Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Конституция РФ: о возможности изменений

Сергей Олегович Елишев родился в 1977 году в Москве. Православный публицист и общественный деятель, юрист, историк, политолог, социолог. Кандидат социологических наук. Ученик и соавтор В.Л. Махнача. Окончил Российский православный институт св. Иоанна Богослова. Участник ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
В настоящее время — доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Публикуется с 1997 года. Ав­тор более 70 научных публикаций по вопросам национально-государствен­ного строительства.
Ведущий еженедельной авторской программы «Возвращение к истокам» на «Народном радио».
Член редколлегии журнала «Про­странство и время».

Внастоящее время для большинства современных россиян — не только специалистов-политологов, но и обычных граждан — стал очевидным тот факт, что существующая в РФ политическая система находится в состоянии глубокого кризиса, является крайне нестабильной и временной. Отсутствие четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития в совокупности с отсутствием в России гражданского общества и фактической подменой его «обществом масс» остро ставит вопрос о самом факте, ближайших перспективах существования РФ. Живя по принципу «от выборов до выборов», современная российская власть, сконцентрированная в силу этого в руках фактически «временщиков» — ставленников финансовых, бюрократических и партийных олигархий и кланов, оказалась неспособной эффективно обеспечить преемственность, стабильность и постоянство деятельности и функционирования существующей политической системы в Российской Федерации.

В современном российском обществе практически полностью отсутствует вертикальная социальная регуляция (в политической практике обыденностью стали процедуры рокировки одних и тех же персонажей, доступ в круг которых почти полностью перекрыт). Выборы свелись к борьбе различных выборных грязных технологий и манипуляций, приобретя характер тягостной формальности, не отображающей реальную обстановку в стране и не способствующей ее стабилизации. Власть оказалась практически полностью оторванной от не испытывающих доверия к ней своих собственных граждан, не ощущающей твердую почву под ногами и находящейся в состоянии перманентного кризиса. Помимо внутриполитических причин, ситуация обостряется наличием ряда внешнеполитических факторов и угроз, продолжающейся «Большой игрой», борьбой за сферы влияния, ресурсы и рынки сбыта.

Для исправления данной ситуации необходимо осуществление широкомасштабных стратегических политических реформ, которые являются единственным гарантом обретения стабильности и преемственности власти, а также условием воссоздания в России основ существования гражданского общества. Одним из первых шагов в этом направлении является подготовка и внесение ряда изменений и дополнений в Конституцию РФ и ряд федеральных, а следом уже и региональных законов.

Говоря о внесении изменений в Конституцию РФ, мы подразумеваем внесение изменений в преамбулу, главы 1, 2, 4 Конституции РФ с целью исправления ряда спорных и устаревших положений, которые уже давно являются предметом критики.

Например, об исключении из Конституции РФ положения о «деидеологизации». То есть о том, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией (п. 2, ст. 13), так как данное положение, уместно принятое в условиях борьбы с остатками тоталитарного прошлого, в настоящее время фактически является своеобразным правовым барьером, тормозом для дальнейшего национального развития и проведения политических реформ. «Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии и остальных составляющих идеологии, адекватных современному общественному сознанию и традициям народа»[1]. Государство, если оно является независимым и суверенным, не может не иметь идеологии, а также четко сформулированной стратегии национального развития и национальной идеи. Исключение из пункта 2 статьи 13 Конституции РФ двух слов — «государственной или» — искоренит эту несуразицу.

В Конституцию РФ следует также внести дополнение о правопреемстве РФ с Российской империей и СССР или РСФСР в составе СССР. В этом случае необходимо будет отредактировать положение главы 1 раздела 1 Конституции РФ, где сказано: «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны» (ст. 1, п. 2). По всем критериям это положение никак не соответствует реальному положению вещей. Исторически Россия в собственном смысле слова включает в себя Великороссию, Малороссию, Белоруссию, территории расселения русинов и гуцулов. В настоящее время территории компактного проживания русских отнюдь не ограничиваются территорией Российской Федерации. И хотя бы поэтому именовать Россией Российскую Федерацию неверно.

