Литература. Музыка. Цирк. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

Литература

Литературных кружков в Москве в первые два десятилетия ХХ века появлялось великое множество. Большинство из них, просуществовав несколько месяцев, бесследно исчезало. Но были и такие, что дожили до первых лет советской власти.

В 1899 году возник литературно-художественный кружок, просуществовавший до 1920 года. Наряду с А.П. Чеховым в него входили социолог М.М. Ковалевский, юрист А.Ф. Кони, режиссер К.С. Станиславский, актриса М.Н. Ермолова... Здесь читались новые литературные произведения и разгорались споры о них. Сначала кружок размещался в здании на Воздвиженке, позже — на Большой Дмитровке, где находились богатая библиотека, столовая, бильярдная и карточные столики.

В том же 1899 году появился другой литературный кружок, просуществовавший до 1922 года, — телешовские «Среды», проходившие на квартире писателя Н.Д. Телешова на Чистопрудном бульваре (д. 21). В кружок входили молодые писатели Л.Н. Андреев, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, И.А. и Ю.А. Бунины, В.В. Вересаев, А.М. Горький, А.И. Куприн, А.С. Серафимович... На телешовских «Средах» можно было встретить пианиста С.В. Рахманинова, певца Ф.И. Шаляпина, писателей старшего поколения П.Д. Боборыкина, Н.Н. Златовратского, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, И.Н. Потапенко.

Престарелый писатель Н.Н. Златовратский по субботам собирал собратьев по перу у себя на даче в подмосковной Апрелевке. Возникали и через некоторое время исчезали десятки других литературных кружков, среди которых выделялись талантливые поэты разных течений и направлений.

А.П. Чехов писал: «Я — навсегда москвич». Здесь он окончил в 1884 году медицинский факультет Московского университета, здесь же написал свои первые произведения и публиковал их в московских журналах. «Осколками московской жизни» назвал он их. Нравы и быт московской жизни занимают значительное место в его творчестве: «Приданое», «Толстый и тонкий», «На Трубной площади», «Припадок», «Дама с собачкой»... Здесь были впервые поставлены его пьесы «Иванов», «Чайка», «Вишневый сад». Здесь его и похоронили.

В Москве родился и большую часть жизни прожил поэт Валерий Брюсов. Он в начале 90-х годов XIX века открывает для себя французских символистов, объявляет декадентство «путеводной звездой в тумане» и стремится стать его вождем, создать себе скандальную славу. В 1904–1908 годах Брюсов — автор и фактический руководитель журнала «Весы», главного периодического издания русских символистов. В его доме на 1-й Мещанской улице в 1902–1917 годах по средам собирались символисты и футуристы разных направлений. В предреволюционное десятилетие он пишет стихи и поэмы, повести и рассказы, пьесы и критические статьи, переводит армянских поэтов. Все реже из-под его пера появляются талантливые строки, и с приходом 1917 года Брюсов становится литературным советским функционером.

В.А. Гиляровский в 1886 году поселился в Столешниковом переулке (д. 9, кв. 10), где прожил до своей кончины в 1935 году. Его квартира служила местом встреч писателей, журналистов, художников, артистов. На его вечера «Столешники» в начале ХХ века приходили литераторы В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, М.Горький, В.М. Дорошевич, А.М. Пазухин, А.С. Серафимович, А.П. Чехов... Даже граф Лев Толстой однажды заглянул.

Впервые А.М. Горький оказался в Москве в 1889 году. Наезжая время от времени сюда и позже, он бывал на спектаклях Московского Художественного театра (МХТ) в «Эрмитаже» в Каретном Ряду, где познакомился с его режиссерами и артистами. Постановкой пьесы Горького «Мещане» 25 октября 1902 года Художественный театр открыл свой сезон в новом здании в Камергерском переулке. Вторая пьеса Горького «На дне» была поставлена на сцене МХТ 27 декабря того же года. Вдохновленный такой удачей, Горький писал Чехову: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве. Не любить его — невозможно, не работать для него — преступление». Москва конца XIX и начала XX века отображена в романе Горького «Жизнь Клима Самгина».

По четвергам в 1906–1909 годы устраивали свои собрания сотрудники московского журнала символистов «Золотое руно» в редакции на Новинском бульваре. Из литераторов их часто посещали А.Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, М.А. Кузмин, А.М. Ремизов. Посиделки с вином и закуской стали традицией и в других журналах. Но главным в этих встречах всегда были бурные литературные споры.

В 1909 году к 100-летию Н.В. Гоголя открыли памятник писателю на Арбатской площади, в конце Пречистенского бульвара. Он вызвал противоречивые отклики из-за своего «скорбного вида».

Смерть Льва Толстого в 1910 году стала тяжелой утратой для московской интеллигенции. В память о великом русском писателе в Москве открылись Толстовское общество и музей.

