Протоиерей Александр Смирнов как патриот и исповедник Православия. Статья протоиерея Александра Смирнова в «Журнале Московской патриархии» 1943 года против власовцев
Протоиерей Александр Смирнов (1888–1950) во время Великой Отечественной войны, помимо пастырского служения, был еще и ответственным секретарем «Журнала Московской патриархии». Публиковался также и сам, откликаясь на события Великой Отечественной войны. Так, в статье «Правда Христова и злоба Иродова» («ЖМП», № 4, декабрь 1943) он справедливо указывает на то, что идеи нацизма подготавливались еще с XIX века: «От хищного Бисмарка к кровавому Вильгельму и ироду-людоеду Гитлеру неуклонно шла Германия. Она постепенно утрачивала способность к усвоению христианских начал всемирного объединения в духе взаимного доверия и уважения национальностей и проникалась желанием устроить свое благополучие на чужом несчастье, на порабощении других народов».
За месяц до этого вышла другая его статья — «Противники креста Господня». Как известно, в сентябре1943 года вышло соборное постановление «Осуждение изменников вере и Отечеству», отлучающее от Церкви тех, кто сотрудничал с немецко-фашистскими оккупантами. С этим постановлением и связана эта статья о. Александра Смирнова, в которой он увязал заявление Cобора относительно предателей с канонами и совершенно четко заявил: «По смыслу восьмого правила св. Григория Неокесарийского общение с такими варварами, соучастие в их действиях есть такая большая измена христианству, за которую изменники даже в случае покаяния не должны приниматься в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе».
Замечательна также его следующая мысль: «Ницше был враг христианства и боролся с ним, но, с другой стороны, он желал и временного сохранения христианства, так как, по его утверждению, легче управлять “христианским стадом, нежели нехристианским”. Этими же соображениями руководятся и современные фашистские деятели, надевшие на себя маску покровителей религии и пользующиеся текстом Священного Писания для своих лозунгов».
К сожалению, сам о. Александр не указал, в каком сочинении Ницше высказал это, и не процитировал его. Не исключено, что он что-то и спутал, но все же это очень интересная мысль, ведь в нацистской Германии Ницше был очень популярен. Хотя он не проповедовал никаких расовых теорий, все же его идея о «сверхчеловеке» оказалась весьма любезной нацистам. Многие из них разделяли и его презрение к христианству. И, однако же, они декларировали защиту христианства. Понятно, что одной из причин этого было желание привлечь на свою сторону христиан. Но не только. Вот цитата из меморандума рейхсфюрера СС Гиммлера «Об обращении с инородцами на Востоке»: «Для не немецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что Господь Бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть» (цит. по: В.Богомолов. Срам имут и живые, и мертвые, и Россия).
Сия цитата ближайшего гитлеровского соратника (между прочим, оккультиста) вкупе с мыслью о. Александра Смирнова объясняет нам, какое христианство было нужно нацистам. Им нужны были покорные рабы, и для этого они желали использовать ложно понятое христианство. По моему убеждению, самый худший вид антихристианства — это псевдохристианство.
Сам протоиерей Александр Смирнов был также замечательным подвижником и исповедником Православия. Уж конечно же не сервилистом, в чем его могут обвинить неовласовцы. В 1921 году он был ложно обвинен в антисоветской агитации и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В своих воспоминаниях он пишет об этом: «...мне были предъявлены обвинения контрреволюционной агитации против советской власти. Эти обвинения были основаны или на сплошной лживой выдумке агентов ЧК, или же на извращении непонятых слов моих проповедей. Проповедь о весеннем пробуждении и соответственном пробуждении души и об укреплении ее цветами добра и любви была истолкована как намек на пробуждение контрреволюционного настроения в стране. Проповедь о пришествии Христа Спасителя была истолкована как намек на пришествие политического спасителя из Кронштадта и т.д.».
Священник воспринял это испытание именно как узы за Христа и считал это очень значимым этапом в своей жизни.