Редакция этого положения Конституции РФ (например, в таком варианте: «Российская Федерация является правопреемником Российской империи и Союза Советских Социалистических Республик. В силу чего наименование Российская Федерация и Россия равнозначны»), с одной стороны, породит определенные и совершенно законные территориальные и имущественные претензии к ряду государств, с другой стороны — обозначит историческую преемственность, а также констатирует ведущее положение РФ на постсоветском пространстве.

Из преамбулы Конституции РФ следует исключить формулировку «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…», являющуюся своеобразной «химерой» в смысле Л.Н. Гумилева. Заменить ее можно на один из двух вариантов редакции: 1) «Мы, народ Российской Федерации...»; 2) «Мы, народы Российской Федерации…». Одновременно следует подкорректировать пункт 1 статьи 3 Конституции РФ, либо исключив из него слово «многонациональный», либо указав, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являются исторически проживающие на ее территории народы».

С целью реформирования и оздоровления избирательной системы РФ, где активно применяются различные грязные технологии и фальсификации, следует внести небольшие изменения в Конституцию РФ, связанные с введением возможных новых цензовых ограничений как активного, так и пассивного политических прав граждан как неотъемлемых атрибутов демократии, а также продекларировать переход от прямых выборов к системе многоступенчатых выборов и увеличить срок полномочий президента РФ. В основу оценки обоснованности введения цензовых ограничений входит критерий эффективности противодействия манипулятивным грязным выборным технологиям и махинациям.

Для этого надо по возможности отсечь от участия в выборах (лишить их активного избирательного права) те категории населения, которые в большей степени подвергнуты манипулятивному и коррупциогенному воздействию. Прежде всего асоциальные слои: алкоголиков, наркоманов, преступников, лиц без определенного места жительства. Затем слабоумных и сумасшедших. После них инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: инвалидов по зрению, слуху и лиц с ограниченными возможностями (в силу их беззащитности, беспомощности, возможности различных махинаторов злоупотреблять и манипулировать их доверием). Эти действия при грамотном и должном их преподнесении получат полную поддержку и понимание со стороны здоровых сил общества. Как вариант следует внести в избирательное законодательство положение о лишении активного избирательного права: 1) граждан, состоящих на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах, находящихся на излечении в психиатрических и наркологических больницах, медицинских центрах. В случае их излечения предусмотреть возможность наделения их активным избирательным правом по истечении 10 лет после выздоровления, излечения; 2) граждан без определенного места жительства и рода занятий (до обретения таковых и возможности их документального подтверждения); 3) преступников, осужденных за измену Родине; 4) граждан, содержащихся в следственных изоляторах до момента вступления в силу решения суда; 5) бывших преступников, сроком на 10 лет после окончания отбывания наказания; 6) инвалидов по зрению, глухонемых и лиц с ограниченными возможностями.

Для принятия этих цензовых ограничений потребуется внесение небольшого дополнения в статью 32 Конституции РФ (в пункт 3 статьи 32 Конституции РФ следует добавить одну фразу: «Иные целесообразные ограничения права избирать и быть избранными определяются федеральным законом»), в Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (по аналогии с внесением в него изменений в ограничении избирательных прав экстремистов), в ряд других федеральных законов и в нижестоящие законодательные и нормативно-правовые акты.

