Двенадцать вопросов Залесской. Беседа Михаила Попова с главным редактором издательства «Молодая гвардия» Марией Залесской

Мария Кирилловна Залесская родилась в Москве. Окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова. Писательница, историк, музыковед, биограф, журналист. Главный редактор издательства «Молодая гвардия». Специалист по истории музыки и истории Германии ХIX века. Автор книг о творчестве Джоан Роулинг, книги «Замки баварского короля» — исторического путеводителя по замкам Людвига II Баварского, а также биографии Р.Вагнера в серии «ЖЗЛ» (2011), которая признана в Германии в 2013 году лучшей зарубежной биографией композитора. Регулярно публикуется в журнале «Музыкальная жизнь» и в «Литературной газете». Живет в Москве.

Беседа Михаила Попова с  главным редактором издательства «Молодая гвардия» Марией Залесской

Михаил Попов. Первый вопрос традиционный. Откуда и какими путями вы пришли в нынешнюю профессию?

Мария Залесская. Пути, скажем так, были не прямые. К издательскому делу я пришла из музыкальной сферы. Я собиралась стать певицей, у меня высшее музыкальное образование. Учась на вокальном отделении, я очень увлеклась музыкальной литературой, начала писать. Музыкальная карьера не сложилась. Но что Бог ни делает — все к лучшему. Постепенно писательский труд для меня стал основным. Кстати, была и еще одна предпосылка к творчеству. С раннего детства помню книги в узнаваемых обложках с серыми корешками, которые стояли на почетном месте в нашей домашней библиотеке: «Кант», «Гегель», «Шеллинг»... Эти тома серии «ЖЗЛ» написаны философом-германистом Арсением Владимировичем Гулыгой, дядей моего отца, художника Кирилла Мордовина. Именно Арсений Владимирович сказал мне однажды (я была еще совсем девчонкой): «Ты должна писать!» Я выполнила этот завет — и в легендарной серии любимого издательства, где в свое время издавался Гулыга, вышли уже мои книги «Вагнер», «Ференц Лист» и «Людвиг II». Однако представить себе, что наступит время и я стану еще и главным редактором «Молодой гвардии»... Это что-то вообще из области фантастики! Но жизнь преподносит и такие сюрпризы!

М.П. Мне часто приходится спрашивать писателей, что вы читаете. Спрошу теперь то же самое у издателя.

М.З. Конечно, большую часть прочитанного составляют рукописи, присланные в издательство, то есть чтение по работе. Не говоря о всем том, что приходится «перелопачивать» во время подготовки очередного собственного труда. А вот чтобы отдохнуть... Очень люблю скоротать вечерок с хорошим детективом. Помимо классики жанра — Конан Дойл, Агата Кристи, — с удовольствием читаю Елену Михалкову, Лилиан Джексон Браун с ее серией «Кот, который...». Открыла для себя Яну Вагнер. Очень люблю прозу Алексея Варламова и Евгения Водолазкина. Так что я не оригинальна. Но зато все они — моя искренняя любовь.

М.П. Какие книги вы печатаете — те, что нравятся вам, или те, что должны понравиться читателю?

М.З. В идеале эти две позиции должны совпадать. Могу сказать, что мне повезло. Жанр биографии, пожалуй, самый универсальный. И герой интересен, а если еще и автор талантлив и неординарен, то вообще супер! А вкус читателя нужно воспитывать. Не давать зеленый свет графоманам только лишь потому, что тема «жареная» или злободневная (в биографическом жанре такое тоже может быть). В своей издательской деятельности я сталкивалась с ситуациями, когда потенциальный автор приходит в издательство и говорит: «Скажите, кто вам нужен, а уж я напишу! Хоть биографию Цезаря, хоть Екатерины Великой... да хоть кого!» С такими «биографами» мы не сотрудничаем. Мне кажется, это мое субъективное мнение, настоящий биограф тот, кто потратил не один год собственной жизни на попытки понять жизнь другого человека. Ведь чтобы понять, а не сочинить от себя истинную мотивацию героя, нужно смотреть на мир его глазами! Если книга написана по-настоящему искренне, а не на заказ, то она и издателя удовлетворит, и читателю понравится.

