Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Москва. Хроника советской жизни. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века». Музеи. Часть первая

Музеи

Часть первая

Музей — учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение произведения искусства, научные коллекции, предметы, представляющие исторический интерес. Прообразом музеев служили ризницы московских монастырей и храмов, хранившие реликвии и раритеты.

Оружейная палата существовала в Кремле с древних времен как мастерская и хранилище оружия. В 1700 году в нее были переданы сокровища царских Золотой и Серебряной палат. С тех пор коллекция Оружейной палаты постоянно пополнялась. С 1851 года и поныне Оружейная палата располагается в выстроенном специально для нее двухэтажном здании (архитектор К.А. Тон) рядом с Большим Кремлевским дворцом.

Патриаршая (Синодальная) ризница Московского Кремля

Бесплатным музеем была Синодальная ризница в Кремле, размещавшаяся в Филаретовской пристройке колокольни Ивана Великого. Кроме драгоценной утвари, одежд, икон, здесь хранился священный сосуд «алавастр», в котором из Константинополя киевским князем Владимиром было привезено святое миро. К началу ХХ века ризница включала богатейшее собрание церковных древностей, старопечатные издания и письменные источники, предметы, принадлежавшие русским патриархам и митрополитам.

Музеев в Москве в первой половине XIX века почти не существовало. Не было даже ни одной общедоступной картинной галереи. Первым и долгое время единственным научным музеем был Кабинет натуральной истории при Московском университете, созданный в 1791 году профессором А.А. Антонским-Прокоповичем как хранилище естественно-исторических коллекций. Для него было отведено специальное помещение в университетском здании на Моховой улице, и собрание музея постоянно пополнялось за счет богатых дарителей.

Московский публичный и Румянцевский музей открылся 9 мая 1862 года в помещении Пашкова дома на Моховой улице. С 1913 года назывался Императорский Московский и Румянцевский музей.

С 1868 года при Строгановском училище технического рисования на Мясницкой улице существовал Художественно-промышленный музей, в котором собраны предметы декоративного искусства. Музей пополняли своими дарами русские меценаты С.Г. и П.С. Строгановы, Д.П. Боткин, П.П. Вяземский, М.В. и П.А. Кочубей, Е.И. Мюссар, В.Л. Нарышкин, П.Н. Трубецкой, П.Д. Салтыков, Э.А. Ухтомский.

Здание Политехнического музея

Народным университетом называли основанный Императорским обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии Политехнический музей. Для размещения экспозиции и фондов музея в 1877 году завершилось строительство главного здания музея на Лубянской площади (архитекторы И.А. Монигетти, Н.А. Шохин), в 1896 году — правого крыла, в 1907 году — левого крыла. Лучшие московские профессора читали публичные лекции в Большой аудитории музея, открытой в 1907 году, — Н.Е. Жуковский, Д.И. Менделеев, А.Г. Столетов, В.И. Тимирязев, С.А. Чаплыгин... В ней также в 1913–1916 годах проходили выступления литераторов и художников. Так, например, в Политехническом музее 24 февраля 1913 года состоялся диспут общества художников «Бубновый валет». Выступали Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский. Бурлюк потребовал поддержки обществом «Бубнового валета» — «душистого луга» по сравнению с «сухим гербарием» музеев. Маяковский призвал уничтожить музеи — «гробницы искусства». Но чаще здесь звучали более разумные голоса К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина, В.Хлебникова и их оппонентов И.А. Бунина, В.В. Вересаева, А.М. Горького.

Императорский российский Исторический музей (с 1894 года — имени императора Александра III) открылся 27 мая 1883 года в новом здании, выстроенном на Красной площади по проекту художника В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Оформление залов было выполнено А.П. Поповым, Н.В. Никитиным, П.С. Бойцовым, исторические картины и росписи стен сделаны В.М. Васнецовым, Г.И. Семирадским, И.К. Айвазовским и другими художниками. В одиннадцати залах было представлено свыше трех тысяч экспонатов, отражавших историю Русской земли до конца XII века. Позже открылось еще пять залов, продолжавших экспозицию до конца XVI века. Уже с первых шагов посетители музея попадали в мир русской истории. Путеводитель «По Москве» 1917 года сообщал: «Главный вход в музей — со стороны Красной площади. Как дверь, так и входной тамбур отделан резьбой в стиле известного Мономахова трона в Успенском соборе. Из тамбура мы попадаем в двусветные сени с тремя сводами. Направо и налево расходятся мраморные лестницы с двумя бронзовыми львами, отлитые по образцу тех старинных львов на Красном крыльце у Грановитой палаты...»

