Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Московский книжный рынок

Российский книжный союз провел мониторинг состояния книжного рынка столицы по заказу Департамента СМИ и рекламы Москвы.

Москвичи по-прежнему предпочитают покупать книги в книжных магазинах. Через них реализуется от 30% до 63% книжной продукции, а основными игроками здесь выступает сетевой ритейл. Таковы данные мониторинга, проведённого осенью 2016 года Российским книжным союзом по заказу Департамента СМИ и рекламы г. Москвы.

По количеству профильных магазинов (на книготорговле специализируется 217 торговых объекта) Москва пока уступает среднему коэффициенту обеспеченности населения книжными магазинами в странах ЕС (один магазин на 5-6 тыс. жителей). В то же время, как отмечают эксперты, такой показатель во многом «условный», поскольку там не учитывается такой показатель как «процент торговой площади под книжную продукцию».

Согласно проведенному в рамках исследования социологическому опросу, москвичи, проживающие во всех АО столицы, предпочитают приобретать книги в «книжном магазине с большим выбором книг». В то время как на покупку книг в киосках и FMCG-гипермаркетах приходится сегодня лишь 7,6% и 6,5% голосов респондентов соответственно.

Социологический опрос также показал снижение интереса москвичей к покупкам печатных книг в интернет-магазинах. По состоянию на осень 2016 года лишь 22% респондентов сообщили о практике заказа печатных книг онлайн, в то время как в сентябре 2015 года таковых насчитывалось 26%.

Касаясь развития сферы электронных книг, авторы исследования признают рост этого рынка. В годовом исчислении объём столичного рынка электронных книг, распространяемых через онлайн-площадки с лицензионными книгами, прогнозируется на уровне 720-750 млн. рублей (плюс 10-12% к итогам 2015 года).

Несмотря на что основной моделью монетизации остается «плата за скачивание» (78% рынка), заметно растёт и доля подписной модели – порядка 20% рынка. Рекламная модель, как признают эксперты, монетизируется слабо (2% рынка).

Опрос покупателей выявил рост потребления электронного контента с экранов смартфонов (23,08% от числа опрошенных).

Кроме того, эксперты отмечают значительный рост легального рынка аудиокниг, в первую очередь, через магазины приложений. В I полугодии 2016 года он увеличился на +60/70% в сравнении с I полугодием 2015 года. Согласно экспертному опросу в рамках мониторинга, на IOS-устройства приходится значительно больше скачиваний аудиокниг (70%), чем на устройства с ОС Android (25% загрузок аудиофайлов).

Всего же суммарно доля рынка цифровой (электронной текстовой и аудио) книги составляет 870 млн. руб. (или 3,2% книжного рынка Москвы).

В то же время, с учётом того, что легально электронные книги в России потребляет каждый двадцатый читатель, у рынка большой потенциал для развития, отмечается в исследовании.

http://pro-books.ru/sitearticles/18672?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+Publishit+%28Pro-Books.Ru%29