М.П. Сегодняшние тиражи серьезных издательств сократились до двух-трех тысяч. Это дно, или снизу скоро снова постучат?

М.З. «Молодая гвардия» не исключение, увы. Прибавьте сюда без конца и края растущие цены на книги... Когда книга стоит больше 1000 рублей, а покупательная способность падает, мы теряем читателей, в первую очередь в тех же регионах. Это настоящая катастрофа. Без книг, без хорошего образования у народа не будет будущего. Пора уже признать за книгой статус предмета первой необходимости. Со мной многие не согласятся, но я убеждена, что это так. Очень хотелось бы, чтобы книжная отрасль перестала быть на периферии культурной жизни страны. Это важнейшая сфера культуры. Важнейшая! И проблем внутри отрасли много. Конечно, хочется всегда верить в лучшее. В то, что дно достигнуто и вот-вот мы начнем всплывать. Но в то же время нужно быть готовыми проблемы оперативно решать. Повторю еще раз (уж больно актуально!): хотелось бы остановить рост цен на книги. И дожить до роста тиражей. Кстати, эти две проблемы взаимосвязаны. Чем меньше тираж, тем дороже экземпляр — закон экономики. Поэтому, дорогие читатели, чем больше вы будете читать, тем книга станет доступнее.

М.П. Наша издательская система автономна, или все же какие-то веяния с Запада к нам доходят? Или с Востока?

М.З. «Молодая гвардия» всегда была ориентирована на отечественного и автора, и читателя. Поэтому «внешняя» повестка нас не особо трогает. Но в целом отрасль, разумеется, находится не в вакууме. Хотя то, о чем вы говорите, больше касается художественной литературы. У нас же, в серии «ЖЗЛ», место есть всем — героям со всего мира, всех эпох.

М.П. Какие книги вашего издательства просияли на небосклоне читательского внимания в последнее время?

М.З. Мне очень трудно выделять кого-то из семьи наших авторов. Это было бы даже несправедливо. Все они просияли по-своему; кто-то, возможно, ярче. Но ведь это вещь сугубо субъективная.

М.П. Решусь вторгнуться на семейную территорию. Ваш муж — блистательный историк и культуролог Константин Залесский привлекается в каком-то смысле к деятельности издательства?

М.З. В качестве автора. Мы не проходим мимо известных историков! В прошлом году в «Молодой гвардии» вышла и сразу обрела большой успех (и у читателей, и у жюри нескольких авторитетных премий) его новая книга «Нюрнберг вне стенограмм». В этом году ее фактически продолжит написанное в том же ключе исследование «Победа вне стенограмм». Кстати, это издание будет также нашим вкладом в празднование 80-летия Великой Победы.

М.П. Я видел книги, в которых собраны произведения искусственного интеллекта, а как вы смотрите на перспективу взаимоотношения с этим монстром?

М.З. Искусственный интеллект никогда не заменит человека в творческой сфере, там, где первостепенную роль играет душа, сердце. С разумом ИИ соперничать может, а вот с сердцем нет! Ни картина, ни фильм, ни стихотворение, ни музыкальное произведение без участия человека не могут быть, скажем так, одухотворены. Это будут простые, возможно, очень красивые, но мертвые «шедевры». ИИ можно и нужно использовать в помощь, но не на замену. В дизайне обложки, в оформлении макета, но не в написании самого текста. Эксперименты, о которых вы говорите, интересны только как эксперименты. С чисто научной точки зрения. Но в то же время считаю их крайне опасными. Ведь ИИ не может передать главного — сопереживания, эмпатию, любовь, наконец. Ее величество живую человеческую эмоцию! А без этого нет творчества. Все равно что сравнивать самого человека и его идеальную копию, робот-манекен. Где-то робот, безусловно, даст человеку сто очков вперед. А где-то... Просто в любых экспериментах нужно вовремя останавливаться и не переходить пресловутые красные линии.

