Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

VII Малые Астафьевские чтения

65-летию великой победы посвящается
 

Уроки жизни в лирических миниатюрах Виктора Астафьева
(по произведению В.Астафьева «Затеси»)

Гиниятулина Эльвира, 8-й класс,
МОУ «СОШ № 14»,
г. Губаха, Пермский край.
Руководитель Мосиевская Т.А.

Критики уже давно заметили, что всю свою творческую жизнь В.П. Астафьев писал одну книгу — книгу своей жизни. Почему, зачем, для кого вновь и вновь проживал писатель вместе со своими героями трагические и счастливые годы жизни? Образ неведомой страны счастья и справедливости, которую он искал и постигал, «замрет... остановится, закаменеет, чтобы через годы, может быть через столетия, ожить в другом человеке, и увидит он ее моими глазами, полюбит моей любовью...».

За живой водой любви к людям, к природе, за уроками мужества жить и исполнять на земле предназначение человека будут приходить читатели к творчеству замечательного писателя.

Читая «Затеси», мы пришли к выводу, что это необычные уроки жизни, похожие на заметки, где автор ненавязчиво доносит до читателя свое видение мира. К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя, которые он писал на протяжении всей своей жизни. Они составили восемь хронологических тетрадей.

Писатель рано начал задумываться о смысле происходящего в жизни, природе человеческих отношений, соотношении в мире добра и зла. Об этом все его произведения. Мы попытались проанализировать следующие лирические миниатюры: «Игра», «Предел», «Мелодия», «Тоска», «Ягодка». Кому предназначены миниатюры? Да, наверное, всем, кто возьмет и будет читать эту книгу. Каждый найдет в затесях что-то важное для себя.

О чем же пишет писатель? «О вечности или быстро текущей жизни? О суете и бренности жизни? О мятущейся человеческой душе?» (Печаль веков).

Астафьев напоминает нам о нравственности, «об очаровании человеческого сердца, о том, как прекрасна чистота неопытного чувства и как обездолен человек, если отречется от этих ценностей».

Рассказы замечательного писателя призывают всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в огромный и прекрасный мир, полюбить его, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующей гармонии.

Миниатюры удивительного писателя ненавязчиво учат нас, юных читателей: природа сторицей платит человеку за добро и наказывает за причиненное зло. Трогательную дружбу человека и природы, стремление жить в мире и согласии — вот что внушает нам, живущим в XXI веке, передовой писатель и, несомненно, гуманный человек В.П. Астафьев. «Ты в ответе за родной край, за малую родину, за мир, в котором живешь» — эта мысль пронизывает все произведения замечательного автора.

Какие уроки жизни можно взять для себя, проанализировав эти произведения?

В жизни всегда приходится стоять пред проблемой выбора. Старайтесь сделать правильный выбор, помните, что зло многолико и коварно, оно маскируется, его трудно распознать.

Судить человека нужно по его поступкам. «Человек может и должен сам себя воспитать, сформировать себя как личность. Для этого ему даны такие качества, как ум, воля, совесть. Одно из ценнейших достижений человека — приобретение им внутренней свободы, которую не нужно путать с произволом. Свобода подчиняется высшим нравственным нормам. Но это неоценимое качество дается лишь благодаря неустанному духовному труду». Эти строки А.П. Чехова подтверждают наши рассуждения о творчестве Астафьева.

Именно доброта и нежность, правда и красота помогают хранить веру в незряшность нашего существования на земле.

Римский поэт Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив». Совесть — главная духовная основа русской жизни. Без нее мы будем другой страной и другими людьми. Запомните эти слова на всю жизнь. Совесть — это светильник, который освещает дорогу. Чтобы в человеке не погас светильник, он должен помнить эти заповеди.

Не вреди другому.

Помоги другому, даже в ущерб своему времени и удобству. Контролируй свои мысли и поступки во имя и во благо другого: не поддавайся зависти, корысти, не желай зла. Живи по совести.

Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Уменьшай страдания около себя и в себе.

