к нему добавилось историко-филологическое отделение. Срок обучения — четыре года.
В 1908 году открыли Высшие сельскохозяйственные женские курсы, которыми руководил Д.Н. Прянишников. Преподавали здесь главным образом профессора Московского сельскохозяйственного института. Первоначально срок обучения установили два года, с 1910 года его продлили до трех лет. Некоторые выпускницы работали впоследствии в лабораториях Московского сельскохозяйственного института.
В 1911 году в Москве был открыт детский сад имени О.Н. Кельиной (на пожертвования В.Ф. Кельина), ставший одним из первых дошкольных учебных заведений общественного характера. При нем были библиотека, астрономическая обсерватория и сцена для постановки спектаклей и «живых картинок».
Открытый в 1755 году Московский университет оставался центром высшего образования и научной работы всей России. С 1894 по 1917 год число его студентов увеличилось с 3906 до 6860 человек исключительно мужского пола, так как прием слабого пола был запрещен.
Жили студенты, кто не имел в Москве собственных квартир, в общежитиях, размещавшихся в основном в окрестностях Бронных улиц. Для них было введено обязательное ношение студенческой одежды, как в университете, так и за его пределами.
27 августа 1905 года были опубликованы «Временные правила», дававшие Московскому университету некоторую автономию. На заседании Ученого совета 2 сентября 1905 года ректором университета избрали князя С.Н. Трубецкого. Из-за бесконечных студенческих политических сходок 27 сентября 1905 года Совет университета постановил временно закрыть Московский университет. Вслед закрылись и многие другие высшие учебные заведения.
До Февральской революции 1917 года Московский университет состоял из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического с математическим и естественным отделениями, юридического и медицинского.
В Москве существовали также Технологический институт для обучения молодых людей в области мануфактурной промышленности, Константиновский межевой институт, который давал выпускникам звание межевого инженера или старшего землемерного помощника, Московское высшее техническое училище (МВТУ) — крупнейший центр подготовки инженерно-технического персонала, Московский сельскохозяйственный институт в Петровском-Разумовском, имевший сельскохозяйственное и инженерное отделения, высшее Московское инженерное училище Министерства путей сообщения для подготовки инженерно-технических кадров для железных дорог, преобразованное в 1914 году в Московский институт инженеров путей сообщения.
Московский коммерческий институт был учрежден 19 февраля 1907 года Московским обществом распространения коммерческого образования (ныне Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова). Он готовил квалифицированные кадры служащих для промышленных и торговых предприятий. Права высшего учебного заведения институт получил в 1912 году. В 1913 году на его двух отделениях — экономическом и коммерческо-техническом — училось 4500 студентов. На Зацепе 10 февраля 1913 года освятили новое здание Московского коммерческого института.
23 сентября 1907 года был открыт Московский археологический институт — второе учебное заведение для археологов после Петербургского археологического института, разместившееся первоначально в помещении гимназии имени Медведниковых. С 1915 года он располагался в новом, собственном здании на Миусской площади, вблизи Университета имени А.Л. Шанявского.
Народный университет имени А.Л. Шанявского был открыт 1 октября 1908 года. Первое время учебный процесс проходил в доме Шанявского на Арбате. В нововыстроенном здании на Миусской площади университет открыл свои двери для слушателей 2 октября 1912 года. В нем имелось академическое отделение, где изучались как общественно-философские, так и естественные науки, и научно-популяризаторское отделение. В 1912 году в институте училось 3669 студентов.
На частные средства был открыт 24 октября 1911 года в Большом Трубецком переулке (ныне переулок Хользунова) Педагогический институт имени П.Г. Шелапутина. Срок обучения в нем был трехлетний, позже двухлетний. Принимались юноши с высшим образованием. В 1913 году состоялся первый выпуск — 23 человека. Выпускники получили звание учителя гимназии по предмету своей специализации.
Продолжение следует.