Здание Исторического музея

В музей поступили коллекции Московского археологического общества, Русского археологического общества, Московского университета, а также других учреждений. Музей также получил в дар частные коллекции Д.Н. Анучина, А.П. Бахрушина, А.Н. Веселовского, И.Е. Забелина, А.А. Катуар де Бионкура, П.И. Щукина и других. К 1917 году в музее было свыше 296 тысяч единиц хранения.

Официальное открытие «Городской галереи братьев П.М. и С.М. Третьяковых» состоялось 3 августа 1893 года. Это название она официально носила до 1918 года. После смерти П.М. Третьякова галерея управлялась Советом, избираемым городской думой. Среди его членов были наследники братьев Третьяковых (А.П. Боткина, В.П. Зилоти), известные художники и коллекционеры (И.Э. Грабарь, И.С. Остроухов, В.А. Серов, И.Е. Цветков). Среди многочисленных пожертвований в галерею выделяется наиболее значительное собрание М.А. Морозова, переданное по его завещанию в 1910 году. К первоначальному музейному зданию постепенно присоединялись соседние дома, и к 1904 году весь комплекс построек был объединен общим фасадом, построенным по проекту художника В.М. Васнецова и придавшим Третьяковской галерее архитектурное своеобразие.

Газета «Московские ведомости» 11 марта 1904 года сообщала: «На днях для обозрения публики открыто собрание икон старорусской иконописи, завещанное П.М. Третьяковым. Это собрание заняло отдельный зал Третьяковской галереи».

Газета «Русские ведомости» 12 марта 1906 года сообщала: «В Третьяковскую галерею поступило значительное число новых художественных произведений. В дар галерее прислана картина И.Е. Репина, советом галереи приобретены картины Крамского, Коровина, Малявина и других».

Комплекс зданий Третьяковской галереи

В полдень 16 января 1913 года в Третьяковской галерее 29-летний старовер А.Балашев тремя ударами ножа изрезал картину И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Преступника задержали на месте, при освидетельствовании врачами он был признан сумасшедшим. Присланный 24 января дирекцией Эрмитажа художник-реставратор Д.Ф. Богословский немедленно приступил к работе по восстановлению картины.

В 1913–1918 годах по инициативе художника и историка искусств И.Э. Грабаря, бывшего в эти годы попечителем галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием, то теперь развеска всех произведений подчинилась общему историко-хронологическому и монографическому принципу.

В 1885 году возник Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства. С 1903 года он размещался в Леонтьевском переулке, в здании, выстроенном на средства С.Т. Морозова в русско-византийском стиле по проекту архитектора С.У. Соловьева. В 1911–1913 годах к основному корпусу по проекту архитекторов В.Н. Башкирова и А.Э. Эрихсона сделали двухэтажную пристройку для размещения торгового отдела. В музее были выставлены произведения крестьянской резьбы и росписи по дереву, камню и кости, художественные изделия из металла, керамика, живопись по папье-маше, народная одежда, вышивка, кружево. В 10-х годах ХХ века музей возглавлял организационную работу по сохранению и развитию художественных промыслов в центральных губерниях России, создавал учебные мастерские, устраивал выставки и ярмарки. Для создания высокохудожественных образцов, по которым кустари-ремесленники могли работать, были привлечены известные художники братья А.М. и В.М. Васнецовы, А.Я. Головин, В.Д. Поленов и другие. Коллекция музея постоянно пополнялась современными изделиями под русскую старину и подлинными памятниками прикладного искусства XVII–XVIII веков, служившими образцами для разработки новых произведений, формирования художественного вкуса кустарей.