Следующим этапом стоит рассмотреть вопрос об увеличении возрастного ценза для обретения как активного, так и пассивного избирательных прав. Наиболее благоприятным вариантом было бы увеличение возрастного ценза до 25 лет. Это позволило бы решить проблему с волеизъявлением солдат-срочников, большинство из которых служит в промежуток от 18 до 20 лет, а только часть после окончания вузов, с 22 до 24 лет, тем самым защитив их от возможного императивного и манипулятивного воздействия командиров. К тому же к этому возрасту многие успевают получить высшее образование (определенный багаж знаний), обзавестись семьей, детьми, а также обрести работу. При наличии к 25 годам такого значимого социального опыта они станут гораздо менее подвержены воздействию пропаганды и технологиям манипуляции сознанием со стороны окружающих, чем в 18-летнем возрасте, обретя способность рассуждать здраво, а не эмоционально, инстинктивно. Одним из аргументов в пользу такого шага явилось бы возвращение к утраченной нами после революции 1917 года традиции развития российских демократических институтов и гражданского общества.

Менее благоприятным вариантом было бы увеличение возрастного ценза до 21 года, хотя подобная мера вызвала бы гораздо меньше нареканий, чем увеличение возрастного ценза до 25 лет. Ведь в ряде стран Запада установлен именно такой возрастной ценз. Его введение также в значительной степени может решить проблему свободного волеизъявления солдат-срочников и проблему достижения политической зрелости молодых граждан, защиты их от манипулятивного воздействия со стороны различных структур и окружающих.

Причем принятие этих цензовых ограничений отнюдь не должно исключать молодежь в возрасте от 18 до 25 лет или от 18 до 21 года от участия в политической жизни страны. Одновременно должна быть создана система органов и учреждений по обучению, просвещению и воспитанию молодых граждан, где они могли бы на практике постигать азы политической культуры и подготовиться к полноценному участию в жизни страны (реформируемые молодежные парламенты, молодежное правительство, молодежные органы местного самоуправления).

Для принятия этого ценза как вариант потребуется внесение небольшого вышеназванного дополнения в пункт 3 статьи 32, а также в статью 60 Конституции РФ (добавив в статью фразу: «Право избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации может реализовать в полном объеме с 21 года (25 лет)», в Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в ряд других федеральных законов и в нижестоящие законодательные и нормативно-правовые акты. Целесообразно будет также одновременно увеличить срок обретения пассивного избирательного права, внеся изменения в пункт 1 статьи 97 Конституции с целью увеличения срока, с которого гражданин может быть избран депутатом Государственной думы.

Для принятия принципиального решения о переходе РФ к системе многоступенчатых выборов и увеличения срока полномочий президента РФ прежде всего потребуется проявление политической воли со стороны руководства страны, а также внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ, в Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ряд других федеральных законов и в нижестоящие законодательные и нормативно-правовые акты, в уставы муниципальных образований. Например, как вариант принять новую редакцию пункта 1 статьи 81 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации избирается коллегией представителей на семь лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании».

В Конституцию РФ следует внести целый ряд изменений, связанных с «легитимизацией» ряда существующих и влиятельных органов РФ — например, таких, как Государственный совет РФ и Межрелигиозный совет России.

Государственный совет РФ в настоящее время не является органом государственной власти, а является совещательным органом при президенте РФ, под председательством которого рассматриваются самые злободневные вопросы жизни страны. Государственный совет РФ был образован в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602, утвердившим Положение о Госсовете. В соответствии со статьей 1 Положения Госсовет является «совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти»[2].

Заседания Госсовета РФ проводятся четыре раза в год. Членами Госсовета являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации (ст. 7 Положения). В рамках Госсовета для решения оперативных вопросов президентом сформирован и функционирует президиум Госсовета в составе 8 членов; состав подлежит ротации каждые полгода. В настоящее время Президиум Госсовета часто заседает совместно с Советом безопасности РФ.

К сожалению, порядок формирования действующего Госсовета РФ не является оптимальным. Членство в нем непостоянно, а значит, функцию аристократической составляющей политической системы РФ он не выполняет. Фактически Госсовет стал сборищем (своеобразной «тусовкой») высокопоставленных региональных начальников, а это цементированию и улучшению функционирования политической системы никак не способствует.

