Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Человек, приходя в храм, должен омывать свою душу»

Олег Жданов – известный писатель, публицист и режиссер, автор ряда книг, посвященных старинным московским улицам, домам и церквям, а также тем историческим легендам и загадкам, которые с ними связаны.


Москвичи, наверное, уже привыкли к расположенным в столице старинным архитектурным шедеврам. А есть такие церкви, дворцы, палаты, которые все же малоизвестны, но при этом заслуживают внимания не только историков?

 Совершенно точно, что в Москве достаточно много архитектурных сооружений как светского, так и церковного назначения, которые находятся вне основных туристических маршрутов. И если говорить, что под словом «палаты» подразумеваются жилые помещения, скажем XVII века, у которых первый этаж использовался для хранения продуктов, товаров и для жития челяди, а второй этаж, собственно хозяйский, иногда имел очень красивое (красное, то есть красивое крыльцо) и галерею, которая называлась гульбище. Такие палаты есть, они есть и в Замоскворечье, и в районе Чистых прудов, каждое из таких сооружений это целая отдельная сказка, легенда, история.

Что касается церквей… Одним из факторов, который повлиял на архитектурный облик Москвы, был запрет Петра I на каменное строительство в том числе и храмов в период возведения Санкт-Петербурга. Для того чтобы все лучшие мастера, все лучшие материалы были сконцентрированы в Петербурге, а не в Москве. Поэтому храмов эпохи Петра I в Москве, в общем-то, нет. И получается, что у нас есть очень мало церквей в чистом виде XVI века, начала XVII века, церкви времен Алексея Михайловича - а потом некий провал и дальше начинаются церкви конца XVIII века, их тоже немного, и вот XIX век... Денег на постройку церквей сразу как комплекса из основного нефа храма, трапезной и колокольни не хватало, поэтому в Москве очень много церквей, в которых основной объем храма относится к одному веку, трапезная к другому, колокольня к третьему. То есть, допустим, церковь - с классическим русским пятиглавием, трехнефная, относящаяся к началу XVII века, из середины XVII века трапезная и начала XIX колокольня.

Мне сложно выделять какие-то особенные церкви, я очень люблю стиль, который возник при царе Алексее Михайловиче, ну например церковь святителя Николая в Пыжах мне очень нравится, или церковь Григория Неокесарийского. Вот этот облик церквей мне кажется самым уютным, доведенным до совершенства с точки зрения архитектурной формы.


По-вашему, насколько различаются экскурсии по Москве, которые проводятся для россиян и иностранцев? Почему так по-разному представляют нашу столицу?

Основное различие в экскурсиях – это то, что экскурсии для россиян, вроде бы как подразумевают, что они изучали историю своей страны и своей столицы и знают вроде бы больше. К сожалению – это неправда, россияне порой знают меньше, чем приехавший иностранец, который хотя бы постарался подготовиться и почитать какие-то книги или публикации в интернете. Это связано с тем, что сильно упал объем гуманитарных знаний и интерес к ним среди москвичей, среди россиян. Но, тем не менее, при приезде западных туристов алгоритм остается популистский, им преподносят треш-историю, т.е. обязательно Иван Грозный будет только садистом и маньяком, убивавших всех, включая собственных детей, что исторически неправда. В любом случае, Петр I будет первым, кто завязал отношения с Европой, что тоже неправда, ну и так далее. У нас будет везде ГУЛАГ, везде медведи, везде балалайки - и что потом удивляться, что наши западные соседи нас воспринимают довольно шаблонно? Первые, кто шаблон этот и преподносят – сами же экскурсоводы, делая это из желания понравиться, из желания не обмануть надежды. Хороших экскурсоводов не так много, но те, которые хорошие – это действительно потрясающие знатоки и истории, и москвоведения, тонко чувствующие ткань московской истории.


Чем уникален старинный московский центр?

Москва довольно долго была деревянным городом и поэтому неоднократно подвергалась пожарам. В Москве был популярен такой стиль – деревянный ампир, когда основные здания строились из дерева, ну это и были собственно большие избы, срубы, но при этом они сверху штукатурились, создавалось ощущение, что на самом деле дома каменные. Ну, это было дешевле, такие городские усадьбы. В общем, так или иначе, но Москва очень часто страдала от пожаров сильнейших, пожаров, в которых сгорали монастыри, жилые помещения и склады, в самом Кремле в том числе. И если говорить о том, что сильнейший пожар во время оккупации Наполеоном в 1812 году уничтожил огромное количество зданий разной принадлежности, то подобные пожары были и без войны на самом деле, к сожалению, Москва горела. Поэтому облик Москвы был все время обновляющийся.

