Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Отношение к войне

Сама «повестка дня», увы, побуждает нас снова и снова говорить о войне. А вернее, о православном отношении к ней. Говорить для того, чтобы у некоторых наших братьев и сестер не сложилось превратное представление о том, что между Православием и пацифизмом можно безусловно поставить знак равенства.

Итак, апостол Павел заповедует нам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).

Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот отрывок говорит: «...хорошо сказал апостол “если возможно с вашей стороны”. Ведь иногда невозможно быть в мире, например когда идет речь о благочестии, когда возникает борьба за обижаемых. <...> Смысл слов апостола таков, насколько зависит от тебя, никому не подавай повода к вражде и ссоре — ни иудею, ни язычнику; если же увидишь, что как-нибудь нарушается благочестие, не предпочитай согласия истине, но стой за нее мужественно, даже до смерти; но и в этом случае не враждуй душой, не отвращайся добрым расположением, а восставай только против поступков».

Те же мысли выражает и блаженный Феофилакт Болгарский: «Если видишь, что оскорбляется благочестие, то восстань мужественно, сражаясь за истину, однако не против человека враждуя, но против нечестия, а о человеке, напротив, сожалея и щадя его. Таким образом, что прежде казалось невозможным, то становится возможным, ибо что касается тебя, то ты находишься в мире с ним, а брань ведешь с одним нечестием».

О том же говорит и святитель Феофан Затворник: «Бывают случаи, когда истина попирается и правда нарушается. Заповедь велит заступиться за неправо обижаемого и отстаивать истину; между тем ни того ни другого нельзя исполнить, не возбудив разлада. Как быть? Мужественно стой за истину и защищай обидимого; но в сердце будь мирен с тем, против кого восстаешь за истину и правду. Делай сие в духе любви, а не из самолюбивых побуждений».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви мы читаем: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости».

Говоря о том, что война — это зло, Церковь уточняет, что меньшим злом иногда уничтожается большее. Примеров тому множество и в ветхозаветной истории человечества, и в новозаветной. Большим злом признается духовное, нравственное растление и разложение целых народов и царств, следствием чего становится вечная погибель, относительно которой смерть тела — это зло относительное и «малое». Массовое растление и грозящая погибель народа зачастую пресекаются именно войной и убийством носителей зла и соблазна. Так было с пророком Божиим Илией, собственноручно истребившим 400 вааловых жрецов, так происходит и сейчас, когда войной на Украине Господь истребляет распространившуюся заразу неолиберального зловерия.

«Нравственный христианский закон, — напоминает Церковь, — осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было».

Итак, «сражаться за истину» означает не только молитвой и словом, но и делом самим отстаивать правду, воинствовать, в том числе и силой оружия, заступаясь за обижаемых. И как это ни покажется странным, но правильное, доброе расположение к врагу вовсе не исключает брани с ним и даже убийства его в бою.

Вот что говорит об этом, например, святитель Афанасий Великий: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы, поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».

Здесь уместно будет вспомнить и слова нашего великого полководца Александра Суворова, завет его, данный русским воинам: «Чудо-богатыри, покой, опора, слава Отечества — с нами Бог. Молись Богу, от Него победа. Пресвятая Богородица, спаси нас. Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Без сей молитвы оружья не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начинать с благословением Божиим. До издыхания будь верен Государю и Отечеству. Избегать роскоши, праздности и корыстолюбия, искать славу через истину и добродетель. Дух укрепляй в вере отеческой, православной. Безверное войско учить — что перегорелое железо точить. Что дерево без корня, то почитание ко власти земной без почитания ко власти Божией. Воздай честь Небу, а потом земле. Люби истинную славу. Отличай честолюбие благородное от надменности и гордости. Научись заранее прощать ошибки других, но никогда не прощай себе своих. Победи себя — будешь непобедим. Не презирай никогда неприятеля, какой бы он ни был. <...> Неприятель сдался — пощада. С пленным быть милосерду — солдат не разбойник. Грех напрасно убивать — они такие же люди. Поражать неприятеля человеколюбием. Бог нас водит. Он нам генерал. Вот, братцы, воинское обучение».

* * *

Теперь конкретно о нашей кампании, которая очень точно называется операцией, то есть устранением безнадежно больной и разлагающей части с целью сохранения жизни и здоровья целого.

