Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Реформатор оперы

Дмитрий Михайлович Володихин родился в 1969 году. Окончил МГУ имени М.В. Ломоносова. Профес­сор ис­торического факультета МГУ. Автор более 400 научных и на­учно-популярных работ, рецензий, в том числе 30 книг по истории России (монографии, справочники, сбор­ники статей, учебные пособия). Лауреат премии Президента РФ в области образования, Макарь­евской премии, премии имени А.С. Хомякова, кавалер Карамзинского крес­та.

Залесская М. Вагнер. М.: Молодая гвардия, 2011 (Жизнь замечательных людей).


Знаменитая молодогвардейская серия «Жизнь замечательных людей» относительно редко балует книгами о великих деятелях музыки. Видимо, трудно написать о композиторе, певце или музыканте так, чтобы читатель с искренним сопереживанием следил за перипетиями его судьбы и ясно понимал суть его творчества. В подавляющем большинстве случаев популярная литература, выходящая из-под пера музыковедов, — тяжелое чтение для неискушенной публики.

Книга Марии Залесской — счастливое исключение. Она «прозрачна» для тех, кто нелучшим образом ориентируется в музыкальной культуре, и в то же время она представляет жизнь Вагнера во всем драматизме, увлекая накалом страстей и созвучием современности.

Достоинства этого биографического труда покоятся на трех «китах».

Первый — колоссальная эрудиция автора в вопросах музыковедения. За плечами Марии Залесской — профессиональное образование и долгая карьера в сфере классической музыки. Она окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова по специальности «академический вокал», исполняла классический репертуар, в том числе Вагнера. Постигая все тонкости жизни и мировидения своего героя, Мария Залесская долгое время работала в немецких архивах. Свою позицию по спорным вопросам она всякий раз основательно аргументирует выдержками из документов, писем, воспоминаний. Очень хорошо видно, что это не какой-нибудь задиристый публицист, готовый судить о том, чего не знает совершенно, лишь бы слово его звучало остро, скандально. Мария Залесская проявляет огромную эрудицию и со знанием дела сравнивает «редакции» вагнеровских опер, анализирует взаимное влияние Вагнера и Листа, комментирует суть новаций, которые принесла в оперный мир «музыкальная драма» Вагнера и?т.п. Она внимательно следит за теми изменениями, которые происходили в творческом стиле великого немца от оперы к опере, ясно и доходчиво объясняет, каково их внутреннее содержание и какую реакцию вызвали они у современников композитора.

Второй — превосходное понимание судьбы величайшего из покровителей Вагнера — баварского короля Людвига II (свергнутого заговорщиками и объявленного ими же безумцем). Мария Залесская — автор весьма обстоятельной биографической книги о Людвиге II, эта ее работа наполнена самостоятельными, незаемными суждениями о жизни и об идеалах монарха-романтика. Знание тайных пружин, определявших судьбу короля, пришлось как нельзя кстати в новом ее труде.

Наконец, третий — самая искренняя любовь автора книги к своему герою. Это не просто увлеченность неординарной личностью, без чего написать по-настоящему хорошо биографическую книгу в принципе невозможно! Холодно, бестрепетно сработанная биография, как правило, оставляет холодными и бестрепетными ее читателей. Мария Залесская объята какой-то высокой, алхимической страстью к Вагнеру. Фактически она своей книгой объясняется ему в любви, любви духовной, мистической. И потому самые трогательные, самые прекрасные страницы книги — рассказ о платоническом (или почти платоническом) романе между Вагнером и Матильдой Везендонк, а затем о создании композитором великой оперы «Тристан и Изольда», вместившей в себе лаву нерастраченных чувств. Эту часть книги надо признать настоящим большим успехом автора.

Порой любовное отношение к Вагнеру приводит Марию Залесскую к несколько опрометчивым выводам: так, она готова отнести революционность композитора к мелочам его жизни, не сопоставимым с его творчеством. Между тем приведенные ею факты свидетельствуют о том, что Вагнер бывал весьма увлечен революционными идеями... Просто как общественный деятель он был бездарен, а как творец новой музыки достиг вершин гениальности, встал выше собственной эпохи.

В то же время отношение к Вагнеру как к живой драгоценности позволяет автору книги основательно и вдумчиво разобраться в перипетиях проблемы «Вагнер и еврейский вопрос», а также снять с композитора целый ряд необоснованных обвинений.

Из крупных исследователей вагнеровского творчества позиция Марии Залесской ближе всего ко взглядам Анри Лиштанберже, чью книгу «Рихард Вагнер как поэт и мыслитель» она цитирует весьма часто. Может быть, даже избыточно часто — учитывая ее способность самостоятельно докапываться до истины и формулировать собственные выводы.

Автор книги считает, что главным стремлением Вагнера-художника было воздвижение прекрасного идеального мира, куда он мечтал привести общество. Отыскивая способы как можно более сильного воздействия на чувства публики, возведения ее к высокому идеалу, он произвел в опере настоящую «реформу». Его искусство, национальное по своим корням, воспевало идеалы наднациональные, прежде всего самоотверженную, жертвенную любовь. Композитор страстно желал увидеть публику, охваченную огнем духовным и следующую за творцом во вселенную возвышенных чувств и благородных поступков. Вагнер отвергал любое подчинение моде. Гениальный немец предрекал искусству деградацию, если оно откажется от роли духовного водителя и предпочтет незамысловато развлекать толпу, примеряясь к ее бесхитростным увлечениям. Мария Залесская с горечью констатирует: «Он писал об “искусстве будущего”, но именно благодаря моде мы, люди будущего, уже практически лишены истинного великого искусства. Сейчас, спустя почти 130 лет после смерти Вагнера, мы видим, что на откуп моды отдано все искусство, что оно полностью коммерциализировано, что диктат низменных вкусов толпы является абсолютным. Все, против чего так яростно боролся Вагнер, одержало безоговорочную победу. Публика не пожелала подниматься за искусством и низвела его на свой уровень. Соответственно, искусство перестало быть искусством. Перед нами лишь жалкие подделки, а одиночные голоса творцов, пытающихся хоть в чем-то изменить сложившуюся печальную ситуацию, как правило, не бывают услышаны». Печальный диагноз поставлен автором книги современной культуре, но, кажется, год за годом правильность его получает все больше подтверждений...

В итоге можно сказать: книга Марии Залесской отличается высокой культурой суждений, пламенной одержимостью главным героем и потрясающей информационной насыщенностью. По пальцам одной руки можно пересчитать труды, вышедшие в серии ЖЗЛ за последние четыре-пять лет и сравнимые по уровню с биографией Вагнера.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0