Население и призрение бедных в Москве. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

Население

К концу XIX века москвичами стали уже более 1 миллиона человек, а к 1 февраля 1917 года их число достигло 2 017 000. В дальнейшем начался отток населения из города. По состоянию на 30 сентября 1917 года в Москве насчитывался 1 854 000 человек.

По первой переписи населения города, проведенной советской властью 21 апреля 1918 года, в Москве был установлен 1 716 000 человек. Из-за голода и отъезда москвичей в хлебородные губернии оно начало сокращаться. Сокращению населения способствовало и преобладание умерших над родившимися. На 100 родившихся москвичей приходилось: в 1919 году — 201 умерший, в 1920 году — 153. В августе 1920 года по произведенной переписи в Москве значилось около 1 100 000 жителей. Несмотря на отсутствие свободных квартир, после значительного спада к концу Гражданской войны начался приток населения в город.

К середине 1917 года в Москве числилось только фабрично-заводских рабочих более 187 000, а с учетом работников транспорта, строительства, торговых заведений и домовладений более 400 000. На многих предприятиях заметно уменьшилась численность рабочих. Так, на заводе Гужона из 3688 рабочих в 1914 году к 1920 году осталось 825. На заводе Бромлея в 1916 году трудилось 2394 человека, а в октябре 1919 года — 700.

3 апреля 1923 года опубликованы результаты городской переписи населения. В Москве насчитали 1 490 000 человек и 335 000 семей, мужчин — 720 000, женщин 770 000.

На заработки в столицу приходили рабочие и крестьяне из ближайших губерний Центрального промышленного района. Далеко не все находили работу, и к концу 1923 года на учете Московской биржи труда состояло более 112 000 безработных.

Перепись населения в январе 1926 года показала, что в Москве проживают восемь тысяч профессиональных нищих.

За январь–март 1926 года в Москву приехало 248 082 человека, а выбыло 152 847. Прирост населения за счет приезжих составил 95 235 человек.

17 декабря 1926 года началась Всесоюзная перепись населения. По ее результатам оказалось, что жителей в Москве на 25 процентов больше, чем в 1914 году, — более 2 000 000 человек.

Президиум Моссовета 19 февраля 1927 года заслушал доклад о результатах последней переписи, согласно которым численность населения в Москве составляла 2 019 453 человека: женщин — 1 029 957, мужчин — 989 496. На каждую тысячу мужчин в Москве приходилась 1041 женщина. Меньше всего женщин проживало за Камер-Коллежским валом, и наоборот, в кольце между бульварами и Садовыми улицами на 1000 мужчин приходилось 1135 женщин.

Реконструкция промышленности и появление новых заводов и фабрик способствовали притоку в Москву рабочих. Население города с 2 319 000 в начале первой пятилетки к ее концу, в 1932 году, выросло до 3 663 000, в том числе рабочих с 208 500 человек до 443 500.

В 1936 году в Москве насчитывалось 12 000 врачей, из них более половины женщины, 24 000 учителей, более 100 000 школьников и студентов. Население столицы составляло 3 550 000 человек. Но это стало известно десятилетия спустя. Полученные результаты переписи 6 января 1936 года были объявлены недостоверными и засекречены.

17 января 1939 года началась вторая Всесоюзная перепись населения. В СССР было учтено 170 600 000 человек. Население Москвы увеличилось до 4 137 000 человек. В предвоенные годы была отмечена заметная естественная прибыль населения: на 100 умерших приходилось 190 родившихся. Поэтому к лету 1941 года в Москве уже насчитывалось 4 500 000 человек.


Призрение бедных

Призрение бедных в Древней Руси покоилось на нравственно-религиозных началах. «Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, — писал историк В.О. Ключевский, — сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему».

В дореволюционной России дело призрения почти всецело было частной инициативой.

В Сокольниках 25 ноября 1901 года открыли городской сиротский приют имени братьев Бахрушиных, сооруженный на пожертвование А.А. и В.А. Бахрушиных и состоящий из нескольких отдельных домиков на 20–25 человек каждый, церкви и административного здания (ныне 1-й Рижский переулок). В нем воспитывались и обучались ремеслу мальчики-сироты с 4–6 лет до совершеннолетия. В 1910 году был выстроен учебный корпус приюта с большими электромеханическими и художественно-слесарными мастерскими. Директором приюта многие годы был Николай Васильевич Несмеянов, отец академика А.Н. Несмеянова.

