Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Лезвие бритвы

Геннадий Геннадьевич Муриков родился в 1958 году. Литературный критик, литературовед и публицист. Окончил с отличием филологический факультет Ленинградского университета имени Жданова. Работал редактором отдела критики в журнале «Звезда». Автор свыше двухсот пятидесяти статей и семи книг историко-литературной публицистики и литературной критики. Публикуется в центральных литературных журналах и газетах, активный участник интернетовских сайтов и журналов «Топос», «Хронос», «Живой журнал». Лауреат премии журнала «Литературная учеба» (2010), дипломант конкурса «60+» журнала «Москва». Награжден  дипломом «Автор — стильное перо» и др. Член Союза писателей России. Живет в Санкт-Петербурге.

К 150-летию со дня рождения В.Я. Брюсова

Кем должен быть поэт в России? Е.Евтушенко написал афористически: «Поэт в России больше, чем поэт». Эта фраза тысячи раз повторялась на страницах журналов, газет, в устных выступлениях. Но Евтушенко не сам пришел к этой мысли. Оказывается, эта идея родилась в полемике двух замечательных поэтов-символистов — Вяч. Иванова и Александра Блока в статьях, опубликованных в № 8 журнала «Аполлон» за 1910 год. Их несколько ироничный читатель — Валерий Брюсов — пишет об этом так: «Оба они стремятся доказать, что поэт должен быть не поэтом и книга поэзии — книга не поэзии. Правда, они говорят: “книга не поэзии, а чего-то высшего, чем поэзия”, “не поэтом, а кем-то высшим, чем поэт”»[1]. Так оно и было, так и осталось. В статье будет обращено внимание на три малоисследованных аспекта творчества В.Брюсова. Во-первых, поговорим об особенностях его литературной критики; во-вторых, рассмотрим тему «Брюсов и Пушкин»; и в-третьих, коснемся исследований В.Брюсова в области истории цивилизаций далекого прошлого («Атлантида»).

1

Чаще всего Брюсова у нас понимают как одного из поэтов-символистов, даже мэтра символистской поэзии. Он хорошо известен и как романист, автор знаменитого романа «Огненный ангел», на сюжет которого написана опера Сергеем Прокофьевым, уже вновь поставленная в Мариинском театре В.Гергиевым (об этом ниже). Но как публицист, литературный критик и исследователь тайных загадок человеческой истории В.Я. Брюсов известен очень мало. Хотелось бы подчеркнуть весьма интересный творческий посыл В.Брюсова как критика, который мне необычайно близок.

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924)

Точно так же, как в России «поэт больше, чем поэт», так и критик в России больше, чем критик. В условиях, когда сказать что-либо прямо нельзя или запрещено, приходится действовать намеками с фигуральной фигой в кармане. На это постоянно намекает В.Брюсов в своих статьях.

У него есть любопытное замечание на пресловутую тему:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Может быть, в иные дни поэт, как гражданин, обязан идти на баррикады, но он не обязан рассказывать об этом в особой поэме <...> Требовать, чтобы все искусство служило общественным движениям, все равно что требовать, чтобы вся ткацкая промышленность только и делала, что предоставляла материи для красных флагов»[2].

В.Брюсов написал несколько сотен статей и рецензий, некоторые из которых до настоящего времени поражают своей проницательностью и глубиной. О Горьком после пьесы «На дне» он откровенно говорил, что тот совершенно исписался, а «в своих философских суждениях Горький никогда не шел дальше пересказа плохо понятых по русским переводам идей Ницше»*. Там же он противопоставляет Горькому Леонида Андреева: «Для Андреева нет ничего обыкновенного, простого. На каждом шагу бездны разверзаются перед ним и зачаровывают его. Ужас всегда, неумолимо таится во всех его настроениях. Душевное состояние героев Андреева похоже на состояние демонов, как его состояние представляет учение Церкви; это состояние постоянной тоски и страха. Все его герои всего лучше могут быть определены словом “бесноватые”». Это похоже на Достоевского и его пророчества.

Даже такие небольшие цитаты — свидетельство того, насколько тонко В.Брюсов понимал литературную среду и настроение своего времени: ведь совсем уж был недалек тот час, когда ницшеанские «сверхчеловеки» М.Горького и «бесноватые» Л.Андреева полноправно вышли на арену русской истории.