Для придания этому органу большего авторитета необходимо внести соответствующие изменения в Конституцию РФ (в главу IV) по поводу утверждения Госсовета РФ в качестве аристократической составляющей политической системы РФ, придания ему статуса государственного органа РФ. Государственного органа, не отнесенного ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), наряду с Администрацией Президента РФ, Центробанком РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Счетной палатой РФ, органами прокуратуры, полномочными представителями президента РФ в регионах, уполномоченного по правам человека в РФ. Для этого в действующую редакцию статьи 83 Конституции РФ, в которой говорится о полномочиях президента РФ, следует добавить пункт и): «формирует и возглавляет Государственный совет Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом».

В возможных проектах поправок уже в федеральном законе его также можно определить как законосовещательный, постоянно действующий при главе государства орган власти РФ, члены которого могут быть назначены президентом РФ или избраны в установленном и четко регламентированном порядке пожизненно. При этом следует прописать процедуру возможного досрочного прекращения членства в Госсовете (из-за тяжелой болезни, просьбы члена Госсовета о его досрочной отставке, исключения его из состава Госсовета в связи с совершением преступления или поступка, позорящего честь и высокое звание члена Госсовета).

Численность членов Госсовета должна быть увеличена. В состав реформируемого Госсовета, помимо губернаторов, по решению президента РФ могут быть им назначены авторитетные и наиболее профессионально подготовленные члены правительства РФ и иные лица. Как вариант их совместная численность должна равняться 1/3 или 1/4 от общего числа членов Государственного совета. Остальные члены Госсовета (2/3 или 3/4) могут быть избираемы в определенной пропорции (лучше всего поровну) от научных (академических и университетских) корпораций, а также от традиционных религиозных конфессий. В этом ключе есть определенный смысл «легитимизировать», сделав составной частью Госсовета, Межрелигиозный совет России[3], численность членов которого должна быть пропорциональна численности верующих граждан от каждой традиционной религиозной конфессии.

Отрицательное заключение Государственного совета РФ на тот или иной законопроект должно являться реальным основанием для неподписания президентом РФ того или иного закона и отправки его на переработку. Проекты самых важных законов (например, бюджета на тот или иной год, внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ и т.д.) перед рассмотрением их на заседании Государственной думы в обязательном порядке должны пройти согласование в Государственном совете РФ. В связи с чем в пункте 1 статьи 104 Конституции РФ в перечень органов, которым принадлежит право законодательной инициативы, следует добавить и Государственный совет.

Для придания Государственному совету большего авторитета и значения следует внести дополнения в пункт 3 статьи 104 и в статью 106 Конституции РФ о необходимости предварительного получения положительного заключения на определенные виды законопроектов перед их рассмотрением в различных палатах Федерального Собрания. Перечень законопроектов, подлежащих обязательному согласованию в Государственном совете, следует прописать в отдельном федеральном законе о статусе Государственного совета РФ (конечно же после внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ).

Таков неполный перечень возможных изменений в Конституцию РФ, которые следует принять в ближайшее время для «реанимации» и оздоровления политической системы РФ. Реализация этих мер целиком и полностью зависит от политической воли и дееспособности нашего правительства.
 

Примечания


[1] См.: Партия «Единая Россия» цитирует Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Соборные документы ВРНС // http:// www.vrns/ru

[2] См.: http://graph.document.kremlin.ru

[3] В настоящее время Межрелигиозный совет России представляет собой общественную организацию, образованную по инициативе РПЦ МП 23 декабря 1998 года на встрече глав и представителей Московской патриархии, Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России и Буддийской традиционной сангхи России с целью координации совместных действий и противодействия использованию религиозных чувств для разжигания межэтнических конфликтов, утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалога с государственной властью России и других стран. В состав Межрелигиозного совета России входят духовные лидеры и представители четырех традиционных религиозных конфессий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Высшим органом МСР является формируемый учредителями Президиум МСР; постоянно действующим исполнительным органом МСР является Секретариат МСР.

 





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0