Центр Москвы современный - очень многогранен, многолик, там смешение архитектурных стилей разных веков, разной функциональной принадлежности. То есть на одной улице стоит особняк в конструктивизме 30-х годов XX века, особняки XIX и XVIII века, церковь XVII века, так называемый «цековский» дом 1980-х годов, все это может быть на одной улице и в одну линию. Вот эта многогранность и интересна, поэтому, когда ведешь экскурсию по такой улице, у тебя есть повод и возможность перемещаться из эпохи в эпоху и таким образом завязывать мои любимые исторические узлы, рассказывая слушателям о нескольких исторических эпохах и о преемственности событий. О том, что на самом деле эта легенда про члена ЦК при изменении должностей могла бы относиться к какому-нибудь подьячему или стрельцу в XVII веке. То есть все это, на самом деле, очень живо. Люди не меняются в веках, они просто оказываются в разных костюмах и в разных мизансценах.


Как православные храмы преображают, облагораживают российскую столицу?

Я думаю, что такую миссию несут все храмы, любой из храмов не только Москвы, но и России. Другой вопрос, что к некоторым храмам относишься с особенной любовью. Мне, например, очень близок храм Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке, построенный архитектором Бове. Также нравится, упомянутый мной ранее, Храм Николы в Пыжах, Марфо-Мариинская обитель. Совершенно прекрасная церковь Покрова в Филях, очень шедевральная по архитектуре нарышкинского барокко, храм Петра и Павла на Яузе… В них есть какая-то легкость. Человек, приходя в храм, должен чувствовать возвышенность и существование иной формы бытия, он должен умывать руки, испачканные крестьянским трудом, и омывать свою душу. Это пространство, где ты должен понимать, что есть иной, нематериальный мир. Это очень важно. Эту задачу блестяще выполняли русские и приглашенные архитекторы церковные. Поэтому, конечно, таких храмов довольно много. Единственное, что меня всегда беспокоило это, если представить, что в Москве сорок сороков церквей, то есть мы понимаем, что их 1600, то, если они все одновременно начнут звонить в колокола, призывая к утрене, вечерне или к церковному празднику, то конечно это будет колоссальное испытание для человеческого уха. Это слишком объемный звук.


Какая из московских церквей самая древняя?

Довольно сложный вопрос, потому что если говорить по дате существования, то большая часть храмов, которую мы сейчас видим в камне, существовали ранее в деревянном варианте, но сгорали или перестраивались. Иногда за ветхостью, иногда князь давал денег на то, чтобы храм расширить, увеличить трапезную, увеличить основной объем. Нынешняя церковь построена в XIX веке, а на самом деле, на этом месте уже 300 лет стоял храм… Поэтому очень сложно об этом судить. Но как правило, стоит говорить все же о церкви Зачатия Анны, что в Углу, храме Симеона Столпника на Поварской и кремлевских храмах, которые большевики не взорвали, потому что, на самом деле, большевистская власть очень сильно зачистила территорию Кремля. В Кремле находилось несколько монастырей, которые были полностью уничтожены. Поэтому надо понимать, что маленькие белоснежные пяти- и трехглавые храмы – вот это как раз самые древние. Но, еще раз повторю, храмы перестраивались, дополнялись, что-то менялось, поэтому я бы не рискнул сегодня говорить о каком-то храме, как о самом древнем. Будем считать, что в Москве есть некое количество храмов XV века.


Насколько легенды московских улиц соответствуют историческим реальностям?

Что такое историческая реальность? Историческая реальность, если мы говорим, что это память народа, то русские легенды  - это стопроцентная историческая реальность. Если мы говорим о пропускании бытописания, вербальной, словесной, устной легенды через основные источники исторического анализа - т.е. исследование письменных источников, лингвистический анализ, радиоуглеродный метод, сравнительная аналитика, - то, конечно, большая часть легенд имеет, как минимум, три версии прочтения или вообще не может быть реально подтверждена. Ведь в исторических потрясениях могли разрушить, сжечь архивы. Большевики уничтожали огромное количество артефактов, после того, что они понимали, что история царской власти, ненавистной им с классовой точки зрения им просто не нужна. Зачем? И они ее продавали на Запад, сжигали архивы. То есть, это все время такое затирание одним рисунком предыдущего... И вот в этом смысле, если не пользоваться легендами, ну хотя бы их не анализировать получится, что история Москвы очень скудная, несмотря на огромное количество артефактов, я имею в виду древнюю историю, не XVIII век. Поэтому вот достоверность - нужна ли она? Она нужна внутреннему академическому сообществу, но она не нужна людям. Люди, воспринимают жизнь и свою историю через легенды, поэтому то, что три богатыря - это реальные персонажи, другой вопрос, что они не знали друг друга в реальных своих жизнях, это интереснее, чем просто данные о том, сколько керамических кругов стояло на территории Кремля.


С каким из московских домов связано наибольшее количество преданий?

