Не мечите бисер перед свиньями

Игорь Владимирович Бжезицкий родился в 1973 году в селе Великий Мидск Костопольского района Ровенской области. Окончил Одесскую государственную академию пищевых технологий имени М.В. Ломоносова и Херсонский национальный технологический университет. Учредитель и соорганизатор ежегодных конкурсов, фестивалей, выставок и лагерей отдыха для детей и взрослых. Публиковался в региональной прессе. Автор телеграм-каналов «ЛОГОСЫ Игоря Бжезицкого» и «МИР Новокаховской епархии». Автор печатной художественной работы — радиоспектакля в 12 эпизодах «Игры» (2019). Имеет награды. Живет в Каховке Херсонской области.

Сегодня я хочу раздвинуть рамки понимания этой евангельской цитаты, которую в украино-российско-белорусском виртуальном социальном поле эксплуатируют весьма часто все противоборствующие стороны.

Но для начала приведем полную версию слов Христа из Нагорной проповеди, которые предлагает нашему вниманию апостол Матфей в седьмой главе: «Не давайте святыни псам и не бросайте [не мечите] жемчуга [бисера] вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

Итак, на мой взгляд, одной из причин попсовой популярности этой цитаты в наши тяжелые дни есть повод, заручившись авторитетом Иисуса Христа, «законно» оскорбить оппонента в споре, косвенно назвав его невежественной свиньей, не желающей принимать наши «железобетонные» аргументы.

Но оскорблял ли кого-либо этими словами Христос?

Как-то к Христу приступил некий законник, видный ученый своего времени, и, желая блеснуть своей эрудицией, решил экзаменовать Спасителя. Он спросил Иисуса: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?» «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36–40).

На что я хочу обратить здесь ваше внимание? Из 613 заповедей, которые существуют в книгах Ветхого Завета, Христос выбрал только две, и заповедь о любви к ближнему Он уравнивает с любовью к Богу. Как-то не очень вписывается в эту рамку любви к ближнему наименование наших ближних свиньями и псами...

В чем же здесь дело?

На мой взгляд, все очень просто: Христос сердцеведец. Он знает все о человеке. И Он может определить состояние души каждого человека. Он великий судья, суд Которого праведен. Он может сказать, что душа этого человека подобна ехидне, а этого подобна свирепому бездомному псу, а этого свинье. Нам же с вами Он судить человека запрещает: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1–2). Поэтому не стоит в использовании цитаты про бисер и свиней поднимать собственную самооценку до уровня Христа, определяя на собственный бревенчатый глаз когнитивные способности собеседника с сучком в зенице.

Но это еще не все.

То, что я хочу сказать далее, на первый взгляд войдет в конфликт со словами очень многих наших церковных святоотеческих авторитетов, но прошу вас дождаться финальных выводов данной статьи.

Начиная от святого Августина и продолжая целой плеядой высказываний святых и мудрых людей, можно констатировать, что общий смысл их понимания этого места Евангелия вполне тождественен с толкованием на него блаженного Феофилакта Болгарского.

Вот оно: «“Псы” — это неверные, а “свиньи” — это те, кто хотя и верует, но тем не менее ведет грязную жизнь. Итак, не должно говорить о тайнах веры пред неверными и произносить светлых и жемчужных слов богословия пред нечистыми, потому что свиньи попирают или пренебрегают тем, что им говорят, псы же, обратившись, терзают нас, что делают те, которые называются философами. Когда они услышат, что Бог был распят, они начинают терзать нас своими умствованиями, софизмами доказывая, что это невозможно».

Но в то же время знаете, чем закончилась история первой проповеди Иисуса Христа в синагоге Его родного города Назарета? Ведь именно там Он начал давать людям Святыню Истины: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4, 28–29).