Главная задача нового века — сделать все зависящее от нас, чтобы гуманистическая культура возглавила цивилизацию. Если не литература научит слышать в суете и грохоте наших дней — так кто же? Если не литература научит понимать язык образов — так кто же? Вот почему так важно уметь правильно донести слово писателя до читателя. Воспользуемся строкой Бориса Пастернака: «Образ мира, в слове явленный». Только такой образ научит нас быть человечнее в этом мире и получить ответы на поставленные вопросы. И многие ответы можно найти в произведениях В.Астафьева.
 

Эссе по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Корлякова Анастасия, 8-й класс,
МОУ «СОШ № 2»,
г. Губаха, Пермский край.
Руководитель Ермакова Н.Е.

Каникулы. Лето. Август. В лесу полно ягод и грибов. Я жду не дождусь, когда у родителей будет выходной, чтобы пойти в лес за ягодами. Первые ягоды всегда мелкие — поэтому и настроение не очень. А когда «нападешь» на хорошую малину, не замечаешь времени и наступает такой азарт, что всю малину бы унес из леса. Но самый радостный момент — когда посуда полная. И поэтому состояние героини рассказа В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» мне близко и понятно. Детство — это не только беззаботное, счастливое время, но и время постижения мира, себя, людей, это время становления характера.

Мне было интересно читать этот рассказ, потому что действие происходит в моем родном Пермском крае, в нескольких десятках километров от моего города.

Писателей все больше тревожит отчуждение между людьми. Вот поэтому и появляются такие замечательные произведения, как «Бабушка с малиной». По мнению В.П. Астафьева, самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, проникнуть в их внутренний мир, разделить с ними радость или горе, быть терпеливым и трепетным. Его рассказ обращен к совести, сердцу человека.

Каждому из нас знакомо чувство утраты. Особенно больно и обидно бывает, когда ты от души стараешься и уже видишь результаты своего труда, и вдруг по нелепой случайности все идет насмарку. В центре внимания писателя — человек, его поведение, поступки, душевные переживания. В.П. Астафьева практически не интересует внешний вид своих героев. Он не изображает портретов, лишь мимоходом мы узнаем какие-то детали внешности персонажей, и то, как правило, второстепенных («тот, что был в шляпе», «конопатая девочка в лыжных штанах»). Не потому ли, что автору более интересен внутренний мир человека, его поступки?

В начале рассказа автор описывает привычную нам ситуацию неоправданной спешки, желание побыстрее сесть в вагон.

«На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская–Теплая гора. Поезд здесь стоит одну минуту. А ягодников тьма, и у всех посуда: кастрюли, ведра, корзины, бидоны. И вся посуда полна. Малины на Урале — бери не переберешь. Шумит, волнуется народ, гремит и трещит посуда — поезд стоит одну минуту. У одного вагона гвалта и суеты особенно много. В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. Она остреньким плечом “режет массы”, достигает подножки, цепляясь за нее».

И вот эта спешка и приводит к трагедии: «Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. Ягоды раскатились по щебенке, по рельсам, по подножке». «Трагедия. Подумаешь, бабка малину просыпала. Разве это трагедия?» — скажут некоторые. А для бабки это действительно была трагедия.

Потому что поездка за ягодами была для нее событием, напомнившим ей ее молодость, ловкость, силу, сноровку. Счастливая, что посудину под малину она заполнила доверху, что поездка удалась, бабка отказалась от помощи школьников занести туес в вагон: «Я уж сама, ребятки, уж как-нибудь, благословясь, сама, я еще проворна, ух, проворна!»

Но бабка не ищет виновников своей трагедии, она корит себя: «Вот тебе и проворна! Вот тебе и сама! Была малина — и нет малины».

Я проанализировала душевное состояние героини рассказа:

«Бабка оцепенела, схватилась за сердце».

«Она потрясенно смотрела на уплывающее красное пятно малины, расплеснувшееся на белой щебенке, и, встрепенувшись, крикнула: “Стойте! Родимые, подождите! Соберу!”»

«Потрясение все еще не сошло с ее лица. Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы тоже тряслись».

Чувство потрясения сменяется досадой («Бабка молча села, заметила пустой туес, сорвала посудину вместе со стареньким платком через голову и сердито запихнула его пяткой под сиденье»), а затем безразличием и отрешенностью. Душевное состояние бабки (одиночество, чувство утраты, понимание, что время ее ушло) автор сравнивает с пустым фонарем, который запамятовали снять, он отслужил свой век, а теперь сиротливо подпрыгивает на стене вагона. «Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе».