В 1894 году предприниматель, коллекционер и меценат А.А. Бахрушин (1865–1929) основал в своем доме на Лужнецкой улице первый в стране Театральный музей. В поисках экспонатов он совершал множество поездок по России, Франции, Италии и другим странам. Пополнял коллекции также за счет даров театральных деятелей, которые часто собирались в его доме. В 1913 году владелец принес свой музей вместе с особняком в дар Императорской академии наук, оставаясь его директором до конца жизни. В музее к 1917 году насчитывалось около 12 тысяч экспонатов. Среди них макеты декораций, живописные и скульптурные портреты актеров, театральные афиши, рукописи театральных деятелей, оригиналы произведений знаменитых композиторов, фотографии и т.п.

В одной из Крестовских башен на 1-й Мещанской улице 1 декабря 1896 года открылся Музей московского городского хозяйства. В 1914 году он был переведен в новое помещение в Леонтьевском переулке (дом № 15). В 1920 году переименован в Коммунальный музей и в 1925 году был переведен в Сухареву башню.

В Москве находилось также несколько музеев педагогического профиля: Музей учебных пособий (Большой Чернышевский переулок, дом 10), Городской подвижной музей наглядных учебных пособий имени К.Т. Солдатенкова (Казанский переулок), Педагогический музей дирекции народных училищ Московской губернии (Большой Гнездниковский переулок, дом 8) и еще с десяток других, имевших статус музея, но не являвшихся им в современном понимании. Например, Городской склад теневых картин (Арбат, дом 4).

К 1901 году на Большой Никитской улице было выстроено новое здание Зоологического музея Московского университета с многочисленными лабораториями и выставочными залами (архитектор К.М. Быковский). В начале ХХ века коллекция музея состояла из 100 тысяч предметов (в основном чучела животных и птиц) и была предназначена главным образом для учебных целей, хотя пускали и постороннюю публику. Здесь можно было увидеть чучело не только попугая, но и громадного зубра, буйвола, носорога. Все они находились на втором этаже, куда пускали посетителей. Путеводитель «По Москве» в 1917 году сообщал: «Что касается нижнего зала музея, до сих пор не открытого для публики, то там размещены богатые коллекции по всем отделам беспозвоночных, рыб, амфибий и рептилий, и, кроме того, помещаются скелеты и кости различных млекопитающих вплоть до самых крупных, как, например, слона, мамонта, вымершей стеллеровой коровы, челюсти кита и т.д. К сожалению, недостаток средств у музея остановил работу по его преобразованию на половине дороги и до сих пор не дает возможности монтировать и разместить богатые коллекции так, чтобы они отвечали требованиям, предъявляемым ныне к большим музеям».

В 1907 году создан Биологический музей. Его основателем был зоолог А.Ф. Котс, который с этого года стал читать лекции на Московских женских высших курсах с использованием своей коллекции чучел животных и в 1913 году подарил ее зоологической лаборатории курсов, располагавшейся в новом здании на Девичьем поле. Коллекция стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов. Название Дарвиновский музей он получил лишь в 1922 году.

В 1909 году была создана комиссия по изучению старой Москвы с целью изучения, сохранения и популяризации материалов по истории Москвы и создания музея «Старая Москва». В состав комиссии входили известные московские историки, искусствоведы, художники, коллекционеры, архитекторы, музейные работники. Они обследовали памятники истории и искусства, регистрировали могилы выдающихся деятелей, фиксировали надписи и гербы на московских зданиях. Одно из главных направлений работы комиссии — изучение и сохранение памятников архитектуры. Ее заседания привлекали внимание многочисленных любителей московской старины; с воспоминаниями о прошлом Москвы на них выступали актеры М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, писатели И.А. Белоусов, Н.Н. Телешов и другие. К 1912 году комиссией была создана коллекция предметов старины и книг, которая рассматривалась в качестве ядра будущего музея. Но музей «Старая Москва» был открыт лишь в 1919 году, ликвидирован в 1926 году, а его коллекции передали в Исторический музей.