* * *

Еще раз о том, что такое поэзия и вообще литература в России, В.Брюсов обращается в одной из полемических статей, адресованных лично Андрею Белому. Все-таки Брюсов всегда был преимущественно эстетом, и какие-то глубинные смыслы русской культуры ему были чужды. А.Белый рассматривал русскую литературу с точки зрения тайновидения и оккультных понятий. Вот как ему отвечает В.Брюсов: «Но, как хочешь, поэтов можно мерить только по достоинствам и недостаткам их поэзии, ни по чему другому. Если в глубинах русской поэзии суждено, как ты утверждаешь, зародиться новой, еще неведомой миру религии, если русская поэзия “провиденциальна”, — то наиболее яркие представители этой поэзии и будут представителями “Апокалипсиса в русской поэзии” (так называлась одна из статей А.Белого. — Г.М.)»[3].

Но вопрос этот далеко не так прост, как кажется. Брюсов, сам убежденный символист, в глубине души все-таки имел некую склонность к материалистическому пониманию мироздания — об этом поговорим ниже, — в то время как А.Белый и его ближайший сподвижник А.Блок были мистиками не только по убеждению, но и по складу своих личностей. Впоследствии это выразилось в различном понимании ими религиозных исканий в начале XX века.

Например, В.Брюсов выступил с резкой критикой учения Г.Чулкова «О мистическом анархизме», которое было поддержано Вяч. Ивановым, А.Блоком и другими символистами. Главное, против чего выступает Г.Чулков, — это «душная атмосфера православия». Брюсов так решительно критикует Чулкова, что у неподготовленного читателя может возникнуть мысль, что сам Брюсов и есть выразитель православной идеологии. Но как тогда понимать такие его стихи:

Неколебимой истине

Не верю я давно,

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья,

И Господа и дьявола

Хочу прославить я.

1901

Вот здесь-то и следует вспомнить то, о чем шла речь в начале статьи: поэт-символист может так или иначе отклоняться от тех или иных взглядов и концепций, оставаясь верным одному — своей мятущейся, творящей, взыскующей личности, существо которой, возможно, он и сам не понимает до конца (это уже почти по Фрейду). Хорошо об этом написал предшественник символизма Владимир Соловьев в 1892 году:

Андрей Белый (1880–1934)

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете —

Только то, что сердце сердцу

Говорит в немом привете?

* * *

В.Брюсов всегда был двойственным человеком, особенно среди символистов. Важную роль в этом играло, на мой взгляд, его происхождение. Блок, Мережковский были дворянами не в первом поколении. Отец Мережковского, например, был столоначальником в Министерстве императорского двора. Брюсов же происходил из московской купеческой семьи, даже не самой богатой. Он очень переживал по этому поводу, и некоторые его рассказы посвящены попыткам персонажа вырваться из полусвета и пробиться в высший свет. И даже немножко с иронией, несколько в исповедальном стиле говорил об этом в своих рассказах. В юности Брюсов увлекался спиритизмом, прослыл известным медиумом, но позже с долей юмора признавался, что частенько обманывал участников спиритических сеансов, особенно пожилых женщин. Тем не менее проблемы духовидения и теософии занимали его всю жизнь.

2

Одной из важнейших тем в творчестве и в литературной деятельности В.Брюсова являются его размышления о Пушкине. Для убежденного символиста, каковым он являлся, — это просто загадка. Мережковский, Вяч. Иванов, Г.Чулков, Ф.Сологуб о Пушкине если иногда и упоминали, то только вскользь. В отличие от Мережковского с его единственной аналитической статьей «Пушкин», Брюсов посвятил поэту более восьмидесяти статей и рецензий. И смело можно сказать, что именно он заложил основы так называемого пушкиноведения, существующего и поныне. Многие не знают, но следует заметить, что у нас существуют как бы два разных Пушкина. При советской власти было издано два академических собрания сочинений Пушкина: одно в семнадцати томах, второе — десятитомник 60-х годов. В 1999 году было издано ИРЛИ третье собрание сочинений — уже в двадцати томах, по другим принципам. Современные пушкинисты то ли не обращают внимания, то ли сознательно скрывают разницу в опубликованных текстах, но образ Пушкина в сознании читателя ХХI века как бы неизбывно двоится: то ли он сторонник самодержавия и друг Николая I, то ли, наоборот, почти декабрист. В 1828 году Пушкин пишет:

Нет, я не льстец, когда царю

Хвалу свободную слагаю...