М.П. Всегда в нашей литературе были направления, течения. Есть ли они, на ваш взгляд, сейчас? Например, новый реализм, знаете ли вы о нем?

М.З. Я вообще интересуюсь литературой в целом, слежу за ее развитием. Но издателей, работающих в «Молодой гвардии», течения-направления особо не затрагивают. Из года в год нашим самым важным приоритетным направлением было и остается продолжение и дальнейшее расширение линейки книг серии «ЖЗЛ». Качество их уронить никак нельзя! Но также нельзя сказать, что мы варимся исключительно в собственном соку. Между прочим, биографический жанр тоже не стоит на месте. У нас представлен полный спектр различных «поджанров» биографической прозы — от научных монографий до постмодернистских романов. В качестве примера последнего не могу не отметить «Климта» Патрика Кареза. В своей книге, относящейся к жанру беллетризованной биографии с элементами фэнтези, автор — серьезный искусствовед и талантливый писатель — в своеобразной стилистической манере детально реконструирует жизнь великого австрийского художника; реконструирует столь же причудливо и завораживающе, как и само творчество Климта. Так что к новому реализму у нас могут «примешиваться» и символизм, и натурализм (которому «классический» неореализм отказывает в значимости), да и много что еще. При всем том нам важно сохранить еще и безупречный документализм! Так что мы, обращаясь к прошлому, тем не менее находимся в самой гуще событий настоящего.

М.П. Состоялся съезд Союза писателей. Вы, как издательство, как-то контактируете с новой-старой организацией?

М.З. Мы контактируем с авторами. С самими писателями. Они — наше всё! А насчет новой-старой организации... Мы всегда открыты для сотрудничества. И готовы к нему. А значит, обязательно найдем точки соприкосновения.

М.П. «Жизнь замечательных людей» — так называется одна из лучших серий «Молодой гвардии». Кто-то из ваших современников, знакомых подпадает под такое определение?

М.З. Пользуясь случаем, обращу внимание вот на что. Еще со времен Флорентия Павленкова вопрос о том, кого считать замечательным, являлся самым острым. И уже тогда он был решен следующим образом: «замечательный» — это не тот, кто безусловно, на сто процентов положительный, такой, знаете ли, герой со знаком плюс, а тот, кто оставил в истории наиболее заметный след. И он может быть даже со знаком минус. Что же касается наших современников... Оглянитесь вокруг! Думаю, каждый найдет с ходу многих достойных «светской канонизации» (так мы внутри издательства называем серию «ЖЗЛ»). А вообще-то у нас с 2005 года существует серия «ЖЗЛ: Биография продолжается». Как раз для наших современников. И вот сюда уж точно попадают герои со знаком плюс.

М.П. Мы на вершине года. Что удалось сделать и что еще предстоит?

М.З. Ну, во-первых, мы ни раньше, ни в будущем никуда не денемся от нашего флагмана — биографической серии «ЖЗЛ», существующей уже почти 135 лет. Жизнь человеческая во всех ее проявлениях интересна всегда, во все времена. Нам повезло: если перефразировать известное избитое выражение про «широкий круг читателей», то круг непосредственно наших читателей, пожалуй, наиболее широкий. Кто-то интересуется музыкой, кто-то наукой, кто-то спортом, политикой, живописью, литературой, путешествиями, кинематографом, миром моды и т.д. и т.п. Для всех у нас припасены в коллекции «ЖЗЛ» книги. На любой вкус. И на сегодняшний день для нас самое важное — по возможности не опускать планку качества наших изданий. И в то же время хочется максимально привлечь молодежь, в том числе и в качестве авторов. У нас при издательстве функционирует Школа молодого биографа. Что из этого получится? Время покажет!

А пока — делай что должно, и будь что будет!





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0