Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Быть русским

Иван Михайлович Сущенко родился в 1950 году  в селе Званное Глушковского района Курской области. После окончания средней школы уехал в Казахстан. Полвека прожил в городе Рудном. Получил специальность учителя истории в Кустанайском педагогическом институте. Работал слесарем, плотником, учителем в школе, преподавателем в вузах и колледжах, партийным работником. Возглавлял городскую телерадиокомпанию «Рудный даусы». Был корреспондентом городских газет. В настоящее время проживает в селе Званное.

С замиранием сердца просматриваю картины художника-фольклориста Ивана Билибина. Это на его рисунках к сказкам и былинам мы выросли в советское время. Еще до революции он успел собрать все, что мог, в северных русских поселениях: иконопись, вышивки, роспись посуды, типы архитектуры — все, все, все… Он успел впитать в себя русскую древность, пластику и краски, предания, народное понимание мироздания. Он черпал в русской глубинке ее человеколюбие, нераздельность родной земли и ее народа.
Символично, что Билибин вернулся в 1936 году из эмиграции и умер в блокадном Ленинграде, похоронен в братской могиле. Перед смертью он рисовал русского витязя возвращающегося на боевом коне домой…
Что знают сегодня русские дети о русских богатырях, Василисе Прекрасной, Жар-Птице, Иване Царевиче, Правде и Кривде, Бабе Яге, Кощее Бессмертном и Змее Горыныче? Говорящая мочалка и другие уродцы западных мультиков засеяли в сознании наших детей поле чужого чертополоха.
Люди становятся народом, если они с детства скреплены едиными образами персонажей сказок и мифов, олицетворяющих добро и зло. Если они скреплены образами, выросшими на родной почве, взлелеянные талантом своего народа, образами, которые передавались из поколения в поколение.
Где наши сегодняшние Билибины? Где наши народные песни и танцы, где наши сказки и былины, где народные орнаменты и одежды? Почему эти бездонные кладези народного добра пылятся в запасниках музеев, выброшены на свалку? Почему неиссякаемый родник завален мусором и не питает нас своей чистой, живой водой? Почему мы пьем отравленную заморскую «кока-колу»?
Возьмем кино. Сняли «Викинга», в котором великий русский князь — креститель Руси, вдруг оказывается викингом. С какой стати «творцы» этого блок-бастера решили изучать психологию русичей по скандинавским сагам, а не по русским былинам? Что это за изощренно-извращенная логика? Сняли «Евпатия Коловрата» — стилистика фэнтэзи так и прет. Конечно, творцам можно этого фильма можно оправдываться тем, что они хотели сделать кино на тему русской истории «смотрибельным». А кто сказал, что это надо делать только используя чужеродные стили и приемы? В отечественном кинематографе не накоплено никаких приемов привлечения зрителей? Никто же не против того, чтобы брать все лучшее в мировой культуре. Но не так же оголтело, чтобы совсем уж вырывать собственные корни!

Патриотические деятели культуры давно уже говорят о попытке переформатировать матрицу российского народа.

Есть проблески надежды в отечественной культуре. Стали ставить памятники российским правителям, русским царям. В песенном конкурсе «Голос» звучат не только песни на английском, но и на русском. Певцы не только подвывают на манер американских афро-американцев, но у них появились и русские интонации, манера поведения, присущая россиянам, а не дешевым певичкам зарубежного кафе-шантана.

Есть надежда на провинцию. Здесь почти во всех средних учебных заведениях действуют детские школы искусств. Ребят учат петь, танцевать, играть на различных музыкальных инструментах, дети рисуют, ваяют, изучают народные промыслы. Они изучают историю отечественной и мировой культуры. Им уже не внушишь, что «Черный квадрат» — это неиссякаемый источник вдохновения для всех современных живописцев. Они знают Билибина, современника Малевича. Им близки сказочные образы собирателя русского духа. На праздниках в сельских домах культуры дети поют народные песни в национальных костюмах, танцуют и современные, и народные танцы. В провинции много народных коллективов, которые бережно сохраняют традиции своих предков. Там есть много энтузиастов, что руководят этими коллективами на профессиональном уровне. У этих людей нет комплекса неполноценности

Так что есть надежда. Есть. Пишут русские писатели о русском народе, о русской природе, о проблемах нынешних и славном прошлом. Есть у них читатели. Действует и Российская академия живописи, ваяния и зодчества, возрожденная Ильей Глазуновым. Можно назвать множество других проблесков надежды и успехов по возрождению народного духа в искусстве. Билибин перекинул мост через сказочные образы из царской России в Россию советскую. Если сольются в единый поток усилия нынешних столичных патриотов с неиссякаемыми родниками провинциальных талантов, то мост Билибина может превратиться в главную магистраль российского искусства.

Возможно я и преувеличиваю. Но пишу о том, что вижу и знаю. Под толстым, холодным льдом гламурной эстрады и постмодернистских ухищрений в искусстве течет живая река народного творчества. Рано или поздно весна настанет, и лед растает.





Сообщение (*):

03.01.2018

Юрий

Есть русская народная и есть русскоязычная культура.Где на каналах ТВ конкурсы народных русских танцев (русская, барыня, цыганочка, переплясы, матросская)? Где танц. культура от Школьникова: подгорка, полянка, кадриль, фигурный вальс, вальс-мазурка и др? Не только И.М.Сущенко, но и мы на другом информ. поле протестовали против переформатирования мышления молодёжи на индивидуализм, переходящий в эгоцентризм. Сценарии новых фильмов пишут молодые сценаристы, воспитанные на западных моделях Истории России. Нужны везде консультанты-патриоты и патриотическая цензура.



Комментарии 1 - 1 из 1