Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Живопись и скульптура Москвы. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

Старая Москва с ее неспешной жизнью, деревенскими пейзажами, тихими улочками и обширными садами почти при каждом доме исчезла в ХХ веке навсегда. Сейчас трудно даже представить, что когда-то все это существовало. Впрочем, для тех, кто наделен воображением, остались многочисленные зарисовки старой Москвы. Художники любили рисовать московский патриархальный быт, Красную площадь с толкущимся на ней людом, храмы во время торжественных богослужений, обывательские дома, осененные ветвями березок или яблонь...

В начале XX века в Москве продолжают работать живописцы В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов. Выдвинулись и более молодые художники — И.И. Левитан, продолжавший традиции А.К. Саврасова, В.А. Серов — ученик И.Е. Репина.

В.А. Серов написал множество портретов. А.Н. Бенуа писал: «Они все отличаются замечательной характеристикой, тонким вниканием в психологию изображенного лица. В особенности его портрет Александра III стоит целого исторического сочинения. Серов написал императора через четыре года после его смерти, но художник по памяти прекрасно, с изумительной правдой, со всеми характерными особенностями передал внушительный и полный значения облик Царя-Миротворца, его добродушную тонкую усмешку и холодный, ясный, пронизывающий взор».

И.И. Левитан, по словам А.М. Васнецова, «продукт Москвы, воспитан Москвою». Но Москва приносила ему и несчастье, отсюда его несколько раз выселяли как еврея. Но она же давала ему и заработок иллюстрациями в журнале «Москва» и в книге М.Фабрициуса «Кремль». В 1880 году его картину «Летний день. Сокольники» купил П.М. Третьяков. Работая в подмосковном Останкине, Левитан запечатлел фрагменты усадебного дома и парка: «Аллея», «Останкино».

Возмужало и новое поколение талантливых и оригинальных живописцев — К.А. Коровин, М.В. Нестеров... Пионером станковой гравюры становится И.Н. Павлов, изображавший стремительно исчезающую старую Москву.

В новом доме Грачева на Покровке 16 ноября 1902 года открылась организованная журналом «Мир искусства» выставка картин и скульптур. Маститые критики обозвали эту выставку «новым искусством» и весьма скептически отнеслись как к скульптурам П.Трубецкого, так и к картинам М.Врубеля, Н.Рериха, В.Серова.

В залах Строгановского художественно-промышленного училища 21 декабря 1903 года открылась выставка картин нового Союза русских художников, где были представлены картины живописцев К.Коровина, Ф.Малявина, А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомова, К.Юона, М.Врубеля, Н.Рериха, братьев Васнецовых и других.

Газета «Русское слово» 17 декабря 1906 года сообщала: «На открывшейся выставке передвижников фигурируют Суриков с картиной “Стенька Разин”, Бодаревский, Волков, Корин, Поленов, Щуковский, Маковский, Милорадович, Мясоедов и другие».

После 1906 года в Москве возникает множество новых художественных объединений и выставок. Среди них «Голубая роза» (1907), «Салон Золотого руна» (1908–1910), «Бубновый валет» (1910–1916)... Возникает авангардная группировка «Ослиный хвост» (1910–1913), зарождается абстрактное искусство (В.Кандинский, М.Ларионов, К.Малевич, И.Клюн).

На Мясницкой улице, в доме фабриканта фарфора М.С. Кузнецова (дом 8), 18 марта 1907 года открылась выставка «Голубая роза». Были выставлены картины Павла Кузнецова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова и других художников.

В здании Художественного общества на Волхонке 14 апреля 1909 года открылась выставка картин В.Д. Поленова «Из жизни Христа».

В Историческом музее 21 февраля 1910 года открылась выставка религиозных картин В.М. Васнецова. Среди представленных работ «Страшный суд», «Распятие», «Сошествие Иисуса Христа в ад», «Евхаристия», «О Тебе радуется».

В Москве в декабре 1910 года открылась первая выставка «Бубновый валет» московских живописцев, организованная М.Ф. Ларионовым, В.Д. и Д.Д. Бурлюками, Н.С. Гончаровой, П.П. Кончаловским, А.В. Лентуловым, И.И. Машковым, А.В. Куприным и другими художниками.

В Художественном салоне на Большой Дмитровке 26 ноября 1912 года открылся новый зал с выставленным там панно М.А. Врубеля «Принцесса Греза».

В помещении Художественного салона 8 февраля 1914 года открылась посмертная выставка художника Валентина Серова. Он создал портреты многих деятелей культуры: писателей А.М. Горького и Л.Н. Андреева, поэта К.Д. Бальмонта, художников К.А. Коровина и И.С. Остроухова, режиссера К.С. Станиславского, певца Ф.И. Шаляпина, актеров М.Н. Ермоловой, В.И. Качалова, И.М. Москвина, Г.Н. Федотовой... Выставка закрылась 16 марта. За это время ее посетило 30 тысяч человек.

Скульптурные памятники конкретным историческим личностям в Москве до XIX века не ставили. Обходились обелисками, колоннами и триумфальными арками, часто со скульптурными изображениями ангелов. Первый памятник Минину и Пожарскому, поставленный на Красной площади в 1818 году (скульптор И.П. Мартос, архитектор А.И. Мельников), долгое время оставался единственным в Москве.

В 1909 году с внешней стороны Китайгородской стены, в традиционном месте книжной торговли — Театральном проезде открыли памятник первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин, архитектор И.П. Машков).

В том же году в начале Пречистенского бульвара открыли памятник Н.В. Гоголю (скульптор Н.А Андреев, архитектор Ф.О. Шехтель) и в Малом Казенном переулке, во дворе бывшей полицейской больницы, — тюремному доктору Ф.П. Гаазу (скульптор Н.А. Андреев).

Мальчиком Александр Румнев присутствовал на открытии памятника Гоголю: «Помню, как спала пелена с памятника. Я ожидал, что памятник писателю должен быть вроде привычного мне памятника Пушкину. И вдруг он оказался нисколько на него не похож. Гоголь не стоял, а сидел и напоминал грустную нахохлившуюся птицу с длинным клювом. Я был разочарован, растерян. Понадобилось много лет, чтобы я оценил проникновенную глубину и высокую художественность скульптуры Андреева».

В 1912 году поставили у храма Христа Спасителя памятник Александру III (скульптор А.М. Опекушин, архитектор А.Н. Померанцев), на Скобелевской площади — генералу М.Д. Скобелеву (скульптор П.А. Самсонов) и на территории Московского сельскохозяйственного института М.К. Турскому (скульптор П.В. Дзюбанов).

В 1912 году на Пречистенке установили памятник Льву Толстому работы скульптора С.Д. Меркурова.

Вот и все скульптурные памятники Москвы начала ХХ века.

Среди скульпторов выделялась также А.С. Голубкина, работавшая в Москве с 90-х годов XIX столетия. После нее осталась целая галерея скульптурных образов современников.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0