Дихотомия майдана 2014 года

Игорь Владимирович Бжезицкий родился в 1973 году в селе Великий Мидск Костопольского района Ровенской области. Окончил Одесскую государственную академию пищевых технологий имени М.В. Ломоносова и Херсонский национальный технологический университет. Учредитель и соорганизатор ежегодных конкурсов, фестивалей, выставок и лагерей отдыха для детей и взрослых. Публиковался в региональной прессе. Автор телеграм-каналов «ЛОГОСЫ Игоря Бжезицкого» и «МИР Новокаховской епархии». Автор печатной художественной работы — радиоспектакля в 12 эпизодах «Игры» (2019). Имеет награды. Живет в Каховке Херсонской области.

Майдан 2014 года застал меня в Белоруссии на деловых переговорах в преддверии заключения нового контракта на поставку нашего оборудования. Помню, мой коллега спросил: «Там в Киеве заваруха у вас...» «Ай, — легкомысленно отмахнулся я. — Побузят и перестанут. Не первый раз уже». Не перестали. 21 ноября 2013 года начались родовые схватки майдана, который родил монстра. Этот монстр в ближайшие 10 лет пожрет сотни тысяч людей, преимущественно единоверцев, славян, очень похожих друг на друга по какому-то общему исходному набору внешних человеческих качественных характеристик...

Я наблюдал за развитием этого кровоточащего социального процесса вначале изнутри украинского общества, а после 24.02.2022 изнутри российского общества. Главная мысль, которую я вынес из этих наблюдений, следующая: произошел некий тектонический масштабный социальный разлом. Причем разлом не по национальному признаку. Тысячи людей с русскими фамилиями на Украине в свете СВО активно ненавидят Россию. Тысячи людей с украинскими фамилиями активно ненавидят майдан и все, что с ним связано. Разлом прошел и не по социальному признаку (бедные/богатые), и не по классовому признаку (синие воротнички / средний класс). Среди искренних активистов и майданов и антимайданов на Украине и симпатизирующих той или другой стороне в России и бедных, и богатых было достаточно, как и представителей самого широкого спектра профессий. И политическая принадлежность не имеет решающего значения в этом социальном шторме. Бывшие коммунисты и регионалы на Украине вполне комфортно себя самоощущают в роли «палких патріотів», и среди исповедующих либеральный ценностный ряд в России нередкими являются случаи, когда вчерашний либерал активно поддерживает и деятельно помогает русской армии. Более того, казалось бы, ну религиозная-то принадлежность уж точно должна наложить отпечаток на самоопределение своих адептов. Ничего подобного. Достаточно крупное крыло священников канонической Украинской Православной Церкви и вполне заметный пул их коллег в России явно или скрыто молятся за победу украинского оружия, и, соответственно, наоборот. На каком же уровне прошел разлом?

На мой взгляд, разлом произошел на почве избыточной любви или достаточной доли пренебрежения к этому Миру, в широком смысле слова «Мир». Мир как совокупность цивилизационных достижений с общим пониманием свободы и демократии. С общим пониманием достоинства человека, его прав и свобод. А в знаменателе этого совокупного Мира находится средневзвешенный эталон достойного европейского достатка.

Те, кто избыточно врос в этот бытовой комфорт (или всю жизнь стремился, стремится к нему), на интуитивном онтологическом уровне выбирают Украину. Те, у кого в сердце есть запас личного суверенитета от сомнительных соблазнов цивилизации хотя бы в минимальной степени, на интуитивном онтологическом уровне защищают свой суверенитет не столько от НАТО, сколько от идущей на штыках НАТО экспансии по вытеснению в маргинес всего того, что на духовном и нравственном уровне противостоит Миру.