В 1935 году он вновь был арестован, и его продержали две недели. Дочь о. Александра, З.А. Смирнова, вспоминала об этом: «...папу арестовали и увезли в Бутырки. Мы все рыдали, очень молились. Через две недели папа вернулся очень худой и рассказывал маме, как его заставляли выступить по радио с речью, якобы он неверующий и религия “опиум для народа”. Папа отказался, он им ответил: “Я из семьи священника, сам священник и людям говорю в проповедях о вере, о любви Господа к народу. Вы со мной что хотите делайте. Если мне суждено умереть, значит, моя судьба такая, а выступать по радио я не буду”. Конечно, он подвергался пыткам, но мне мама об этом не говорила».
Еще она вспоминала: «Тяжелое было время для верующих, гонение на религию, священнослужителей и их семьи. Папа ходил по улице и ездил в трамвае в духовной одежде: ряса, скуфейка. Он ходил по своему Замоскворецкому району по требам. Приходил домой весь грязный, в плевках, песке, иногда мальчишки в него кидали камни, и лицо было в кровоподтеках».
Протоиерей Александр Смирнов не прославлен в лике святых, но у меня нет никакого сомнения, что он пребывает ныне в лике новомучеников и исповедников российских как исповедник. В статье же священника, которую я выкладываю ниже, он предстает также как замечательный русский патриот и антифашист.
Протоиерей Александр Смирнов
Противники Креста Господня
Постановление Собора преосвященных архиереев Русской Православной Церкви об осуждении изменников веры и Отечеству от 8/IX сего года гласит: «Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана».
В своей статье мы даем читателю материал, который объяснит ему причины такой строгости со стороны Церкви в отношении к своим согрешившим членам и именования их противниками креста Господня.
Церковь, как общество верующих, включая в себя великое множество патриотов земли Русской, любящих свою Родину, приглашает своих членов взирать на Начальника и Совершителя веры нашей Господа Иисуса Христа и убеждает с терпением проходить предлежащее нам поприще жизни. Такова воля о нас нашего Божественного Учителя и Спасителя, заповедавшего нам крестоношение в таких словах: «Кто хочет по Мне идти да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).
Великий ученик Христа Его апостол св. Петр, мечтавший еще в этот момент о земном Мессии и о земном царстве блаженства, запротестовал против намечаемого Господом крестоносного пути и сказал Ему: «Будь милостив к себе, Господи; да не будет этого с Тобою». В этих словах апостола Петра уже прозвучала прелюдия к его будущему отречению от страждущего Спасителя, к его: «Я не знаю человека сего».
Такое настроение есть бегство от благословленного Христом креста, обнаруживающее в беглеце самолюбие, любовь к удобству и покою этой жизни, евдемонизм — приятие этого настоящего мира без крестного подвига жизни, без страданий. Апостол Петр быстро это понял и вернулся на путь Христов, на путь креста и страдания. Но новозаветные книги дают нам тип христиан, избегающих креста, в лице другого человека, который оставил великого апостола христианства св. Павла во время его страданий в римской темнице и о котором Павел пишет: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4, 10). Этот Димас намеревался остаться верующим и считать себя христианином, но ему хотелось для своей собственной особы иметь такое христианство, в котором бы не было креста, и в этом случае он, по определению того же св. апостола Павла, принадлежит к «врагам креста Христова» (Флп. 3, 18).
Димас — это прототип тех именно изменников Родине, которых Соборное постановление и именует «противниками креста Господня», так как они дерзали «на общей беде строить свое благополучие»: встречали немцев как желанных гостей, устраивались к ним на службу и иногда доходили до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например партизан и других, жертвующих собою за Родину.
Совершенные же фашистами злодеяния дают нам основание утверждать, что перебежка изменников Родине во вражеский лагерь есть полная измена и самому христианству.