Но не забудем, что незадолго до этого он писал иное:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Нельзя забывать, что речь идет не о Пушкине и его взаимоотношениях с царем, а о Брюсове и его отношениях с двумя «царями» — императором Николаем II и Лениным. Брюсов, с моей точки зрения, воспринимал себя как Пушкина своего времени. Он единственный из поэтов ХХ века, решивший не только дополнять и исправлять произведения Пушкина и давать к ним различные комментарии, но и заново полностью переписать и дописать неоконченную поэму А.С. Пушкина «Египетские ночи». Это своего рода литературный подвиг (а может, высокомерное хулиганство?) в истории литературы. По крайней мере, мне такие примеры неизвестны. «Хуже» или «лучше» получилось, судить трудно, поскольку полного оригинала не существовало. Дописать возможную X главу «Евгения Онегина» он не решился.

Но это ничего не меняет в отношении Брюсова к власти того периода его жизни. Ключевым моментом для понимания истории России он считает поэму А.С. Пушкина «Медный всадник». Кто он такой, «Медный всадник», для Брюсова и современной ему эпохи? То ли Петр, то ли Николай I, то ли Николай II, а может быть, Ленин или Сталин, хотя до его правления он не дожил? Пушкин поставил вопрос, и Брюсов этот вопрос понял. Тут вспоминаются знаменитые стихи Лермонтова:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет...

В 1917 году она и упала.

Но в поэме «Медный всадник» есть и еще один герой — несчастный Евгений, жертва наводнения 1824 года. Кстати, сам Пушкин не был очевидцем этого наводнения, находясь в ссылке в селе Михайловском, но воспринял его почти как вселенскую катастрофу, воспроизводя события этой трагедии по различным документальным свидетельствам. Кто такой этот Евгений? Брюсов пишет: «Одно время думал даже сделать из него если не поэта, то человека, как-то интересующегося литературой». В черновых набросках читаем: «...мой чиновник / был сочинитель и любовник»[4]. Дальше поясняется, что Пушкин даже называл этого Евгения своим соседом[5]. Приходит в голову очевидная мысль, а не Евгений ли это Онегин?

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы...

Дальше еще более удивительные строки о мечтах Евгения:

...Я устрою

Себе смиренный уголок

И в нем Парашу успокою.

Кровать, два стула; щей горшок

Да сам большой; чего мне боле?

«Евгений Онегин» и «Медный всадник» — над этими произведениями А.С. Пушкин работал одновременно. И поэт постоянно соизмерял себя с титанической сверхъестественной силой, воплощенной в образе Петра.

В одной из последних статей — «Пушкин-мастер» (1924) — Брюсов со всей убежденностью утверждает, что проблематика «Медного всадника» стала основой для всей русской литературы и культуры: «Петербургские повести Гоголя вышли из внешних описаний “Медного всадника”. Напротив, идея “Медного всадника” целиком легла в основу “Преступления и наказания”: имеет ли право человек ради целей, которые он считает высокими, жертвовать жизнью другого человека? (Петр — Раскольников, бедный Евгений — старуха процентщица). Идея “Цыган” повторена в “Анне Карениной”. Идея “Египетских ночей” еще ждет гения, который сумел бы ее претворить». Рассуждения Брюсова отчасти кажутся верными, но во многом и спорными. Особенно это относится к трактовке «Египетских ночей». Как было сказано выше, переработку и доработку пушкинской поэмы Брюсов считал своим высшим литературным достижением, не только соизмеряя себя с Пушкиным, но и откровенно считая себя Пушкиным нового, ХХ века. Брюсов никогда ничего не писал «просто так». Как и все его друзья, соратники из круга писателей-символистов, он всегда искал внутренний смысл за внешней оболочкой. Это в полной мере относилось и к его пониманию творчества Пушкина.

В одной из статей («Разносторонность Пушкина», 1922) Брюсов писал: «Пушкин словно сознавал, что ему суждена жизнь недолгая, словно торопился исследовать все пути, по которым могла пойти литература после него. <...> И до сих пор наша литература еще не изжила Пушкина; до сих пор по всем направлениям, куда она порывается, встречаются вехи, поставленные Пушкиным, в знак того, что он знал и видел эту тропу».

Может быть, это и так, особенно если учесть рассуждения Брюсова из другой статьи — «Пушкин и крепостное право» (1922). То, что там написано, имеет отношение вовсе не к крепостному праву, а скорее провидчески к советскому колхозному строю, осуществившемуся уже после смерти писателя. Речь идет о пушкинской повести «История села Горюхина». Брюсов выделяет и цитирует такие места: «Чем мужик богаче, тем он избалованнее, чем беднее, тем смирнее». И далее: если хочешь откупиться, «заплати сверх недоимок двойной годовой оброк». Чем не колхозная реальность 1930–1940-х годов? Тут провидцем выглядит не только Брюсов, но и сам Пушкин.