Другими словами, Христос знает, что эти люди не примут Его слов. Более того, Он знает, что, точно по принципу притчи о свиньях и псах, они захотят растерзать Его. Он знает это и тем не менее произносит проповедь о Помазаннике Духом Господним, то есть о Cамом Себе.

И если внимательно читать Евангелие далее, то в притчах о злых виноградарях, о брачном пире, в историях о расслабленном и прочих многочисленных эпатажных для иудеев исцелениях в субботу и в воскрешении Лазаря четверодневного мы увидим реакцию некоторой части слушающих или видящих, очень схожую с той реакцией, которую демонстрируют жители Назарета, — они хотят убить Христа за жемчуг Его слов и поступков, которые Он раз за разом продолжает адресовать этим не способным оценить всю их драгоценность «псам» и «свиньям».

Я уже не говорю о тех местах Евангелия, где Христос прямо призывает проповедовать всем без разбора, начиная в иносказательной форме в притче о Сеятеле, который сеет Слово Божье во все сердца и в каменистые, и в терновые, и придорожные, и в добрые, и заканчивая прямым императивом: «Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10, 27).

Да, по сути, весь глобальный стратегический сюжет Евангелия — это о том, как людям принесли Истину, а люди распяли Того, Кто им принес эту драгоценность и Кто Сам и является этой драгоценностью — Истиной. Вся евангельская жизнь Иисуса Христа противоречит утверждению притчи о свиньях, псах и жемчуге в коннотации святого блаженного Феофилакта Болгарского и иже с ним.

И общая логика действий Христа нам с вами в высоты прожитых лет тоже вполне доступна для понимания: все то, что Он «посеял» на микроскопическом клочке пустыни где-то на задворках могущественной Римской империи, выросло в монументальный и непоколебимый двухтысячелетний Богочеловеческий Храм Христианства планетарного масштаба.

«Опять перед нами очередной парадоксальный пример противоречий евангельских текстов?» — спросите вы.

Нет. Все, как всегда, очень просто. Евангелие — это книга не для разового прочтения, а для постоянного погружения в эти святые тексты на протяжении всей жизни христианина.

Евангелие — это топливо, пища для души христианина, без которой, как без воды цветок в кадке, из нее, души, уходит жизнь. Евангелие нужно читать всю жизнь только с одной целью — пропитать каждую клеточку нашего тела, каждый микроэлемент нашей души духом этой книги. А дух этой книги — это Дух Истины. И если человеческая душа будет как бы плавать в евангельских текстах, она легко определит, когда можно и нужно говорить об Истине, а когда стоит воздержаться и промолчать. Поэтому нет никаких противоречий между толкованием святителя Феофилакта на притчу о жемчуге и свиньях и притчей о Сеятеле. В каждом отдельном житейском случае дух Евангелия добросовестному христианину подскажет, как действовать, говорить или о чем молчать.

Выводов по этой статье два.

1. Христос не оскорбляет человека, Христос диагностирует состояние души человека, а нам этим заниматься не полезно. Поэтому в большинстве случаев стоит воздержаться от разбрасывания евангельскими цитатами в пылу мирских споров, тем более в коннотации оскорбления собеседника. Не стоит. Чаще всего те цитаты, которые вы используете, не о том, о чем идет речь в выяснении отношений на страницах Фэйсбука или Телеграма.

2. Даже во враждебной среде стоит говорить и об Истине, и о Правде, поскольку так поступал наш Спаситель, но, разумеется, с чувством меры, с чистым мотивом и уважением к человеку, с которым вы ведете полемику, как к творению Божьему, даже если он обзывает вас последними словами. Опять же допускать и терпеть оскорбления в свой адрес нужно с чувством меры и до определенной степени, но об этом, если будем живы и если будет Богу угодно, поговорим в рамках статьи о нормах ведения полемики в Интернете православными христианами.





Сообщение (*):

Эстер

09.01.2025

Игорь, благодарю за ваше благостное изложение, виртуозные слог.

Комментарии 1 - 1 из 1