И так велико было ее горе, что оно не осталось незамеченным: школьники поспешно освободили ей скамейку и сидели притихшие. Ведь совсем недавно, встретившись с ними в лесу, она была счастливой, говорливой, пела песню, рассказывала о себе. «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки».

И потому с досадой она косится на рыбаков, предложение которых спеть с ними песню еще более ухудшает ее душевное состояние: «Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и отчужденно стала смотреть в окно». На замечание молодого рыбака, что она неловкая, и как ее угораздило рассыпать ягоды, бабка в сердцах и с обидой ответила:

«Неловкая?! Ты больно ловкий! Я раньше знаешь, какая была! Я ране... — она потрясла перед рыбаком сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась».

«Мир не без добрых людей», — говорят в народе. Узнав причину переживаний бабки, рыбаки уже больше не пели, а, сговорившись с ребятами, решили ей помочь. «Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет! И потекла малина в туес, по горсти, по две». От растерянности бабка пыталась протестовать: «Чужого не возьму. Сроду чужим не пользовалась! Да милыя, да родимыя!.. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои!»

Проследим поведение пассажиров поезда Комарихинская–Теплая гора. Школьники — не равнодушные свидетели горя бабки. Они готовы ей помочь и понимают ее состояние.

«Кто-то из ребят хватает ее под мышки, пытаясь втащить наверх».

«Ей поспешно освободили место — да и не место, а всю скамейку притихшие школьники».

«Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо, когда тот предложил бабке подтягивать песню».

«Они вместе с бабкой переживали ее горе, только, как сказал рыбак, догадка у них еще слаба».

Чуткость и понимание к чужому несчастью проявили и рыбаки. Проследим по тексту:

«Рыбак неловко прокашлялся. Его попутчики тоже прокашлялись и больше уже не запевали».

«Знаете что, ребятки, — хитро, со значением прищурился рыбак, — подвиньтесь-ка ближе, и я вам очень интересное скажу на ухо».

«Он что-то шептал им, подмигивал в сторону бабки, и лица у ребят просияли».

И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени.

И снова грянула песня.


Эх, Калино, Лямино, Левшино!
Комариха и Теплая гора!


Но теперь эта песня объединяет всех: поют ее рыбаки и школьники, бабушка слушает ее с улыбкой: «И придумают же! И придумают же, лешие! И что за востроязыкий народ пошел!» И нет неловкости пассажиров, которую они испытывали, глядя на удрученную от горя старушку. Все счастливы.

Много ли надо человеку для счастья?

«Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно, словно бы выкрикивал: “Раздайся, народ! Бабку с малиной везу!” Колеса вагонов поддакивали: “Бабку! Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!”»

Доброта, внимание, чуткость к чужому горю, желание помочь в трудную минуту — вот что я ценю в человеке. Когда я читала рассказ, у меня возникло чувство жалости к одинокой старушке, но одновременно и чувство уважения к старости.

Как же относится автор к своей героине?

С теплотой, душевностью, жалостью. В.П. Астафьев пишет:

«Копошится старушонка», «остренькое плечо», «бабка подпрыгивает, как петушок»; «старенький платок», «потрясла сухоньким кулачишком», «сухие, сморщенные губы», «через силу лазила по чащобе и лесным завалам».

Глубокое преклонение перед старостью и уважение к ней звучат в словах автора.

В речи бабушки находим диалектные слова, характерные для нашей местности: «ноне», «родову», «проворна», «ране», «да милыя», «да родимыя».

Рассказ «Бабушка с малиной» — это рассказ о том, как порой какой-то казавшийся обыденным случай может оказать влияние на становление личности. Из этого рассказа мы извлекаем урок доброты. Добро воспитывает и возвеличивает.

Добро души... Это понятие всегда занимало мысли людей. Этот вопрос вечен, как вечна сама жизнь. Он является основным критерием всех поступков наших, нравственным ориентиром в сложном мире.

