Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Народная песня — это наш оберег...»

Ирина Владимировна Ушакова родилась в пгт Оленино Тверской области. Окончила факультет жур­налистики Московского экстерного гуманитарного университета (специальность: литературный редактор). Журналист, публицист. С 1998 года — сотрудник Международного фонда имени М.Ю. Лермонтова. Публикуется в журналах («Наш современник», «Москва», «Покров»), в газетах («Русь державная», «Слово») и на интернет-сайтах («Православие», «Столетие»). Автор поэтических сборников «Пробуждение» (2000), «По велению ранней весны» (2011) и книги «Народная школа Рачинского» (2016). Составитель сборника статей и писем С.А. Рачинского «Из доброго сокровища сердца своего...» (2013). Член Союза писателей России и Союза журналистов России.

Полтора года назад Государственный академический Кубанский казачий хор совершал свое юбилейное турне по России и по всему миру. Старейший в России хор праздновал свое 200-летие. Сегодня к этой дате добавился еще один юбилей — художественному руководителю хора, народному артисту России и Украины, республик Адыгеи и Абхазии, лауреату Государственной премии России Виктору Захарченко — 75!

Виктору Гавриловичу и его легендарному хору пришли поздравления от президента России В.В. Путина, мэра Москвы С.С. Собянина, губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева, руководителя администрации президента России С.Нарышкина, председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Беглова.

Одно из самых дорогих поздравлений прозвучало из уст народного артиста СССР Владимира Николаевича Минина, которого Захарченко считает своим учителем, а Минин — лучшим учеником. Они встретились в Новосибирской консерватории, тогда Минин был поражен целеустремленностью молодого студента, стремившегося во что бы то ни стало стать дирижером хора. Но еще раньше, будучи учеником 5-го класса, Виктор Захарченко написал письмо Сталину, высказывая свое негодование на то, что в их станичной школе не было учителя музыки, а он мечтал стать композитором, упрямо и всерьез. И директор школы действительно был снят с работы. А будущему композитору предстояло пройти ох какой непростой путь, чтобы зазвучал хор под взмах его рук.

Кубанский казачий хор был создан в 1811 году по инициативе духовного просветителя Черномории протоиерея Кирилла Васильевича Россинского (1776–1825). Многое пережил коллектив хора за две сотни лет: расформирование, «расказачивание», скитание по миру, потери выдающихся музыкантов и регентов, но и обрел — народную любовь и доверие. В конце XX — начале XXI века Кубанский казачий хор стал одним из выдающихся мировых творческих коллективов, который служит духовному и культурному просвещению не только своих соотечественников, но и поклонников за рубежом — представляет русское песенное искусство во всем мире. Коллектив хора награжден орденом Дружбы, Национальной премией Украины им. Т.Г. Шевченко и высшей наградой Русской Православной Церкви — орденом святого благоверного князя Дмитрия Донского I степени.

Виктор Гаврилович Захарченко с 1974 года является бессменным художественным руководителем хора. Он автор музыки духовных песнопений, русских романсов, вокально-хореографических композиций — всего более пятисот музыкальных произведений и свыше тысячи обработок народных песен и обрядов. Сотни песен записаны им на Кубани, на Украине, в Сибири. «Главное не то, как поет хор, а то, про что он поет. Для меня каждое слово важно. Музыка потом. То, о чем мы поем, — суть искусства», — говорит Виктор Захарченко.

У коллектива хора «за душой» более двух сотен песен. Одной из первых на юбилейных концертах звучит старинная казачья песня «Ой, стоить явир». Эту песню Виктор Гаврилович помнит с детства, которое прошло в станице Дядьковской, ее певала матушка будущего композитора — Наталья Алексеевна Захарченко. Многое сжилось в казачьем сердце: и печаль, и радость, и праведный гнев, и сострадание. Поэтому и звучат искренно такие разные по настроению песни, как «Взяв бы я бандуру...», «Боже, Всэсыльный, дай мэни крыла...» (хор, солист заслуженный артист Кубани Сергей Ярошенко), «Ты ж мэнэ пидманула...» (солисты заслуженный артист России Владимир Заниздра и заслуженная артистка Республики Карачаево-Черкесия Евгения Джевага).

«Поехал казак на чужбину далёко...» (солисты — Эллина Карпенко и заслуженный артист Республики Ингушетия Демид Коротенко) — это песня, которую поют сибиряки. Она не случайно попала в репертуар Кубанского хора. Виктор Захарченко прожил в Сибири 14 лет. Уехал «на чужбину» по собственному желанию, окончил там консерваторию, 10 лет проработал хормейстером Государственного сибирского русского народного хора, приобрел опыт, который и воплотил в воссоздании Кубанского хора.