Глава нашей Православной Русской Церкви Святейший Патриарх Сергий в своем пасхальном послании в 1942 году сделал верующим обоснованное на фактах следующее предупреждение: «Наши враги возымели дерзость вместо креста Христова признать своим знаменем языческую свастику. Не забудем слов: “Сим победиши”. Не свастика, а крест призван возглавить христианскую нашу культуру, наше христианское жительство. В фашистской Германии утверждают, что христианство не удалось и для будущего мирового прогресса не годится. Значит, Германия, собирающаяся владеть миром будущего, намеревается забыть Христа и идти своим новым путем. За эти безумные намерения и соответствующие дела да поразит праведный Судия Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто все еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова».
Почему немцы двинули на нас свою технику, испестрив ее изображениями креста, а на пряжках военного обмундирования оттиснули изречение Слова Божия: «С нами Бог»?
Ответить на этот вопрос нам поможет один из идеологических родоначальников современных фашистских деятелей — немецкий писатель, философ Ницше, умерший более 40 лет назад, но предвосхитивший многие идеи фашизма.
В своих сочинениях Ницше дерзко поносил нравственное учение Иисуса Христа и противопоставлял ему в качестве высшей морали немецкий идеал «бронированного кулака», или право силы. Величайшие христианские добродетели — сострадание, любовь, кротость, милосердие — он называл плебейскими добродетелями, так как они набрасывают узду на страсти в человеке и мешают развитию его в новую, высшую породу «сверхчеловека».
С этой стороны Ницше был враг христианства и боролся с ним, но с другой стороны — он желал и временного сохранения христианства, так как, по его утверждению, легче управлять «христианским стадом, нежели нехристианским».
Этими же соображениями руководятся и современные фашистские деятели, надевшие на себя маску покровителей религии и пользующиеся текстом Священного Писания для своих лозунгов.
Для правильной расценки этого метода надо знать и помнить, что библейские выражения не во всяких устах и не всегда имеют свой подлинный смысл. Библейскими цитатами сатана искушал Христа в пустыне. Некоторые же пользуются изречениями Библии, для того чтобы произвести эффект или просто ради остроумия.
В отношении же русского народа весь этот религиозный наряд, в который обрядились хитроумные потомки немецких псов-рыцарей, объясняется их коварной целью: расположить к себе русский народ, а затем закрепить его порабощение и дать ему взамен Православия свою новую, национально-германскую государственную языческую церковь.
Еще в 1935 году в советской прессе писались статьи о появившемся в Германии новом язычестве. В этих статьях отмечалось, что новые язычники — это фашисты. Они развивают идеи Ницше и проклинают гуманистическое христианство как плебейское.
Страждущий образ Христа — в терновом венце, с каплями-рубинами жертвенной крови на его челе — не трогает и не волнует их.
Вместо храмов в честь Христа им хочется воздвигать алтари более близким им по духу древним мифическим национальным героям Зигфриду и Вотану. Они заявляют, что не хотят больше верить во Христа, что хотят быть «христами» сами. Это уже самообожествление нацистов, нечто вроде древних римских цезарей. Отсюда идет прямая дорога к тому, чтобы венчать Гитлера в заместителя Христу, чтобы объявить его «сверхчеловеком» Ницше.
Мы знаем, что философское творчество Ницше прервалось его психическим расстройством: он сошел с ума и по иронии судьбы успокаивался только тогда, когда слышал звон церковных колоколов и когда мать обещала взять его с собою в церковь.
Мы видим, что постепенная все усиливающаяся деградация современных деятелей немецкой национал-фашистской партии в моральном отношении привела их, как и Ницше, к тому языческому безумию, которое великий апостол христианства св. Павел характеризует такими словами: «Язычники осуетились в уме своем, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели... заменили истину Божию ложью и стали поклоняться и служить твари вместо Творца» (Рим. 1, 21–25).
Вместо Христа — фюрер; вместо креста — языческая свастика; вместо вечной книги жизни Библии — фашистская книжонка «Моя борьба»; вместо воскресения — вечер субботы; вместо священников, пасторов, капелланов, чтецов — одни лишь только лектора; вместо крещения, причащения, покаяния, венчания — произнесение фашистской клятвы с прикосновением правой руки к мечу и т.п.