Добро — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

Мудрость народная, нашедшая свое отражение, в частности, в пословицах о добре, говорит следующее:
 

«Добро творить — себя веселить».

«Добро делать спешить надобно».

«Добро не горит, не течет».

«Доброе дело два века успеет».
 

Рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной» побуждает к действию, заставляет задуматься о своих поступках, об отношении к старшим. Прочитав его, я поняла, что жизнь каждому предоставляет несколько дорог, но человек сам выбирает свой путь. И только от него зависит, правильный это будет выбор или нет.
 

Бабушкин пряник

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Соснина Наталья, 8-й класс,
МОУ «СОШ № 14»,
г. Губаха, Пермский край.
Руководитель Панкратова О.В.

Добро... Доброта... Прощение... Слова эти в нашей жизни встречаются очень часто. Используя их в своей речи, мы крайне редко задумываемся над тем глубоким смыслом, который заключается в этих словах. Именно об этом подумала я, когда прочитала рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Начинается рассказ просто, я бы даже сказала, буднично, обыденно:

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

— Конем, баба?

— Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

Наверное, нам, ребятам XXI века, не совсем понятна радость героя рассказа, так как сладостей и вкусностей вокруг о-го-го сколько! Тут тебе и Kindersurprise, и Nesquik. Почему же так радуется мальчишка из рассказа В.Астафьева? Чем же хорош этот пряник?

«С таким конем сразу почету сколько, внимания!» — читаем дальше и понимаем, чему так радуется герой. Со страниц рассказа перед нами открывается мир довоенного детства. Хорошие соседские отношения семьи главного героя с семьей Левонтия. Здесь и детские забавы, и посиделки, и помощь друг другу, что в наше время встретишь редко.

Астафьев, описывая деревенский быт, сопоставляет хозяйство разных деревенских домов, их укладов. Бабушка главного героя трудолюбивая, бережливая, поэтому и дом у них содержится в порядке, а своего соседа Левонтия она корит за безделье, поучает его. Но Левонтий не прислушивается к ее советам. Поэтому и хозяйство он ведет «спустя рукава». Бабушка и своего внука учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться. «Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане».

С ребятами Левонтия и отправляется главный герой по землянику, чтобы заработать пряник трудом своим. Земляника в лесу — первая летняя ягода, «только-только поспевающая, белобокая, редкая и потому особенно радостная и дорогая». Наберешь в туесок горстку ягод и сразу почувствуешь ее аромат. Чтобы набрать много ягод, нужно иметь терпение, так как земляника так и просится в рот. Вот и дети Левонтия не смогли удержаться от соблазна.

Съев свои ягоды, они вынуждают главного героя рассказа съесть ягоды, упрекая его «в жадности» и в трусости перед бабушкой. «...чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, он решительно вытряхнул ягоды в траву:

— Вот! Ешьте вместе со мной!»

И они съедают все ягоды.

Возвращаясь домой, мальчик понимает: за то, что ягоды не собраны, он будет наказан и не получит долгожданного пряничного коня. Тогда он по совету левонтьевского Саньки нарвал травы, натолкал ее в туесок, насобирал ягод, насыпал их сверху, и земляники получилось даже с «копной». (Похоже, что Санька делится своим опытом.)

Мальчик приносит туесок домой и уже жалеет о сделанном. «Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство», но бабушка, доверяя внуку, не стала пересыпать ягоды из туеска и не заметила обмана.

«Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет? — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника». «А что, если разбудить ее и все-все рассказать?» Он испытывает угрызения совести, понимает, что поступил неправильно, и принимает решение рассказать бабушке «обо всем: и про туесок, и про калачи, и про все, про все...». Проснувшись утром, он видит, что бабушка уже уехала в город.

Главный герой со страхом ждет возвращения бабушки с базара. Левонтьевские дети сманивают героя рассказа на рыбалку, но и там он продолжает думать о бабушке. Даже ясный летний день не радует его. Не радуют его ни Енисей, ни синие колокольчики, ни блистание березовых листьев, ни леса на скалах. Душевные терзания героя автор передает обилием вопросительных предложений: «Оттуда... должна приплыть бабушка. Что только будет?! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?» Он корит себя за то, что послушался левонтьевского Саньку и обманул свою бабушку.

