Из кусочков сложится мозаика... Стихи
Елена Юрьевна Величко (Воробьёва) родилась в Калининграде (ныне Королёв) Московской области. Окончила Литературный институт имени А.М. Горького (семинар поэзии О.Николаевой). Руководитель литературного клуба «Феникс» и Союза молодых литераторов «Финист» (Королёв). Публиковалась в журналах «День и ночь», «Огни Кузбасса», «Волга XXI век», «Дон», «Южный маяк», «Дрон», в альманахах «Муза», «Пятью пять», в газете «День литературы», в «Литературной газете» и др. Лауреат Литературной премии имени Р.Рождественского (2015), Литературной премии имени С.Н. Дурылина (2015, 2017), Московского межрегионального литературного конкурса «Россия — земля моя» (2019, 2023), Межрегионального молодежного поэтического конкурса «Великий праздник молодости чудной» (2022), Окружной литературной премии имени И.А. Бунина (2022), полуфиналист Всероссийского фестиваля молодой поэзии «Филатов Фест» (2024). Призер поэтического конкурса журнала «Москва» «Патриотический верлибр» (2024). Член Совета молодых литераторов при Союзе писателей России. Живет в Королёве.
Русская зима
Тянется проводами,
Путями железнодорожными,
Трудной судьбою,
Революцией,
У которой только начало.
Зеркало покрылось
Трещинами-узорами
Так, что целого не разглядеть.
Но я верю, что когда-нибудь
Из кусочков сложится мозаика,
Большое увидится на расстоянии.
Мы разгадаем твой грозный замысел,
Прочитаем послание на снегу.
И тогда, быть может, протрубят с небес
Золотые ангелы,
Словно на праздничной елке,
И все звенья истории сложатся в единую цепочку,
Одну большую гирлянду.
И ты окажешься не старой ведьмой,
А молодой красавицей
Из пансиона благородных девиц,
И будет похрустывать снег
Под твоими сапожками.
* * *
Мы все сегодня живем
Под голографическим небом,
Словно в компьютерной игре.
А если выключат свет,
Останется от России
Один обожженный Донбасс,
Ночной, саднящий.
Окоём
Самый западный город,
Где я бывала, —
Киев небесноверхий.
Самый северный город,
Где я бывала, —
Новгород столповидный.
Мой окоём ограничен
Древнею Русью —
Ставнями с дивным
Исконно райским узором.
Города
Вырастают из-за поворотов памяти,
Неуверенно расправляют крылья,
Идут вперевалочку к ближайшей воде,
Такие похожие друг на друга,
Почти неразличимые на расстоянии.
В каждом — сусальные купола
Маслянисто сверкают на солнце.
Из-под осыпавшейся штукатурки
Проступают древние кирпичи,
А на заднем плане возвышаются
Клонированные небоскребы.
Посередине бьет артерия
Извилистой речушки,
И холмы вырастают из холмов,
Как богатырские головы — из голов,
Косо срезая края деревянных домов,
Заставляя путников задыхаться.
Дорога пылит под ногами,
Пряно пахнут ромашки и мальва.
В каждом — по детским площадкам разносятся крики,
Хоть краска на лесенках облупилась
И выломаны качели.
А вывески наплывают друг на друга:
«Вселенная табака» — «Мастерская здоровья».
Мы поднимаемся и спускаемся,
Покорны причудам ландшафта.
В каждом — монастырь
С чудотворной иконой,
К которой тянутся стаи
Страждущих в пестрых платочках.
Надо кланяться до земли,
А потом спуститься по бесконечной лестнице
В зеленое марево нежной прохлады,
Где спрятан в тени святой источник.
Его журчание громче комариного писка.
И можно стереть с лица осадок дорожной пыли.
В каждом — «Пятерочка» и «Магнит».
Главная улица в сонном купеческом стиле,
Увенчанная зданием администрации
И силуэтом вождя.
Памятники коту, дворнику и студенту.
Неподалеку — парк с Аллеей Победы.
На остановках висят плакаты:
«Голосуй за нашего кандидата!»
И улыбающееся лицо с глазами-гвоздями.
И я побывала в каждом из них,
Пила их квас, магнитики их покупала,
Крестилась на их высокие колокольни,
Блаженно улыбалась блаженному небу
С фигурными, как пряники, облаками,
Пока не свернулась память слоеной улиткой,
Предметом гордости провинциальной пекарни,
И все они не слиплись в один первозданный хаос,
В котором уже не узнать живых человеческих судеб.
Тогда я встала на том одиноком месте,
Где выпало мне стоять на посту полжизни,
И вбила кол в песчаную эту землю,
Которая испокон мне сопротивлялась,
Упав на колени, прикрыла глаза ладонью.
Ждала, пока они продефилируют мимо,
Собьются в стаю и поднимутся в небо.
И только когда они превратились в точку у горизонта,
Открыла глаза и огляделась вокруг,
Будто бы в первый раз.
Бесстрастная речка колышет ряску.
Зеленые пряди берез качаются над водой.
И это мне позволено любить,
Вот эту часть, осколок неприметный
Огромного витражного окна,
Пускай оно разбито, но снова соберется
И засверкает, ослепляя, точно солнце,
Сводя с ума и возвращая разум,
Лишая сил, надежды и даря ее обратно
Летучей детскою рукой.
И я сама была сверкающей песчинкой,
Летела над землей куда глаза глядят
И с высоты окидывала взором
Все эти города,
Чтоб бессловесно их благословить.
Бабушка
Посвящается А.Н. Воробьевой
1
— Черно-белый кот[1]
в непролазных зарослях
на участке в шесть соток
(лгали себе, что сможем купить клочок земли),
заслышав скрип прогнившей калитки,
исчез в траве.
— Слишком крупная для обычного голубя
безупречно белая птица
под храмовым сводом
кладбищенского магазина,
прямо над ритуальным венком
(сперва посчитала ее декоративной фигуркой).
— Ящерка на нагретом надгробии
(прочь от детской ладошки
юркнула во мрак).
— Слишком много для пары июньских дней.
2
С трудом нашли это место.
Памятник просел.
После дождей все заросло.
Сразу взялись за дело.
(Только тут я рву траву
без угрызений совести:
нечего разрастаться над головой).
Я вспоминаю ее.
На фотокарточке сороковых
правильные черты лица,
это лицо вечной девушки.
Даже родив и воспитав четверых,
она оставалась девушкой.
Говорят, я на нее похожа.
Здесь не сажали цветов, кроме лилий.
Все остальные выросли сами.
Ландыши отцвели,
цветет клубника,
лилии еще не цвели.
Чайки чиркают крыльями близко к земле,
вместо рыбы кормятся тем,
что родственники кладут на могилы.
Скворцы чередуют скрип и песню,
перелетая с креста на крест.
А в земле какие-то норы, ходы,
а к земле приклеены личинки.
Жизнь торжествует повсюду.
Ландыши отцвели,
цветет клубника,
лилии еще не цвели.
Надо приехать, когда созреют ягоды.
3
Возвращаясь, проходим вдоль аскетичных
воинских захоронений.
Спят плечом к плечу
неизвестные с известными.
В красной лампадке бьется пульс.
[1] Фрезер писал, что, по мнению древних, дух растительности мог принимать форму какого-либо живого существа. Например, обнаружив на засеянном поле зайца, крестьянин видел в нем воплощение хлебного духа.