Песня «Там шли два брата...» (солист заслуженный артист Чеченской Республики Алексей Краснопёров) исполняется хором «по-сибирски», а кубанский вариант Захарченко запомнил с детства. Выступление хора всегда сопровождается проходящим на экране рядом фотографий и документальных съемок, на которых эпизоды военных действий, мирный труд и портреты простых людей, переживших радость и горе. Тем и притягивает зрителя и слушателя репертуар казачьего хора, что весь он наполнен личными переживаниями. Песню «Возвращение», посвященную своему погибшему на фронте отцу, Виктор Гаврилович представляет, рассказывая об отце, и голос его чуть дрожит (слова песни Ю.Кузнецова, музыка В.Захарченко, солисты Демид Коротенко и заслуженный артист Кубани Олег Бондаренко).

«Есть на Волге утес...» (солист заслуженный артист России В.Сорокин), посвященная 70-летию Сталинградской битвы, поется так же, захватывая зал в переживания минувших тяжких лет. В каждой песне — судьба народа. Запевают «В полном разгаре страда деревенская...» (слова Н.Некрасова, исполнитель Анастасия Моргина), и как тут не задуматься над вековой материнской заботушкой:
 

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
 

Все музыкальные композиции, исполняемые хором, знакомы зрителю и давно им любимы, иначе не были бы переполнены огромные залы на концертах Кубанского хора и не звучала бы дважды и трижды песня «Когда мы были на войне...» в исполнении заслуженного артиста России Виктора Сорокина. На юбилейном концерте в Государственном кремлевском дворце Виктор Захарченко нарушил официальную программу. Он сам взял в руки свою старенькую гармошку, но сначала не играл, а рассказал, как в 1943-м немцы отступали с Кубани, как «все небо горело». «Свалили они награбленное добро, подожгли, а мой старший брат увидел в груде вещей гармошку, побежал, выдернул ее и тикать!» Так спасенная эта гармошка заиграла в руках пятилетнего мальчишки. А мать удивилась: как, мол, так, детина не умеючи играет — верно, быть беде. Но беды не случилось. А на своей гармошке Виктор Захарченко играл все народные песни, все лезгинки и кабардинки. Поэтому полюбили его, скромного и пламенного, во всех республиках Северного Кавказа. Он примиряет и изумляет своей песней вековых врагов России. Жаль, не всегда и не всем слышна она на Кавказе. «Народная песня — это наш оберег, назидание, которое оставили нам предки», — часто повторяет Виктор Гаврилович. К сожалению, «по телевидению давно уже не услышишь ни русской песни, ни украинской, ни татарской...» — сетует Захарченко.

«Чему учат в консерватории? — говорил в одном из интервью композитор. — Там, я видел, поют правильно, по нотам, профессионально, но равнодушно, не переживают песню, как народные певцы. И на этой почве у меня даже были конфликты с коллегами-музыкантами. Я не понимал, почему нет того переживания музыки, какое я видел в родной станице. Это относится и к музыке многих известных композиторов. Кажется, что без специальной подготовки ее не понять. И в самом деле, она сделана мастерски, со знанием дела. Но если в ней нет души — эта музыка не захватит, она так и останется музыкой для “узкого круга”».

Много нынче говорится об атомизации общества. Ученые даже высказываются по поводу того, что как-то надо «коммуницировать общество». Но пока не знают, на какой основе. А тут услышал тысячный зал песни о войне, о доме, о земле, о заветной, единственной любви — и объединился. И страшно, и радостно стало...

Есть в репертуаре хора и духовные песнопения: «К Богородице прилежно ныне притецем», «Ангел вопияше» на музыку М.Мусоргского. Оценив духовную высоту и мастерство исполнителей, патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 1995 году благословил единственный светский коллектив России — Кубанский хор петь в церкви. «Вы своей песнью о святом и священном для казачьей православной души можете разбить те оковы бездушия, какие наложены на сердца многих врагами христианства и веры истинной...» — говорил священник Арсений Белановский в день столетнего юбилея хора.

Народная песня вобрала в себя многое: и фольклор, и историю, и духовность. Песня «Матушка Добрынюшке наказывала...» (исполнитель Александр Дедов) на слова нашего современника — иеромонаха Романа (Матюшина) продолжает традицию народных песен и, возможно, станет народной, как сотни других, имена авторов которых известны теперь одному Богу.