С такими новыми обрядами фашисты и вознамерились создать в Германии новую национальную церковь, которая должна, по их замыслам, служить одной только доктрине — «Народ и раса» и не допускать на подвластной ей территории никаких других форм церковных объединений, в особенности же таких, в которых, согласно завету Христа и Его апостолов, проводится дух христианской интернациональности, то есть где нет разницы в духовных правах ни для Еллина, ни для Иудея, ни для других национальностей (Кол. 3, 11).
Попытка национал-фашистской партии Германии создать другую религию вместо христианской не представляет чего-либо нового и оригинального. Такая попытка была сделана римским императором Юлианом Отступником в 361–363 гг. н.э. Но мы знаем, что эта попытка его кончилась полным крахом, засвидетельствованным в его предсмертном восклицании: «Ты победил меня, Галилеянин!»
Также тщетны будут и усилия фашистов создать вместо Церкви Христовой другую государственную языческую национальную церковь.
Жизнь во Христе, по великому плану Промысла Божия, не должна быть уделом отдельных избранных наций, а должна сделаться достоянием всех народов, обновить жизнь всего человечества. Для Христа Спасителя, по слову апостола, нет различия между национальностями в религиозных правах. Как бы ни были разны по национальности, времени жизни и способностям члены христианского общества, все они соединяются друг с другом единством веры и единством цели жизни, составляют единую семью небесного Отца — Бога, единое стадо Пастыреначальника — Иисуса, единое тело Главы — Христа. Это общество верующих, поставивших целью своей жизни осуществление на земле евангельских заветов Христа Спасителя, и называется Церковью. Всякое же другое общество, следующее только одной доктрине — «Народ и раса», не имеет права на название его Церковью.
Каждое государство устанавливает в религиозном обществе только внешний правовой порядок, а внутреннее, религиозное, нравственное содержание этого порядка должно получаться не от государства, а свыше — от Божественного откровения, от Христа и Духа Святого. Германский же фашизм хочет насильно, путем террора навязать миру языческие богопочитание, веру, нравоучение, обряды и нацистскую идеологию. Отсюда у него неизбежно столкновение со всеми истинно верующими во Христа.
Нацисты встретили противодействие своим планам по созданию государственной национальной церкви прежде всего со стороны протестантства, и притом такое ожесточенное, что вынуждены были пойти с ним на компромисс и заключить пакт, по которому евангелическая церковь получила право на распространение своей веры, но все же под условием признания национал-социалистского мировоззрения «на основе расы, крови и земли».
Еще более ожесточенное противодействие нацизм на этом пути встретил со стороны католицизма с его стремлением вовлечь весь мир, все народы, все нации в «святую империю Христа» во главе с его земным наместником римским папой.
Это противодействие повлекло за собой многочисленные аресты ксендзов, судебные процессы против «правонарушителей в духовной рясе», побоища между католическими школьниками и гитлеровской молодежью, пастырские послания против «старогерманского варварства», которые читались со всех церковных кафедр, и т.п.
Если фашизм бессилен утвердить свою новую государственную национальную церковь даже среди своего народа, среди своей расы, то тем более он не сможет сделать этого над временно порабощенными им славянскими народами, из которых каждый историческую дату своего обращения в христианство считал самой благодетельной для него, а в горькие дни немецкого владычества над собой в своих затаенных мечтах созерцал величавую картину торжества Православия в освобожденном от немецкого ига и возрожденном славянстве.
Мы верим, что не языческая свастика, а крест Христов до скончания века будет возглавлять нашу христианскую культуру, наше христианское жительство.
Мы знаем, что по дипломатическо-политическим соображениям немцы в начале войны как бы обрядились в одежду «крестоносных рыцарей», ревнующих о торжестве Божьей правды в мире. Сатана принял вид ангела света (2 Кор. 11, 14). Но они быстро сбросили с себя эту ангельскую маску и показали свою подлинную, дьявольскую физиономию.