* * *

Размышления о творчестве Пушкина у Брюсова неизменно перекликаются с общими раздумьями о русской литературе и ее нравственных ценностях. Писатель считал поэму «Медный всадник» высшим достижением в творчестве Пушкина. В какой-то мере это можно считать правдой, если иметь в виду события, последовавшие за 1917 годом. Брюсов был единственным поэтом-символистом, вступившим в 1920 году в партию большевиков — ВКП(б). Что самое удивительное — это заявление В.Брюсова о том, что поэма Блока «Двенадцать», одобренная самим Луначарским, по сути, является антикоммунистической. Здесь Брюсов выступает в роли почти что «партийца», тем более что он вступил в ряды ВКП(б) в 1920 году. Для символиста, конечно, странно.

3

Размышляя о творчестве Брюсова как историка и литературного критика, разумеется, нельзя игнорировать его самое «нечитаемое» произведение — книгу «Учители учителей» (1917). Брюсов-поэт и Брюсов-прозаик достаточно известны современному читателю. В наши дни даже идет опера С.Прокофьева по роману «Огненный ангел»[6] — на сцене, например, Мариинского театра (премьера в 1983 году). Но что думал Брюсов об истоках культуры и цивилизации, о происхождении современного человечества? Эта тема до сих пор в литературоведении фактически не освещена. И для этого есть причины. Они состоят в том, что, вступая на опасную почву исследований об Атлантиде, мы напрямую не только сталкиваемся с современными представлениями об истории, но и прямо им противоречим.

В основу книги «Учители учителей» положен ряд статей и лекций В.Брюсова, прочитанных им в так называемом народном университете имени Шанявского, в котором, кстати, Есенин в это время был студентом. Брюсов обратился к истории древнейших времен не случайно. Его миросозерцанию глубоко противоречила историческая наука того времени, которая утверждала, что до времен Древней Греции или, в крайнем случае, до Троянской войны как бы ничего и не было. Человечество якобы произошло «ниоткуда», согласно библейским писаниям. Между тем уже тогда открылись новые свидетельства существования древних цивилизаций. Появились первые исследователи египетских пирамид, были открыты цивилизации инков и майя в Южной Америке. Все эти сведения в то время находились in statu nascendi. Однако исследователи тайных знаний того времени об этом знали многое. В их числе Луи де Сен-Мартен (1743–1803), Элифас Леви (1810–1875) и, конечно, Е.П. Блаватская (1831–1891). Учения о древних истоках цивилизаций неизменно упирались в проблему существования и бытия Атлантиды — огромного острова или субконтинента, находившегося между Африкой, Европой и Америкой.

Впервые об Атлантиде, как известно, написал Платон, посвятивший истории возникновения и гибели этого континента два философских диалога — «Тимей» и «Критий». Платон подробно описал жизнь Атлантиды как целостного и очень могущественного государства, сообщив, что оно погибло в результате землетрясения и наводнения примерно за 8–10 тысяч лет до его, то есть платоновской, эпохи, а от нашего времени соответственно за 10–12 тысяч лет.

Во времена Брюсова многое из данных об Атлантиде было неизвестно. Например, рассуждая о строительстве пирамид, он ориентировался только на самые поверхностные сведения об их происхождении. Современная пирамидология приводит многочисленные необыкновенные открытия — о космической ориентации пирамид, об удивительном сходстве египетских пирамид с пирамидами в Мексике и Южной Америке, — тем удивительнее прозорливость писателя, не располагавшего этими знаниями. Недавно открыты пирамиды в Китае. Вопрос о пирамидах на Марсе до сих пор является научной загадкой.

* * *

Чрезвычайно интересны также сведения о таинственном металле, упоминавшемся у Платона, известном в древности под названием орихалк. После длительных исследований Брюсов констатирует, что он больше всего похож на алюминий, однако в Древней Греции технология изготовления алюминия путем электролиза была неизвестна. Но — по Платону — в Атлантиде орихалк был широко распространенным материалом.

Когда же могла существовать Атлантида? «Гибель Атлантиды приходится помещать между концом ледникового периода в Европе и V тысячелетием до Р.Х. (Рождества Христова. — Г.М.). Опираясь на цифры, сообщаемые Платоном, некоторые авторы (из школы теософов) приурочивают поэтому гибель Атлантиды к X тысячелетию до Р.Х., даже точнее — к 9654 году до Р.Х.»