Вряд ли существует такая статистика, но, конечно, есть огромное количество легенд, связанных  с «нехорошей квартирой» Булгакова на Большой Садовой, с писательским домом в Лаврушинском переулке, с Домом правительства возле Большого Каменного моста, с высоткой на Котельнической набережной, которая находится еще и на месте одного из языческих поселений. В общем, таких домов, конечно, есть некоторое количество. Если говорить о домах, более старой постройки, то, конечно, это Странноприимный дом Шереметьевых, в котором находится Институт Склифосовского, многочисленные усадьбы, связанные с русским масонством. Это и Царицыно, и Архангельское, и Коломенское, наверное, Коломенское - самое древнее в этом ряду. Петровский путевой дворец возле метро «Динамо». То есть, на самом деле таких местечек довольно много. И конечно, в истории есть действительно загадки. Вот, например, собор святого Климента Папы Римского – он построен не в московском стиле, скорее похож на питерский храм. Это один из немногих случаев, когда храм построен в XVIII веке, но не удалось точно определить архитектора. Он похож на проект Трезини, но вроде бы его строил архитектор с русской фамилией Яковлев, точно определить не удалось. Это странно. Поэтому, конечно, есть какие-то такие неожиданные вещи. Дворец Апраксиных на Покровке – место недавнего нахождения клада - очень взбудоражил ученых и действительно очень интересное здание.


Вы работали на телевидении. Как, по-вашему, старая Москва отображается на экране?

Я думаю, что старая Москва очень редко отображается на экране. Это скорее какие-то социальные репортажи, как в 90-х убивали бабушек ради получения квартир в центре города, точечные застройки лужсковских времен, т.е. когда в историческом центре, в исторической застройке вдруг возникает торчащая доминанта многоэтажного дома. В общем, так или иначе, телевидение больше говорит о социальных проблемах, чем о какой-то истории. Исторические программы чаще всего, даже если они делаются профессиональными историками, сделаны слишком многословными, сложными, порой нудными, несмотря на глубину содержания. Поэтому публика не воспринимает, идет по пути наименьшего интеллектуального сопротивления, наименьшей интеллектуальной и духовной работы в момент получения информации.


Какое московское место для вас самое любимое?

Для меня, безусловно, самым любимым районом Москвы является Замоскворечье. Это настоящая любовь, искренняя, глубокая, которая не может завершиться при моей жизни. Потому что это район, сохранивший свое очарование, малоэтажную застройку, совмещение небольших улиц с глубокими дворами, многочисленными арочными переходами, единые крыши на улицах. Это очень красиво и это красота не пышная, не фасадная, не яркая. Это красота настоящего города, с настоящей глубокой историей.


Чем, по-вашему, пешая прогулка по столице отличается от автомобильной? Действительно ли в московских закоулках и двориках можно прикоснуться к прошлому, к веку XIX и даже ранее?

Давайте поймем, что человек и  мозг человека воспринимает максимально информацию, когда он находится на уровне человеческих глаз, когда человек стоит. То есть в машине мы находимся ниже этого уровня, если мы едем в седане или выше этого уровня, если мы едем в джипе или автобусе. Любой город из автомобиля воспринимается менее эмоционально, менее ярко, чем когда мы находимся на высоте собственного роста. То есть это такой физиологический факт. С другой точки зрения, автомобиль не всегда может ехать медленно и вообще менять скорость движения. У вас же нет возможности в определенном городе раз - и притормозить перед определенным домиком, постоять, посмотреть, подумать, потом двинуться дальше.

Пешая прогулка – это куда большая свобода в восприятии среды, окружающих улиц и переулков, чем если бы это было на автомобиле. Поэтому, конечно, я говорю всем, что город покажет вам себя, только если вы будете гулять по нему пешком.


Действительно ли в московских двориках и закоулках  можно прикоснуться к прошлому, к веку XIX или даже ранее?

Абсолютно точно, что да. Вы сворачиваете с Пятницкой в арочку, выходите к усадьбе XIX века, а за ней палаты XVII века, а чуть дальше здание бывшей гимназии, а за ней доходный дом. Это постоянное перемежение зданий, объектов разных эпох составляет очень интересную, хаотичную,  яркую,  пеструю, настоящую картинку города.


Вы прогулялись с читателями своих книг по Замоскворечью и Солянке. Какие еще пешие московские маршруты впереди?

Серия «Уютные легенды», над которой мы работаем вместе с издательством «Проспект» подразумевает, как минимум, еще 9 книг по московским маршрутам. Среди них и Кривоколенный переулок, Петровка и Маросейка с Покровкой, Сретенка с Большой Лубянкой, Мясницкая. То есть, основные маршруты и переулки, которые находятся внутри Садового и Бульварного кольца. Потому что это - то место, где мы считаем, есть исторический центр и где происходило огромное кол-во событий исторических на протяжении разных веков.


Беседовал Алекс Громов