В доме 18 на Поварской улице 28 декабря 1911 года состоялось открытие Толстовского музея. Он был основан Толстовским обществом, и в его создании приняли участие единомышленники и друзья писателя, его жена и дети, многие московские деятели культуры. Хранителем музея стал П.И. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию — В.Ф. Булгаков. В 1920 году музей переехал в особняк на Пречистенку.

Музей имени Н.Г. Рубинштейна открылся для посетителей в здании Московской консерватории 11 марта 1912 года и был посвящен памяти основателя консерватории. В музее представлены живописные портреты выдающихся музыкантов, фотографии, документы, нотные и книжные издания, дирижерские пюпитры, принадлежавшие Н.Г. Рубинштейну и П.И. Чайковскому. Здесь также находились музыкальные инструменты известных композиторов и музыкантов.

Музей изящных искусств был организован в 1912 году при Московском университете в качестве учебного музея по искусству. Его величественное здание на Волхонке было построено в 1898–1912 годах архитектором Р.И. Клейном, конструкция стеклянной кровли и система отопления спроектированы инженером В.Г. Шуховым. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) состоялось 31 мая 1912 года в присутствии царской семьи, художников В.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, скульптора А.М. Опекушина. Здание на Волхонке строилось с 1898 года по проекту архитектора Р.И. Клейна. Первым директором музея стал И.В. Цветаев, приложивший немало сил и энергии для его создания. В первые годы своего существования этот громадный и внешне роскошный музей состоял почти исключительно из слепков со скульптур. Подлинными были лишь коллекция египетских древностей, собрание античных ваз и монет. Только в годы советской власти он стал полноценным музеем.

В специально выстроенном здании на Чистых прудах 29 августа 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы Франца Рубо «Бородинская битва». Осенью 1914 года в связи с начавшейся войной с Германией в здании панорамы разместили госпиталь, а огромный холст, размером 14х115 метров, отдали на хранение. Лишь в 1962 году его выставили вновь.

В Москве в начале ХХ века все больше появлялось коллекционеров, собиравших картины русских и западноевропейских художников, старинные иконы, мебель, бронзу, фарфор, монеты, рукописи, книги. Наиболее ценные собрания имели богатые просвещенные купцы и промышленники: С.И. Мамонтов, С.И., П.И. и Д.И. Щукины, И.А., М.А. и С.Т. Морозовы, И.Е. Цветков... С исключительной тонкостью была подобрана коллекция русского искусства художника И.С. Остроухова.

«Скромно, без всякой шумихи, в отдаленной части города возникло и множится это достопочтенное хранилище для новых успехов русского самосознания, на славу родной Москве». Так писали о музее П.И. Щукина, размещавшемся в двух узорчатых каменных теремах по Малой Грузинской улице, выстроенных в русском стиле в 1892–1904 годах (архитекторы Б.В. Фрейденберг, А.Э. Эрихсон, Ф.Н. Кольбе). Эти здания вместе с земельным участком, картинной галереей, собранием рисунков и гравюр, старообрядческими иконами, древним русским оружием и предметами быта в 1905 году русский купец П.И. Щукин передал в дар Историческому музею. Сейчас в особняках нет уникальных коллекций Петра Ивановича, лишь ракушки да гербарии, а сами щукинские особняки переименовали в Биологический музей имени К.А. Тимирязева, куда водят школьников младших классов.

В Цветковской галерее на Пречистенской набережной можно было встретить произведения почти всех выдающихся русских художников XVIII и XIX веков — В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, И.Н. Крамского, К.Е. Маковского, В.Г. Перова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова... В день, когда И.Е. Цветкову исполнилось 64 года, 28 апреля 1909 года, он преподнес всю свою коллекцию вместе с домом в дар Москве (300 картин и более 1200 рисунков русских художников), выговорив условие оставаться ее хранителем до конца своих дней. Ныне картины и рисунки, собранные банковским чиновником Цветковым, разбросаны по многим музеям России. Из них сто двадцать пять хранятся в обожаемой им Третьяковской галерее.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0