Вечером он долго не идет домой. Ему стыдно показаться бабушке на глаза. Вернувшись домой, он засыпает в пристроенной к сеням кладовке. Проснувшись утром, он слышит, как бабушка рассказывает дедушке о проделке внука, о своем стыде на базаре. Обещает: «Я вот еще левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!..»

И вдруг начинаешь догадываться после этих слов, что бабушка уже почти не сердится на внука, а, наоборот, жалеет его. Она понимает, что он со своей детской доверчивостью просто не смог противостоять нагловатому напору левонтьевских ребят.

И дедушка тоже, чувствуя состояние внука, видя его раскаяние, сочувствует ему («Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слезы хлынули безудержно из моих глаз»), оказывает ему моральную поддержку («Ну што ты, што ты!.. Попроси прощения... Ступай, ступай, — легонько подтолкнул меня дед в спину»).

Долго бабушка обличала, срамила внука. «Но вот выговорилась бабушка... А когда поднял голову, увидел перед собой... По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой».

Бабушка прощает внука и дает ему его заветного пряничного коня с розовой гривой. А еще дает замечательный урок доброты и прощения. Она не произносит этих слов, а просто воспитывает внука любовью, добротой. И он на всю жизнь запомнит, что нельзя обманывать и предавать близких людей.

Заканчивается рассказ размышлениями героя, ставшего уже взрослым человеком: «Столько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». Да, бабушкин урок доброты запомнится надолго, навсегда.

А мне запомнится этот рассказ В.П. Астафьева не только поучительной историей героя, но и умением писателя вести диалог с читателем. Автор словно приглашает нас задуматься над вопросами, имеющими очень важное значение в жизни каждого человека, и еще не раз задуматься над тем, что же такое истинная доброта.

Иногда мы совершаем поступки, за которые бывает стыдно, в которых боимся признаться. Как важно, чтобы рядом в такие минуты оказались люди, для которых Добро, Доброта, Прощение — не просто слова.
 

Размышления о прочитанном

(по повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»)

Гуменная Светлана, 11-й класс,
МОУ «СОШ № 14»,
г. Губаха, Пермский край.
Руководитель Голайденко А.Г.

«Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек». И потому не умолкает война в произведениях В.П. Астафьева. Писатель говорит нам: «Помните, люди, о войне...»

Виктор Петрович Астафьев принадлежит к славному поколению писателей-фронтовиков. Он ушел добровольцем на фронт и прошел войну рядовым солдатом, связистом, был тяжело ранен, но он увидел те страшные, покрытые кровью, слезами, болью военные события. И поэтому, читая его произведения, понимаешь, насколько глубоко они проникнуты любовью к человеку и к жизни в целом. В основу всего, что было написано Астафьевым, был положен его собственный жизненный опыт.

Произведение, о котором мне бы хотелось рассказать, писалось Виктором Астафьевым с 1967 по 1974 год. Это маленькая повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о годах Великой Отечественной войны. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке, показать его чувства и жизнь до мельчайших подробностей.

В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных. Говоря о любви сегодня, мы даже не задумываемся о значении этого слова. Молодой парень говорит девушке: «Я тебя люблю!» А насколько чиста, искренна его любовь к ней?! Этого, к сожалению, не знает даже сам говорящий. Современные люди разучились любить «по-настоящему». Сегодня «любовь» покупается и продается. Браки заключаются «по расчету», а не на доверии и любви. Подписываются брачные контракты между «влюбленными». Какое право мы имеем говорить о любви, если мы даже не знаем на самом деле, что это такое любить, доверять, понимать?!

В произведении В.П. Астафьева мы можем увидеть три линии: пастух и пастушка, о которых рассказывал Борис; убитые старик и старуха, хуторские пастух и пастушка; Борис и Люся.

В повести показана антигуманная суть войны, ломающая, коверкающая судьбы, не щадящая саму жизнь. «Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку...» В этой короткой сцене сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью.

Вот, к примеру, картина ночного боя: «Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя».