В 10-х годах ХХ столетия в Москве пользовался популярностью литературный салон Г.Л. Гиршман — жены предпринимателя и мецената В.О. Гиршмана. В особняке Гиршманов (Мясницкий пер., д. 6) бывали А.Н. Бенуа, В.Я. Брюсов, К.С. Станиславский, А.Н. Толстой.

В октябре 1912 года в стенах Московского университета отметили 25-летие творческой деятельности Ивана Бунина. И хотя по рождению он не был москвичом, московская тема звучала во многих его стихотворениях, в рассказах «Лика» и «Чистый понедельник».  Он впервые узнал Москву в 1894 году, а распрощался с ней навеки в 1918-м.

В Москве, в зале Общества любителей художеств, 6 октября 1913 года состоялся вечер «футуристов-речетворцев», собравших «неимоверное количество публики». Первым на эстраде поднялся Владимир Маяковский в кофте ярко-желтого цвета с черными полосами. После докладов футуристы читали стихи. Все было рассчитано на скандал, но «добродушная московская публика только весело хохотала».

В 1906 году в квартире на Малой Бронной улице началась московская жизнь Владимира Маяковского. Здесь в мае 1913 года вышел в свет его первый сборник поэзии «Я» — тоненькая книжица, включавшая всего четыре стихотворения.

В 1911 году в Москву приехал Сергей Есенин. Почти четыре года прослонялся он в поисках работы по московским издательствам и в начале 1915 года переехал в Петроград, чтобы вернуться в Москву лишь весной 1918 года. 1 февраля 1916 года вышел в свет первый сборник его поэзии «Радуница».

С Москвой неразрывно связана жизнь Марины Цветаевой. В Трехпрудном переулке прошли ее детство и отрочество. Потом вместе с мужем С.Я. Эфроном и с появившимися детьми она жила в Замоскворечье.

Картины московской жизни XIX и начала XX века нашли отражение в романе Ивана Шмелёва «Лето Господне», в автобиографической прозе Андрея Белого «На рубеже веков», в рассказах Бориса Зайцева и в произведениях многих других писателей.

Музыка

П.И. Чайковский возбудил интерес москвичей к новым творческим явлениям русской национальной школы. Москва по праву стала занимать ведущее место в утверждении русского национального искусства, стала центром русской классической музыкальной школы.

Выпускниками Московской консерватории были выдающиеся русские композиторы С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин. Рахманинову исполнилось всего 20 лет, когда в Большом театре в 1893 году была поставлена его опера «Алеко», а позже «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». В Москве расцвел его талант композитора, пианиста, дирижера. В огромном зале Благородного собрания 15 марта 1915 года знаменитый Синодальный хор под руководством Н.М. Данилина исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, посвященное жертвам войны. Ныне это Рахманиновский зал.

Творчество А.Н. Скрябина неотделимо от родного города. Написанные им в 1900–1904 годах три симфонии, в 1905–1907 годах «Поэма экстаза» и в 1910 году «Прометей» с триумфом исполнялись в Москве и самим композитором, и оркестром С.А. Кусевицкого.

В конце XIX века получили известность и другие композиторы — выпускники Московской консерватории: С.Н. Василенко, А.Ф. Гедике, Р.М. Глиэр, А.Б. Гольденвейзер...

На Большой Никитской улице выстроили новое здание Московской консерватории, которое существует и поныне (д. 13, архитектор В.П. Загорский). Занятия в учебном корпусе начались осенью 1898 года, торжественное открытие Большого зала состоялось 7 апреля 1901 года. Теперь консерватория могла не только не снимать помещения для своих спектаклей и концертов, но и даже сдавать их. Хотя из-за строительства образовались новые долги.

Среди руководителей оркестров Москвы пользовались особой популярностью В.И. Сафонов, С.А. Кусевицкий, К.С. Сараджев... С начала 90-х годов XIX века большинство симфонических концертов в Москве устраивалось Русским музыкальным обществом и Филармоническим обществом. Концерты обычно проходили в Зале Дворянского собрания на Большой Дмитровке. Их организовывал, как правило, директор Московской консерватории В.И. Сафонов.

С сезона 1908/09 года Русское музыкальное общество начало осуществлять серию «Исторических концертов», которые возглавлял композитор и дирижер С.Н. Василенко.

Видное место в московской музыкальной жизни занимали летние концерты в Сокольниках и в саду Народного дома, которыми дирижировал К.С. Сараджев.

На высоком уровне в Москве было и хоровое искусство. Хор Синодального училища считался одним из лучших в мире. Первоклассным был также хор Большого театра.

После драматических революционных событий 1905 года на пост директора Художественного совета консерватории был избран М.М. Ипполитов-Иванов, который продолжил дело своих предшественников.

