Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Москва. Хроника советской жизни. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века». Музеи. Часть вторая

Музеи

Часть вторая

Москва — сосредоточие множества музеев мирового значения. Основа их собраний и главное достояние — это коллекции дореволюционных музеев и русских любителей искусства и науки.

Под руководством Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, созданной в конце 1917 года, в Москву со всей России доставлялись многочисленные собрания книг и художественных ценностей, реквизированные у частных лиц. Эти собрания пополняли фонды уже существовавших музеев и послужили основой для создания новых.

Оружейная палата Московского Кремля превратилась в крупнейший государственный музей. Кроме уже имевшихся сокровищ, после 1917 года сюда были переданы сокровища Патриаршей ризницы, кремлевских соборов и монастырей, некоторые особо ценные частные коллекции. Из Оружейной палаты в феврале 1930 года изъяли большое количество серебряных произведений прикладного искусства для продажи за рубежом, в том числе «Орловский сервиз» работы французских мастеров XVIII века.

3 июня 1918 года вышел декрет СНК «О национализации Третьяковской галереи». Она стала пополняться за счет реквизированных у частных владельцев и отданных в галерею на хранение картин. Фонды Третьяковки выросли в несколько раз. Также с 20-х годов государство выделяло галерее деньги для закупки картин у современных живописцев. В начале февраля 1924 года была ликвидирована Румянцевская картинная галерея. Знаменитую картину А.Иванова «Явление Христа народу» было решено временно перенести в Третьяковскую галерею, где она и осталась навсегда. В Третьяковку поступили и другие картины русских художников из Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова.

Архитектор А.В. Щусев 25 февраля 1926 года был назначен директором Третьяковской галереи. 29 ноября 1928 года он освобожден от этой должности и назначен главным архитектором по постройке нового здания Третьяковской галереи. Новым директором Третьяковки стал М.П. Кристи.

Газета «Вечерняя Москва» 24 января 1929 года сообщала: «Государственная Третьяковская галерея открыла три новых зала русской живописи первой половины прошлого века. В залах размещены работы Кипренского, Щедрина, Венецианова и Тропинина».

В том же 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, и в 1932 году ее здание передали Третьяковской галерее как запасник живописи и скульптуры.

Художник Павел Корин 8 января 1935 года записывает: «Вызывали в Третьяковскую галерею. В ночь на 8-е где-то в топке был кем-то открыт кран с кипятком, пар по вентиляционной или отопительной системе проник в Васнецовский и Нестеровский зал и зал соседний, где находились вещи Левитана. Я пришел туда к вечеру, в залах было как в бане, со стен текло, пол был мокрый и посыпан густо опилками, все картины были сняты и стояли в соседних залах. Картины намокли и побелели. Меня в первый момент охватил ужас. “Юность Сергия” Нестерова почти не видна. “Аленушка” Васнецова под белым налетом совсем исчезла, “Омут” Левитана тоже. Попорчено до 70 картин, из них 40 картин серьезно. Пострадали больше Васнецов, Нестеров и Левитан, также Куинджи. Какой ужас! В каких невежественных руках находятся сокровища русской живописи».

В 1936 году к основному зданию галереи — дому Третьяковых — был пристроен новый двухэтажный корпус из восьми залов. Они сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

Продолжал свою деятельность Исторический музей (ГИМ). При нем 29 сентября 1923 года открылся Военно-исторический музей, 15 февраля 1924 года — отдел византийских памятников.

Политехнический музей в июле 1919 года был переименован в Центральный институт политехнических знаний. Главным направлением в его работе стало распространение научной информации по естествознанию, математике, технике и экономике. В конце 20-х годов он превращается в центр по повышению квалификации рабочих. В 1934 году в музейных помещениях проходила всесоюзная выставка «Наши достижения», которая стала основой новой экспозиции. Появились постоянные отделы, задача которых состояла в отображении успехов социалистического строительства в важнейших отраслях хозяйства страны: энергетике, топливной промышленности, металлургии, машиностроении, химии, сельском хозяйстве, текстильной и легкой промышленности.