Эта сцена с жутким реализмом заставляет читателя понять, что война — противоестественна, она заставляет людей убивать друг друга. На войне люди привыкают к смерти своих товарищей, врагов, потому что война — беспощадна. Человек становится злым, он хочет отомстить за смерть своего друга, товарища. Ненависть, вот что движет людьми на войне!

Центральное место в повести занимает любовь. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа, но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли. С Люсей взводный познакомился в избушке, где ночевала часть взвода. Ей шел двадцать первый год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком.

Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть. Но доброта, милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костяева через оконное стекло, такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, «с потайной улыбкой на губах», тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский солдат.

Проходит время, и то, что ты считал невозможным, становится реальностью. Борис боялся привыкнуть к смерти, но привык...

Любовь Бориса и Люси — это самая искренняя любовь, любовь с первого взгляда. Не зная, кто она, ее происхождение, род деятельности, он влюбляется в Люсю, как мальчишка. Они живут одним мгновением, не строят планы на будущее, потому что понимают, что это невозможно. Таковы условия войны — жить одним днем!

Тяжело читать о расставании, о мыслях влюбленных. Это самое страшное, когда ты начинаешь думать об их судьбе, порой в голову лезут невообразимые мысли. Они либо погибнут, либо встретятся там, где живут вечно... Свои чувства тяжело передать: сердце начинает биться быстрее, учащается пульс, и слезы невольно сами текут по щекам. Так хочется думать о хорошем, но понимаешь, что война, а на войне ничего хорошего нет. Приходится справляться со своими эмоциями и жить дальше.

Любовь и счастье, которые свойственны для традиционной пасторали, не укладываются в современном мире, как и на войне, поэтому у повести такой интересный подзаголовок: «современная пастораль».

Герои на миг сведены и навеки разлучены войной. Люся, несмотря ни на что, нашла могилу Бориса, потому что «кто ищет, тот всегда найдет!».

Женщина умеет верить и ждать! Пора, давно пора всем нам поклониться русской женщине, которая в лихолетья Великой Отечественной войны взяла на себя основные тяготы по сохранению промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны, по переводу его на Восток и воссозданию его там, в стужу и вьюги, на пустынных землях. Я могу с уверенностью сказать, что я видела настоящую, искреннюю любовь. Это мои дедушка и бабушка. Они любили друг друга и были счастливы, но... семь лет назад дедушка умер... И до сих пор бабушка вспоминает его, скучает по нему, ей его не хватает. Она не может смириться с его потерей...

Война по природе, по ее фактическим бытовым проявлениям отвратительна и в этом смысле антигуманна.

Жизнь и смерть — вот основная тема произведения. Не раз на протяжении повести автор заставляет героев задуматься над ней. Зачем так мучаются люди? Зачем войны? Смерти? За одно только горе матерей, переживших своих сыновей и дочерей, нам никогда не расплатиться.

Тема войны занимала далеко не последнее место в русской литературе второй половины XX века. «Пастух и пастушка» — лишь одно из произведений, освещающих ее. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить смерть близких, тяжелые травмы, страх, боль.
 

Спасающая сила человеческого участия

(по рассказу В.П. Астафьева «Где-то гремит война»)

Кобякова Марина, 7-й класс,
МОУ «Кишертская СОШ»,
с. Усть-Кишерть, Пермский край, Кишертский район.
Руководитель Черныш Е.С.

Страшное слово — «война». Война убивает жизнь, калечит человеческие судьбы, лишает возможности быть счастливыми. «Война, война!.. Никак не хватало моего ума постичь, осмыслить ее», — размышляет герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Где-то гремит война». Уже само название рассказа подчеркивает отдаленность места действия от фронта, от войны. Она там, где-то далеко-далеко. Но война — это не только «бой, стрельба, рукопашная... А она вон как — везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается». Она — в горе людском, в каждодневно приходящих похоронках, в непосильном труде... Как же выжить в эту страшную годину горя?

Мальчишке из школы фэзэо приходит письмо в несколько строчек от тетки Августы, в котором она слезно просит ее навестить. До деревни, где живет тетка, десятка два километров, но на дворе первая военная зима, пугающая лютым сибирским морозом. Подросток, не боясь замерзнуть или даже погибнуть в дороге, отправляется помочь своей тетке, потому что без причины она бы не позвала его: «А причина какая сейчас может быть? Беда. Только беда: и такое уж время наступило».