За Тверской заставой по Петербургскому шоссе 28 ноября 1901 года была основана богадельня для неизлечимых больных обоего пола, сооруженная вдовой В.Б. Спиридоновой в память о своем усопшем муже А.С. Спиридонове (Спиридоньевское убежище). Двухэтажные кирпичные корпуса богадельни были выстроены на участке, где с 1858 года существовала небольшая деревянная Черкасская богадельня для 15 неимущих женщин.

В Сокольниках, на Ермаковской улице, 21 ноября 1902 года открылся дом призрения для неизлечимо больных имени И.Д. Баева-старшего. В новом двухэтажном каменном здании, окруженном садом, нашли приют и уход 150 человек, утративших вследствие болезни способность к труду.

На Донской улице 3 февраля 1903 года освятили новое здание приюта для слепых, построенное Московским отделением Попечительства императрицы Марии Александровны.

В Александровской слободке, возле старого Нижегородского вокзала, 15 мая 1903 года состоялось освящение трехэтажного нового здания приюта на сто неизлечимо больных, сооруженного по инициативе М.А. Морозова Попечительством о бедных Рогожской части.

В Дурновском переулке, в доме графини Ланской, 12 августа 1905 года открыли и освятили приют для детей с нервно-психическими заболеваниями.

На Большой Грузинской улице 16 января 1911 года состоялось открытие Дома имени Н.Н. Шустова Городского попечительства о бедных Пресненской части. В четырехэтажном каменном здании помещались богадельня, ясли имени Е.В. Горбуновой, сапожная и швейная мастерские, склад одежды и канцелярия попечительства.

Газета «Голос Москвы» 21 апреля 1911 года сообщала: «В Москве, как и в других городах России, прошел День белой ромашки, цветка, символизирующего борьбу с бичом человечества — чахоткой. По всему городу продавались натуральные и искусственные ромашки в пользу секции по борьбе с туберкулезом. Во многих народных аудиториях читались лекции о туберкулезе и борьбе с ним, там же производился сбор средств. Несмотря на новизну этой формы благотворительности, все население отнеслось к ней очень отзывчиво».

Общество борьбы с детской смертностью 26 сентября 1916 года провело традиционный День розового цветка. За счет этого ежегодного благотворительного сбора в городе содержались четыре бесплатные консультации для детей грудного возраста, несколько столовых для детей-беженцев, больница, детская колония в Сокольниках, образцовая молочная ферма «Детское питание».

Но далеко не всегда благотворительность приветствовалась москвичами. Она расплодила в городе столько нищих побирушек, сколько не имел ни один город мира. Нищие использовали для своего промысла детей, которые в своих лохмотьях зимой мерзли на морозе, а летом задыхались от зноя. Нищие разносили по городу вонь и заразные болезни. Когда миллионер Рябушинский в 1891 году открыл в своем доме в Большом Голутвинском переулке бесплатную столовую для бедных, местные жители не замедлили пожаловаться городскому голове Н.А. Алексееву: «Нищие в числе несколько сот человек занимают тротуары и часть мостовой, ширина которой 5 сажен... Толпа их, нередко едва прикрытых грязными лохмотьями и с папиросами во рту, заражает миазмами, особенно в весеннее и летнее время, весь переулок и, пользуясь всяким случаем, поднимает непристойную брань, ссоры, доходившие не раз до драк. Жители в это время предпочитают не пользоваться теми частями своих помещений, которые выходят в переулок. Для отправления естественных надобностей, ожидая обедов, вследствие отсутствия при столовой необходимых приспособлений, нищие останавливаются у стен и заборов наших владений, отчего воздух еще более заражается и не может поддерживаться необходимая для здоровья и требуемая полицией чистота».

Проблема бездомных и нищих в Москве постепенно решалась городскими властями, и хвала тем, кто сумел проявить милосердие.

Продолжение следует





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0