В Музей изящных искусств на Волхонке, бедный подлинными произведениями искусства в дореволюционные годы, в 1921 году поступила часть коллекций Румянцевского музея. 2 сентября 1924 года из ленинградского Эрмитажа в Москву были доставлены 134 картины и тоже переданы в Музей изящных искусств. Среди них произведения Тициана, Ватто, Йорданса, Снейдерса и других художников. Музей 10 февраля 1932 года был переименован в Музей изобразительных искусств. В1937 году ему присвоили имя А.С. Пушкина.

30 октября 1918 года был создан Музей «Ars Asiatica», куда вошли произведения изобразительного искусства Востока начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры. До 1921 года он располагался в нескольких комнатах Исторического музея, затем в помещении бывшего музея Строгановского училища, с ноября 1926 года — в здании бывшей Цветковской галереи на Кропоткинской набережной, с 1929 года — в церкви Илии-пророка на Воронцовом Поле. Его экспонаты были распределены по отделам Дальнего, Ближнего и Советского Востока и кабинету революционного движения на Востоке.

В том же 1918 году был открыт для посетителей Музей творчества крепостных в усадьбе Останкино.

В 1919 году усадьба Кусково, бережно сохранявшаяся до революции Шереметевыми, была объявлена государственным музеем. В 1932 году сюда перевели Музей фарфора, созданный из коллекции А.В. Морозова. Наибольшую ценность представляли образцы продукции российских мануфактур, представленные начиная с XVIII века.

1 февраля 1919 года А.А. Бахрушин был назначен директором Театрального музея, который он сам и создал в собственном особняке на Лужнецкой улице (ныне улица Бахрушина). Он оставался в этой должности до своей смерти в 1929 году. В Государственном театральном музее 29 апреля 1923 года открылась выставка в память 100-летия со дня рождения драматурга А.Н. Островского. На ней были представлены его портреты, рукописи, письма, а также книги, афиши, программы, декорации, костюмы и иллюстрации к произведениям Островского. Служащий Исторического музея А.В. Орешников записывает: «Выставка очень интересна, масса автографов, в числе их Гоголя. Характерен автограф актера Андреева-Бурлака: “Обязуюсь знать роль Подхалюзина твердо. Андрей Бурлак”. Прекрасно собрание портретов Островского и лиц, имевших к нему отношение: артистов, писателей и т.п. Народу было очень много из литературного и артистического мира». В 1937–1938 годах здание музея было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Бондаренко.

В апреле 1919 года в здании бывшего Английского клуба на Тверской улице был организован музей «Старая Москва». С 1919 года вплоть до упразднения музея его хранителем был историк П.Н. Миллер.

В особняке на Воздвиженке 11 июля 1919 года открылся Музей социальной гигиены Наркомата здравоохранения.

В бывшей галерее С.И. Щукина в Большом Знаменском переулке 15 августа 1919 года открылся первый Музей новой западной живописи (д. 8) из собрания Щукина. Вскоре открылся и второй Музей новой западной живописи — собрание И.А. Морозова (улица Пречистенка, д. 21). В 1923 году оба музея объединились в Музей нового западного искусства, который стал филиалом Музея изящных искусств (улица Пречистенка, д. 21).

В бывшем доме Гиршмана у Красных Ворот 28 октября 1919 года открылся Музей мебели. Основу его составили 400 экземпляров коллекции мебели самого Гиршмана.

В середине декабря 1919 года во Введенском переулке открылось отделение фарфора Музея русской художественной старины, коллекцию которого составило национализированное собрание фарфора А.В. Морозова.

В Москве 23 декабря 1919 года по приказу Революционного военного совета республики (РВСР) основана постоянная выставка «Жизнь Красной армии и флота». В 1921 году выставку преобразовали в Музей Красной армии и флота. 22 февраля 1925 года состоялось его открытие в помещении бывшей Военной академии на Воздвиженке (д. 6). В числе экспонатов — большая коллекция картин, запечатлевших семилетнюю жизнь Красной армии и флота. Кроме того, здесь представлены «многочисленные фотографии жертв кулацких и бандитских восстаний, обрезы, орудия пыток, применявшиеся белогвардейцами».