Мастер из фэзэо по фамилии Плохих, на самом деле оказавшийся человеком хорошим, поразмыслив, отпускает его к тетке, несмотря на то что учеников никуда не отпускали, выходных не давали, держали строго, почти по-военному. Мало того, он снабдил парня двумя пайками хлеба, хотя не должен был ничего давать.

Шел мальчишка по сибирским дорогам в огромном городском пальто с каракулевым воротником, которое в фэзэошной группе было одно на всех. Пальто «прибыло» в школу на Юре Мельникове, старосте группы, и стало общим. «Ах, пальто, ты, пальто!» Это грубоватое, колкое пальто с каракулем, как металлический шлак, да теплое белье, отданное ребятами, да бабья меховая душегрейка, пожалованная Мишей Татаренко, помогли ему выжить в дороге и даже почувствовать «запах» мирного времени: «Они своей заботой хотели облегчить мою дорогу».

Героя, заблудившегося в дороге, заплутавшего в ночи, спасает неяркий огонек, который светился у самой земли в маленьком, как в бане, окошке. В крестьянской избе, куда постучался измученный подросток, его спасает от гибели совсем посторонний человек. Его приняли как родного, отогрели, накормили, напоили горячим чаем, при этом присоветовали приберечь хлеб, который все еще лежал в кармане пальто: «А хлеб побереги — не к мамке на блины идешь». Такая, почти материнская, забота о ближнем спасает героя от смерти. Здесь он в полной мере ощутил спасающую силу человеческого участия.

О человеческом участии говорит и такая деталь, как оставленная на окне зажженная керосиновая лампа. Когда герой хотел погасить свет, то услышал бормотание шорника: «Лампу уверни, коли не нужна. Вовсе-то не гаси. Мало ли чего. Война сейчас. Всех она с места стронула. Люди ходят и ездиют туда-сюда. Понесет лешак такого же ероя, а огонек вот он. Моргат...»

Война изменила до неузнаваемости Дарью Митрофановну, которую герой до самого расставания принимал за шорника. Но, изменившись внешне, она сохранила в себе любовь к людям, доброту и участие к попавшему в беду человеку.

В последующей своей жизни, «через много-много лет», когда попробует он «разобраться и уяснить, откуда у человека берется доподлинная, несочиненная любовь к ближнему своему», то сделает очень важное для себя и «совсем близко лежащее открытие — прежде всего из таких вот избушек, изредка встречающихся на росстанях наших дорог».

Сам подросток стал спасением для тетки Августы. Она, получив похоронку на своего мужа, хотела лишить себя жизни: «Надумала я удавиться. И веревку припасла — дрова на ней осенесь из реки вытаскивали. Алешка теперь при месте, теперь не пропадет, девчонок тоже приберут в детдом, кормить, одевать станут. А то и мне смерть, и им смерть...» И он шел в ночь, в стужу, в метель, чтобы облегчить горе Августы.

Только спустя время Августа расскажет о том, что мужа ее, Тимофея, не убили на войне и без вести он не пропадал. Он подделал похоронную, спрятался от семьи, предал ее. Герой не мог этому поверить: «Надругаться над похоронною, самым святым документом на свете, — это и до сих пор не укладывается в моей голове».

В.П. Астафьев пишет о том, что война не только «возвышала людей, она и развращала тех, кто послабее характером».

Рассказ заканчивается эпизодом, когда герой видит сон: «Сон мне снился все время один и тот же: я летел и летел в темную, бесконечную пропасть. И сердце устало, и весь я устал и готов был хряснуться обо что-нибудь твердое, разбиться в прах, лишь бы только не болтаться в пустой темноте». Измученный, задохнувшийся, он был разбужен детским плачем маленькой Капы, дочери Августы, которая была напугана мычанием и дерганьем дяди во время сна. Она разбудила мальчишку, тем самым прекратив его полет в темную, бесконечную пропасть. «Тяжело мне, видно, одному было, и я кричал во сне, звал людей на помощь» — так заканчивает свой рассказ В.П. Астаф





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0