Славен Кубанский хор и своим хореографическим коллективом. В одной трехминутной композиции зритель видит и элементы народного танца, и сцены из народной жизни, и виртуозное владение казачьим холодным оружием — шашками, пиками и кинжалами. Таковы вокально-хореографические композиции «Вербохлёст» и «Ковал кузнец казачью шашку...» в постановке Н.Кубаря, «Як швыдко лето промынуло...» в постановке В.Анучина.

Велика заслуга Виктора Захарченко в том, что он не останавливается на работе только над профессионализмом созданного хора, но воспитывает подрастающие поколения в любви к народной песне, в почитании традиций. Его ученики от пяти до десяти лет (!) обладают уже чутьем к слову, обыгрывают то, о чем поют, и... шашкой владеют. Исполнение хореографической композиции «Эх, казачата!» учащимися Школы-интерната народного искусства для одаренных детей имени В.Захарченко это подтверждает.

Отдельная тема в репертуаре Кубанского казачьего хора — это стихи классиков, положенные на музыку Захарченко. Композитор вдохнул новую жизнь в стихи Сумарокова и Пушкина, Дельвига и Некрасова, Есенина и Цветаевой, Николая Рубцова и Алексея Толстого. Лермонтовское «Тучки небесные, вечные странники...», пушкинское «Буря мглою небо кроет...», тютчевское «Весенняя гроза» звучат в исполнении хора так, будто это звуки природы, которая открылась чистому сердцу странника. Недаром о романсе П.И. Чайковского «Благословляю вас, леса», на слова А.К. Толстого, Василий Белов писал: «...этот шедевр дворянской культуры с удивительной точностью отражает состояние типичного для Руси простого нищего-странника, понимающего и чувствующего “И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду”». Так, на одном чувствовании русской природы, соединяются стихи классиков и музыка нашего современника. Недаром говорят, что создает музыку народ, а композиторы ее только аранжируют.

Однажды после концерта Кубанского хора, на котором присутствовали музыканты одной американской рок-группы, Захарченко позвонили из Нью-Йорка. Руководитель рок-группы просил о встрече с Виктором Гавриловичем для того, чтобы еще раз услышать песню «Тучки небесные...» — настолько она его тронула, и, если это возможно, включить ее в свою композицию. Когда музыканты встретились, оказалось, что у Захарченко и у американского исполнителя много общего. Оба пережили серьезные аварии, оба находились между жизнью и смертью. Если стихи Лермонтова и музыка Захарченко помогли человеку другой культуры с другой части света осмыслить что-то важное в жизни — это дорогого стоит. «Ради этого стоит продолжать свое дело», — говорит Виктор Гаврилович.

Берлускони однажды сказал о выступлении Кубанского казачьего хора: «Вы покорили Италию не пушками, а песнями». Выступал легендарный хор и в Анкаре — в театре оперы и балета. Сомневались, примут ли турки наши песни о горестях, которые и они в свое время принесли русской земле. Но зрители после концерта благодарили и плакали.

Так не напрасны ли утверждения о том, что мировое искусство, и музыкальное в том числе, зашло в тупик? Если в России действуют такие коллективы, как русский академический оркестр «Боян» и Кубанский казачий хор, если стихи наших современников — иеромонаха Романа (Матюшина) и поэтов Николая Зиновьева, Николая Рачкова ложатся на музыку Анатолия Полетаева и Виктора Захарченко, это вселяет надежду на то, что русская музыкальная культура не утратила величия и совершенствуется в своем развитии.

Символично, что юбилейный концерт, посвященный 75-летию руководителя Кубанского хора, в 2013 году пришелся на церковный праздник Торжества Православия. Всем своим творчеством этот песенный коллектив воспевает жертвенную любовь к Родине, мужество и самопожертвование, славит дарованный Богом родной край, объединяет такие разные народы нашего государства.

«Я невероятно счастливый человек! — говорит Виктор Захарченко. — Слава Тебе, Господи, что Ты дал мне родителей, сестер и братьев. Господь исполнил все мои мечты: я побывал на всех континентах. Господь всегда помогал мне через людей». Сыновний поклон Виктор Захарченко передал Владимиру Путину, который удостоил Президентского гранта Кубанский казачий хор. С благодарностью Захарченко обратился и к губернатору Краснодарского края Ткачеву, который поддерживает возрождение казачества. «Мы должны вместе поднимать Россию с колен, — говорит руководитель Кубанского хора. — Она может быть только державой!»

Многая лета вам, Виктор Гаврилович! Многая и благая лета выдающемуся Кубанскому казачьему хору!





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0