В Подмосковье 1 августа 1920 года был основан Литературно-мемориальный музей поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева «Усадьба Мураново».

ЦК РКП(б) 8 декабря 1920 года поручил Д.Б. Рязанову организацию первого в мире Музея истории марксизма. На заседании Оргбюро ЦК РКП(б) 11 января 1921 года по предложению Рязанова музей был назван Институтом К.Маркса и Ф.Энгельса (ИМЭ). Его задачей стало собирание и хранение рукописей, писем и других документов К.Маркса и Ф.Энгельса, а также научное издание их произведений.

20 ноября 1921 года состоялось открытие Музея-усадьбы Льва Толстого в Хамовниках.

В 1921 году был создан Государственный литературный музей. При нем в 1923 году открыли филиал — Музей-квартиру Ф.М. Достоевского.

25 марта 1922 года в Новодевичьем монастыре открылся Музей древнерусского искусства.

7 мая 1922 года в особняке П.И. Щукина (Малая Грузинская улица, д. 15) открылся Музей коммунистической академии, позже переименованный в Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева.

После четырехлетнего перерыва, 25 мая 1922 года, вновь открылся Кустарный музей (Леонтьевский переулок, д. 7), в котором были представлены образцы художественных кустарных промыслов разных районов России, Украины, Кавказа, Туркестана. Музей пытался сохранить художественные промыслы, приспособив их к новым социально-экономическим и политическим условиям. В частности, он сыграл большую роль в становлении и развитии лаковой миниатюры в древних иконописных центрах — Палехе, Мстере и Холуе, способствовал возрождению гжельской керамики. В 1931 году на базе Кустарного музея был создан научно-исследовательский институт, с 1941 года носивший название НИИ художественной промышленности. Музей стал его структурным подразделением на правах отдела и получил название Музей народного искусства.

17 июля 1922 года открылся Музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке, в двухэтажном особняке, где композитор прожил последние три года своей жизни (д. 11). При музее было создано Общество друзей Музея композитора А.Н. Скрябина. В кабинете — рояль Скрябина знаменитой фирмы «Бехштейн». Мемориальные комнаты, как и кабинет, расположены на втором этаже.

В декабре 1922 года открылся музей «Красная Пресня», посвященный восстанию московского пролетариата в декабре 1905 года.

В 1922 году был основан Алмазный фонд РСФСР. В том же году под руководством А.Е. Ферсмана сделано его первое научное описание. В 1924 году переименован в Алмазный фонд СССР.

В Кропоткинском (бывшем Штатном) переулке 8 декабря 1923 года состоялось открытие Музея П.А. Кропоткина в доме, где он родился.

В бывших палатах бояр Романовых на Варварке 27 декабря 1923 года открылся новый музей «Дом русского боярина XVII века».

С 1923 года усадьба Коломенское стала филиалом Государственного исторического музея. Работавший здесь П.Д. Барановский организовал спасение памятников древнерусской архитектуры, перевозя их в Коломенское. В их числе воротная башня Николо-Карельского монастыря, башня Братского острога, домик Петра из Архангельска. В музее была собрана обширная коллекция произведений древнерусского искусства (иконы, лицевое шитье, изразцы, кованые и деревянные изделия и т.д.).

6 марта 1924 года при Московском университете открыли Минералогический музей.

Решение ЦИК СССР от 9 мая 1924 года о создании Музея революции СССР. Он был открыт 19 октября 1924 года (Тверская улица, д. 21). Историк Н.М. Дружинин вспоминал: «Его директором был назначен Сергей Иванович Мицкевич, старый большевик, один из основателей Московского рабочего союза 1894 года, врач по профессии, прекрасно знавший историю нашего революционного движения и читавший на эту тему специальный курс в Московском университете... Музей революции СССР занимал помещение старинного ампирного дома на Тверской улице... в котором когда-то размещался Английский клуб, где московские дворяне играли в карты и в своих беседах фрондировали против “петербургского правительства”. Главные залы музея занимали второй этаж и были отведены под музейную экспозицию». А 7 ноября 1924 года в доме 55 по Лесной улице состоялось торжественное открытие филиала Музея революции СССР — помещения бывшей подпольной типографии ЦК РКП(б), работавшей нелегально в 1904–1906 годах.