Брюсов, можно сказать, с юношеских лет занимался исследованиями этой темы и в неизданной поэме «Атлантида» (1897) назвал себя почти пророком в откровениях о ее тайнах.

Предчувствие поэта:

Забытое и чуждое преданье

В моих стихах я должен оживить.

Оно не раз пленяло мысль поэтов,

Его певцом был юноша-мудрец,

Впоследствии мудрейший
                                                 созерцатель

Из всех людей...[7] И даже в наши дни,

Воскресшее, оно пленяет думы,

Зовет мечту, палит воображенье...[8]

К настоящему времени об истории Атлантиды написаны тысячи книг, даны сотни интерпретаций о месте ее нахождения и времени гибели. Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине» выдвинула концепцию о некой атлантической расе, существовавшей до гибели Атлантиды и сменившейся затем арийской расой. По воззрениям Е.Блаватской, она является пятой коренной расой, и поныне осуществляющей на Земле религиозную, культурную и экономическую деятельность.

Брюсову, естественно, не были известны океанологические исследования ХХ–ХХI веков, но для него Атлантида всегда была символом погибших и забытых истоков теперешней цивилизации, а одновременно и символом погибшей в революционном наводнении России.

Чуть позже к теме погибшей Атлантиды — России обращается Д.С. Мережковский. Уже в эмиграции он пишет книгу «Тайна Запада: Атлантида — Европа» (1930). В ней автор, опираясь не только на события октябрьского переворота, но и отчасти на книгу О.Шпенглера «Закат Европы» (1 том — в 1918 году, 2 том — в 1922 году; на русский язык второй том переведен только в 90-х годах), уже пророчествует о том, что погибнет, подобно Атлантиде, не только Россия, но и вся Европа. Если учесть дальнейшие события, то это предсказание, на мой взгляд, практически сбылось.

* * *

В.Брюсов никогда не был противником советской власти. Многие годы, за исключением сталинского режима, всегда был издаваемым и популярным писателем. В 1973 году, к 100-летию со дня его рождения, в брежневскую эпоху, когда власть не слишком любила писателей Серебряного века, было издано его семитомное собрание сочинений. Возможно, здесь сказывалась лукавая двойственность его собственной позиции или, как я думаю, сыграли роль беспристрастность и точность его литературных и художественных, политически не ангажированных оценок. Точность и острота, как лезвие бритвы.

P.S. Несколько исторических свидетельств из биографии В.Брюсова. По его инициативе был создан «в усадьбе Соллогуба» весной 1921 года Высший литературно-художественный институт (впоследствии получивший имя своего создателя) — специальное высшее учебное заведение в Москве, существовавшее по 1925 год. В институте готовили писателей, поэтов, беллетристов, драматургов, критиков и переводчиков (трехгодичный курс обучения). Его основой послужили студия при Лито Наркомпроса (ранее также организованная Брюсовым), литературные курсы при «Дворце искусств», закрытом в феврале, и часть Государственного института слова. Кроме того, весной 1922 года с ВЛХИ слили Профессионально-техническую школу поэтики, где работал Брюсов и другие преподаватели ВЛХИ. «Пролетариат, овладевающий всеми орудиями производства, изучающий научную организацию труда, не мог пройти мимо такого могучего орудия культуры, каковым является слово. Производственно овладеть словом — такова задача ВЛХИ, созданного пролетарской властью» (из программы ВЛХИ). «Брюсовский институт» — предшественник Литературного института имени А.М. Горького, который создавался уже с учетом опыта этого института (По данным Википедии).

Санкт-Петербург

2023

 

[1] Из статьи «О “речи рабской” в защиту поэзии» (1910).

[2] Из статьи «Современные соображения» (1905).

[3] Из статьи «Открытое письмо Андрею Белому» (1912).

[4] Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худ. литература, 1973–1975. Т. 7. С. 40.

[5] Там же. С. 41.

[6] С.С. Прокофьев создал эту оперу по собственному либретто, работая над ней с 1919 по 1927 год. Мировая премьера состоялась в Италии в 1955 году, в СССР впервые поставлена в Пермском театре оперы и балета в 1983 году, а в репертуаре Мариинского театра в Петербурге находится с 1991 года по настоящее время.

[7] Платон (примеч. В.Брюсова).

[8] В теософских журналах в последнее время много говорят об Атлантиде (примеч. В.Брюсова).





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0