Можно сказать, что самому миру не вместить книг, в которых можно было бы написать про немецкие зверства. И характерно то, что эти зверства носят характер не мгновенного ожесточения, свойственного сражающимся воинам всех наций и всех стран... Нет, немецкие зверства носят характер преднамеренно обдуманных, систематических, совершаемых по плану, по расписанию, в назначенный момент.
Вероломно начатая и вероломно ведущаяся гитлеровцами война против половины человечества сопровождается самым ужасным надругательством над всеми святынями человечества.
Везде, где бы ни побывали немцы, после них остаются трупы повешенных, сожженных, задушенных, расстрелянных мирных людей, ограбленные и сожженные села и города, обокраденные, оскверненные алтари, разрушенные, взорванные, обесчещенные храмы; священники, поседевшие от пережитых ужасов, и их паства, лишенная крова, пищи, одежды. Следуя изуверским предписаниям фашистской гитлеровской партии и законам «церкви», порожденной этой партией безумцев и маньяков, фашистские «крестоносцы» еще раз подтвердили установившееся за ними название худших из всех варваров, которых видел мир.
По смыслу восьмого правила св. Григория Неокесарийского общение с такими варварами, соучастие в их действиях есть такая большая измена христианству, за которую изменники даже в случае покаяния не должны приниматься в разряд кающихся впредь до особого о них суждения на Соборе.
После всего вышеизложенного христианскому сознанию должно быть ясно, почему Собор преосвященных архиереев так строго осудил изменников вере и Отечеству и назвал этих изменников противниками креста Господня.
«Журнал Московской патриархии», № 3, ноябрь 1943 года.
Приложение
Постановление Собора Русской Православной Церкви
об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства[1]
8 сентября 1943 г.
г. Москва
Рядом с отрадными явлениями патриотической деятельности православного духовенства и мирян тем печальнее видеть явления противоположного характера. Среди духовенства и мирян находятся такие, которые, позабыв страх Божий, дерзают на общей беде строить свое благополучие. Встречают немцев как желанных гостей, устраиваются к ним на службу и иногда доходят до прямого предательства, выдавая врагу своих собратий, например партизан и других, жертвующих собою за Родину. Услужливая совесть, конечно, всегда готова подсказать оправдание и для такого поведения. Но Иудино предательство никогда не перестанет быть Иудиным предательством. Как Иуда, погубив свою душу, и телом понес исключительное наказание еще здесь, на земле, так и эти предатели, уготовляя себе гибель вечную, не минуют и Каиновой участи на земле. Фашисты понесут справедливую кару за свои грабежи, убийства и прочие злодеяния. Не могут ожидать себе пощады и эти приспешники фашистов, думавшие поживиться за их спиной за счет своих братий.
Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная, уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.
Сергий, митрополит Московский и Коломенский.
Алексий, митрополит Ленинградский.
Николай, митрополит Киевский и Галицкий.
Лука, архиепископ Красноярский.
Андрей, архиепископ Казанский.
Стефан, архиепископ Уфимский.
Сергий, архиепископ Горьковский и Арзамасский.
Алексий, архиепископ Куйбышевский.
Василий, архиепископ Калининский и Смоленский.
Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский.
Алексий, архиепископ Рязанский.
Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский.
Иоанн, архиепископ Сарапульский.
Григорий, архиепископ Саратовский и Сталинградский.
Питирим, епископ Курский.
Вениамин, епископ Кировский.
Димитрий, епископ Ульяновский.
Елевферий, епископ Ростовский.
Александр, епископ Молотовский.
Управляющий делами Московской патриархии
протоиерей Николай Колчицкий.
[1] Постановление Синода направлено Л.П. Берией А.Н. Поскребышеву для доклада Сталину с сопроводительным письмом от 11 сентября 1943 года за № 800/6 вместе с обращениями Собора к Советскому правительству и ко всем христианам мира. Архив Президента РФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 4. Л. 12–13.