В годовщину смерти В.И. Ленина, 21 января 1925 года, при Музее революции СССР открылся Музей Ленина, организованный на базе музейного отделения Института Ленина и Ленинского уголка Музея революции СССР.

В Трехсвятительском тупике у Красных Ворот 20 июня 1924 года открылся Музей имени А.П. Чехова. Его залы были посвящены творчеству Чехова, его современникам, Московскому Художественному театру.

3 августа 1924 года открылся Государственный центральный музей народоведения, в четырнадцати залах которого экспозиция рассказывала о жизни, труде и быте различных народов СССР.

В конце января 1925 года в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова открылся автомобильный музей (Большая Садовая улица, д. 14).

Газета «Вечерняя Москва» 20 июня 1925 года сообщала: «Обширный музей коневодства в усадьбе Прилепы Тульской губернии ликвидируется, и все его экспонаты переводятся в Москву. Отдел коннозаводства Наркомзема предоставил для организации музея скаковой павильон на Московском ипподроме». В 1929 году при Московском ипподроме открыли Музей коневодства. В 1940 году его передали Московской сельскохозяйственной академии. Особую ценность в нем представляло собрание работ (свыше 360) художника Н.Е. Сверчкова (1817–1898) с изображением лошадей.

Музей коммунального хозяйства из Крестовских водонапорных башен 18 ноября 1925 года переехал в отремонтированную Сухареву башню. Его открытие в новом помещении состоялось в январе 1926 года. С 1934 года размещался в церкви Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, д. 12) и в 1940 году был переименован в Музей истории и реконструкции Москвы.

12 января 1926 года открылся переведенный  в здание усадьбы Селезневых (Кропоткинская улица, д. 12) Музей игрушки.

В Государственном институте народного здравоохранения имени Л.Пастера в Сивцевом Вражке 23 сентября 1926 года открылся Музей имени И.И. Мечникова. На открытии присутствовали нарком здравоохранения Н.А. Семашко, вдова ученого, представители медицинской науки Москвы.

В помещении бывшего ресторана «Аполло» в Петровском парке 9 января 1927 года открылся Центральный аэрохимический музей имени М.В. Фрунзе (Красноармейская улица, д. 4).

Газета «Вечерняя Москва» 19 января 1927 года сообщала: «Коллегия Наркомпроса постановила в течение ближайших месяцев полностью разгрузить Центральное хранилище Государственного музейного фонда, помещающееся в бывшем Зубаловском особняке на Садовой-Черногрязской (близ Красных Ворот). В этом особняке в течение восьми лет собирались различные музейные предметы из национализированных частных коллекций — картины, фарфор, бронза, гравюры, ткани, фаянс, редкие монеты и т.д. Общее количество предметов, хранящихся в Музейном фонде, достигает 100 тысяч. Особенно много картин русских художников. Все художественные ценности фонда будут переданы московским и провинциальным музеям».

Газета «Вечерняя Москва» 2 февраля 1927 года сообщала: «В московском отделе Всесоюзного общества коллекционеров собрана первая в СССР коллекция фальшивых марок. Собрание это является большим подспорьем как для начинающих, так и для более опытных филателистов, так как оно позволяет им сличить имеющиеся у них экземпляры марок с фальшивыми, находящимися в показательной коллекции, и тем самым не засорять свои собрания фальшивыми марками».