Господь говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

В толковании на этот отрывок Евангелия святитель Иоанн Златоуст пишет: «Как же Сам Он заповедовал им, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: “Слава в вышних Богу, и на земле мир” (Лк. 2, 14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. <...> Итак, не смущайтесь тем, что на земле будут брани и злоумышления. Когда худшее будет отсечено, тогда с лучшим соединится небо».

В основании русского мира лежат истинная вера и здоровая нравственность. И то, что сам этот мир при ближайшем рассмотрении далек от совершенства, означает не отсутствие этого основания, но всеобщую нашу расслабленность и поврежденность, ставшую во многом следствием распространения в нашем обществе западных идей и влияний. Однако само основание неколебимо, а стало быть, и надежда есть на восстановление и построение доброго здания.

На Западе же сам фундамент гнилой. Отвергнув много веков назад истинную веру и благочестие, в основание своей жизни западный мир положил возрожденное человекоугодие со всем его бесовским разнообразием служения страстям и похотям. И то, что мы видим теперь, — это лишь прискорбный результат построения очередной Вавилонской башни.

Сегодня в лице русского мира и западного мира столкнулись две стихии: божественная и бесовская. Отсюда и непримиримое противостояние этих двух миров. И не об этом ли противостоянии говорил Господь, когда, пророчествуя о последних временах, сказал: «Восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24, 7)?

Косвенно эту мысль подтверждают и наши враги. «Мир сталкивается с выбором между самодержавием и демократией», — в ужасе воскликнула недавно конгрессвумен Нэнси Пелоси. Очевидно, первое означает признание верховенства Бога, второе — подчинение власти бесов, имя же им «легион». Слово «демократия» здесь — только прикрытие глобальной пропаганды греха и «свободы от праведности».

Разве не миролюбиво поступала Россия, многие годы терпеливо прилагая усилия, чтобы выстроить добрососедские отношения с новоявленным государством под названием Украина? Именно так и было, и мы все это видели. Но руководство этой новой страны (при всемерной поддержке Запада) взяло курс на враждебное отношение к России и на утверждение «нового миропорядка», то есть порядка, построенного на правилах неолиберального мира. Больше того, увлекшись растлением собственного народа, безбожная власть восстала на все русское в нем самом, так что попираемы стали истина и благочестие и обижаемы русские по духу люди, справедливо считающие, что они-то и есть самые настоящие украинцы.

Как же было России не восстать на защиту попираемого благочестия и обижаемых соотечественников?!

Говорят, что люди простые не таковы, что нет никакой враждебности к России в разных народах, а, напротив, многие смотрят на нас с большим воодушевлением и надеждой. Верю, что так и есть. Но горькая правда заключается в том, что кучка негодяев порой загоняет «по умолчанию» целые народы и страны в тупиковую ситуацию, из которой единственный выход — война. И это, может быть, еще один важный урок для всех нас: что нельзя быть только пассивным наблюдателем жизни, но всем и каждому верою своей, благочестием, словом и делом стоять за истину, имея попечение не только о себе и своей семье, но и об общем благе отечества.

Священное Писание разделяет понятия справедливой и несправедливой войны. Несправедлива та война, целью которой является не защита обижаемых и не восстановление попранной правды, а утверждение собственных амбиций. Гибридная война Запада с Россией велась на территории Украины как минимум четверть века, все более разрастаясь и достигнув в 2014 году «горячей фазы». Тогда коллективный Запад руками украинских националистов в прямом смысле этого слова «взял меч», чтобы в конце концов «от меча и погибнуть» (см. Мф. 26, 52). Так что все последующие события — это только ответ на беспрецедентную и вероломную агрессию Запада, защита обижаемых и восстановление попранной справедливости.

Если же говорить о России в целом, то мы действительно можем содействовать разрешению глобального кризиса, способны принести освобождение и мир народам, открыть иные — благословенные перспективы развития общественных и межгосударственных отношений.

Только бы мы сами опомнились, принесли покаяние Богу, очистились от скверны и изменились. Тогда возможно нам хоть на малое время водворить добрую, благочестивую жизнь в нашем Отечестве и тем явить пример всем, кто еще способен полюбить чистоту, красоту и истину.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0