Дихотомия сегодняшнего конфликта коренится между условными евро-интеграторами, защитниками обеспеченной жизни человека даже в ущерб национальным интересам своего государства, и между условными пассионариями — теми, для кого суверенитет и родное пассионарное начало дороже, чем бытовой комфорт. (Я несколько расширил этот гумилёвский термин, поскольку, на мой взгляд, пассионарная энергия это не только про абсорбцию энергии окружающей среды, это еще в какой-то части и о самосохранении существующей национальной идентичности благодаря людям-пассионариям, выполняющим функцию антител в социальном организме здорового государства.) Все остальное — умозрительные надстройки, этикетки, обертки для ток-шоу, задача которых вербально обосновать и укрепить свои позиции в этих устремлениях души каждого отдельного активного или пассивного участника текущего конфликта.

Русский народ (в широком смысле русский народ: украинцы и белорусы, равно как якуты и чеченцы и все остальные народы России, тоже русский народ) — это народ-богоносец по одной простой причине: само существование России — это полная антиномия. Сам по себе феномен России в рамках текущего миропорядка абсолютно невозможен. Невозможно ни существование такого огромного государственного образования, равно как и невозможна любая известная на сегодня модель управления такой страной, отвечающая на все вопросы российского государственного строительства. Детально рассматривая любой элемент государственного и гражданского устройства Российской Федерации, можно сделать вывод: все, что в этом элементе позитивного существует, существует скорее вопреки, чем благодаря. И я не просто абсолютно согласен с Сергеем Христофоровичем Минихом и другого объяснения найти не могу, я считаю, что его слова, сказанные в XVIII веке, интегральны для России на все времена: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно понять, как это государство до сих пор существует».

И мы народ-богоносец не потому, что мы как-то особенно набожны или особенно религиозны. Нет. Судя по статистике регулярно посещающих церковь, таковых не больше 3%, и этот процент не двигается ни в одну, ни в другую сторону от этой отметки  уже много лет. Мы народ-богоносец, потому что абсолютно неверующая мать сознательно отпускает своего абсолютно неверующего сына на СВО, потому что и мать и сын сознательно (а скорее подсознательно) защищают свой личный суверенитет от агрессивного Мира. Другими словами, мы воюем с Миром. И делаем это абсолютно симфонично с Христом, даже когда этого и не понимаем.

«Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19).

Нас Господь избрал не за нашу набожность, а за то, что ненавидит нас Мир. Нас — это тех, кто, даже не понимая тонких духовных материй, интуитивно выбрал для себя сторону участников СВО.

И при таком взгляде на проблему совершенно понятна боль в словах пророка Исайи (которые также интегральны для всех поколений людей), адресованных тем, кто искренно не понимает воинственной и враждебной позиции пассионариев к их казалось бы благому намерению — устроить жизнь поудобнее для всех на планете.

«Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем» (Ис. 42, 24–25).

Я веду полемику со своими братьями и сестрами по ту сторону конфликта и отчетливо вижу, что у нас нет не то что набора терминов, способных помочь объяснить друг другу корень конфликта, у нас не совпадают понятийные аппараты, идентифицирующие текущие процессы. Наши собратья евроинтеграторы нас искренне не понимают, они не понимают, почему происходит эта война и почему такие массы людей поддерживают Владимира Путина в его словах: «Зачем нам такой Мир, в котором не будет России?» И слова тут не помогают. Как объяснить словами то, что мы сами о себе не совсем понимаем? И что еще более печально — если в случае Гражданской классовой войны 1917 года или германо-фашистской военной машины 1941–1945 годов простое уничтожение класса дворян в России или уничтожение (нейтрализация) всех видных носителей идеологии нацизма в Германии в 1945-м решает проблему вооруженного конфликта, то в случае с нашей текущей дихотомией какого-то внятного коренного решения устранения вышеописанного противоречия не предвидится до конца времен.

Остается уповать только на то, что у какой-то — надеюсь, значительной — части нынешних евроинтеграторов-соотечественников из-под завалов идейного мусора, которым запрессованы их сердца и головы, посредством СВО таки пробьется наверх источник пассионарной энергии. И если это произойдет, они смогут понять, о чем этот конфликт. Но надежда на это слаба. Скорее устанут от войны, но любить Мир не перестанут, а значит, война надолго...





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0