Выдающимся событием музыкальной жизни становятся «крестьянские концерты» М.Е. Пятницкого. Хор под его руководством 17 февраля 1911 года впервые выступил в Москве с исполнением русских песен.

Московская консерватория вырастила плеяду замечательных музыкантов, завоевавших мировую славу. Стали появляться и другие музыкальные учебные заведения. В 1878 году при Московском филармоническом обществе открылось Музыкально-драматическое училище, главным организатором которого был пианист П.А. Шостаковский. В 1883 году первые ученицы поступили в женскую музыкальную школу Н.А. Муромцевой. В 1891 году начало работать музыкальное училище В.Ю. Зограф-Плаксиной. В 1895 году сестры Елена и Мария Гнесины основали в Гагаринском переулке музыкальное училище, ставшее одним из самых известных в России. Директором Синодального училища и Синодального хора был назначен выдающийся церковный композитор А.Д. Кастальский. В Москве также существовало Филармоническое училище, основанное П.А. Шостаковским. Особенную роль оно играло в подготовке музыкантов для оркестров.

На Сокольническом кругу 7 августа 1912 года был исполнен Первый фортепьянный концерт Сергея Прокофьева. Композитор вспоминал: «Это было первое его исполнение и вообще первое мое выступление с оркестром как пианиста».

Говоря о развитии музыки в Москве, нельзя не упомянуть П.И. Юргенсона, открывшего на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка нотный магазин. Он издает и продает ноты произведений Баха, Вебера, Даргомыжского, Антона и Николая Рубинштейнов, первое полное собрание сочинений Мендельсона, сборники романсов Шуберта, Шумана, Гурилёва, Булахова, Венявского, все произведения Чайковского. Юргенсон был тесно связан с Русским музыкальным обществом: обеспечивал его нотами, принимал участие в организации концертов. Его фирма со временем открыла свои филиалы во многих европейских городах, в Америке и Австралии. В 1903 году основатель фирмы скончался, но его дело продолжили сыновья. В 1918 году, не дожидаясь национализации, они передали свою фирму Советскому государству.

Цирк

Корни национального русского цирка восходят к скоморохам XV–XVI веков. С начала XVIII века в России частыми гостями стали иностранные мастера циркового искусства. Россия и сама поставляла паяцев, акробатов и укротителей зверей, переезжавших с места на место и веселивших публику. На каждой московской ярмарке ставили балаганы с клоунами и зверинцами, летом в Нескучном саду зазывал к себе зрителей цирк шапито.

На смену балаганам пришли стационарные цирки. Первое каменное здание цирка выстроил на Цветном бульваре наездник и дрессировщик лошадей А.В. Саламонский. Когда в 1880 году цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. В 1884 году к нему были пристроены конюшни, а в 1890 году появился бассейн для водных феерий. В начале Первой мировой войны очередной арендатор цирка Саламонского австрийский подданный А.Девинье был интернирован, цирк остался без хозяина, и труппа избрала его руководителем артиста И.Радунского.

В 1886 году братья Никитины открыли в Москве еще один стационарный цирк, переоборудовав под него здание бывшей панорамы «Штурм Плевны» на Цветном бульваре (ныне кинотеатр «Мир»). Никитины успешно конкурировали с расположенным рядом цирком Саламонского. В 1888 году они арендовали цирк Гинне на Воздвиженке. У Никитиных прошли выучку и приобрели известность многие мастера русского цирка: Н.Сычев, П.Орлов, И.Козлов, М.Пащенко, сестры Гамсахурдия, В.Л. и А.Л. Дуровы, Альперовы, Лавровы, А.Цхомелидзе, В.Е. Лазаренко, И.Поддубный, И.Заикин...

В начале 90-х годов XIX века братья Никитины разделились. Дмитрий держал музей-паноптикум, зверинец. Петр прекратил цирковую деятельность. Аким построил в 1911 году фундаментальное здание цирка на Триумфальной площади (рядом с садом «Аквариум») и был его директором до своей кончины в 1917 году.

В новом цирке Никитина 13 февраля 1912 года состоялся первый выход знаменитого дрессировщика В.Дурова со своими «артистами»: собаками, крысами, петухами, свиньями, кошками и даже маленьким слоном.

В цирке Саламонского 3 мая 1912 года начал выступления шестикратный чемпион мира по борьбе авиатор Иван Заикин.

В цирке Никитина 27 сентября 1914 года состоялась премьера военно-патриотической пантомимы «Взятие Львова».

В цирке Саламонского 15 декабря 1914 года в первый раз выступали слоны-великаны под управлением укротителя Сандока.

В цирке Никитина 3 января 1915 года поставлена новая водяная пантомима «Затопление Бельгии».

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0