Газета «Вечерняя Москва» 2 апреля 1927 года сообщала: «В Московском доме крестьянина организована постоянная выставка кустарных изделий. Здесь собрана продукция, вырабатываемая 665 московскими кустарными артелями, объединенными Мосгубпромсоюзом. Массивные, шириной в четверть аршина цепи для подъемных кранов и тончайшая художественная роспись на табакерках — изделия знаменитых федосьевских кустарей — это только лишь полюсы многообразного кустарного труда. Богатый вымысел и большую вычурность в орнаментике проявляют резчики по дереву села Кудрино. Между этими полюсами — платья, мебель, ткани... Очень хороши куклы: простые, некрашеные куклы, носящие отпечаток подлинного художественного творчества... Вот бюст Ильича, фигуры пионера, красноармейца, двое беспризорных прикорнули около стены... На выставке экспонируются огромные торты, и даже статуя Свободы, сделанная из сахара, — копия с обелиска, стоящего на Советской площади».

25 апреля 1927 года был ограблен Музей изящных искусств (улица Волхонка, д. 12). Утром служащие обнаружили исчезновение нескольких ценных картин. Они висели в залах, отведенных под живопись голландских и итальянских художников. Представители власти и администрации музея выяснили, что злоумышленники похитили картины Рембрандта («Иисус Христос», работа XVII века), Пизано («Бичевание Христа», работа XII века), Корреджо («Святая семья», произведение XVI века), Карло Дольчи («Иоанн Богослов», работа XVII века) и Тициана («Иисус Христос», работа XVI века). Злоумышленник вырезал полотнища из рам и унес их с собой. Картины были найдены через три года в плохом состоянии — совершивший кражу в одиночку Федорович держал их закопанными в Подмосковье.

Газета «Вечерняя Москва» 7 мая 1927 года сообщала: «Интересную выставку на днях организовала у себя булочная МСПО на Тверской улице. Это выставка образцов хлеба, который мы ели в течение последних девяти лет. 1918 год. Хлеб грубо выпечен, засорен, но пока еще из настоящей муки. 1919 год. Смесь из ржаной муки, овса и гречневой крупы. Иногда эта смесь варьировала, к муке добавляли размолотую фасоль и горох, мякину или овес. Но прошло еще два года, и хлеб стал почти нормальным. Можно было уже купить и французские булки. На выставке вы можете проследить и эволюцию цены на хлеб. Вот у куска хлеба лежит количество “совзнаков” — это его былая цена. Сначала он оценивался рублями, затем десятками, сотнями, и наконец вы видите предельную цену, которую когда-либо платили за хлеб: 10 тысяч рублей. Затем начинается “катастрофическое” падение цен, которые снижаются до сих пор».

При Государственном институте музыкальной науки в июне 1927 года организован Музей народной песни имени М.Б. Пятницкого.

В бывшем Донском монастыре 26 июля 1927 года открылся Историко-художественный и бытовой музей XVIII века. В нем собрали предметы церковного обихода, иконы, скульптурные произведения и т.д. На основе этой коллекции здесь же 11 ноября 1934 года был открыт Антирелигиозный музей искусств.

В Библиотеке имени В.И. Ленина 27 мая 1928 года открылся Музей М.Горького.

Австрийский писатель Стефан Цвейг, посетивший Москву в сентябре 1928 года, вспоминал: «Забавно: каждого возвращающегося из России первым делом спрашивают, видел ли он новое государство нэпманов, людей, выигравших от революции. Может быть, я был особенно несчастлив, но мне не довелось встретить ни одного. Кто действительно использовал русскую революцию — это музеи. В них поступают конфискованные предметы искусства, принадлежавшие раньше частным лицам — князьям и магнатам. Дворцы, бесчисленные монастыри были очищены одним ударом, и самые богатые из них превращены в музеи... Каждый может наслаждаться созерцанием этих сокровищ, которые раньше были скрыты в княжеских покоях и монастырях... Но больше всего поражает иностранцев факт, о котором мы и не подозревали: что нигде, кроме Парижа, нельзя найти такую полноценную коллекцию французских импрессионистов, как в Москве. Это произошло благодаря конфискации обеих знаменитых частных русских галерей — Морозова и Щукина. У них было тринадцать Ван Гогов, по несколько великолепных работ Мане, Курбе и Гогена и всей примыкающей к ним модернистской школы до 1914 года. Для того чтобы составить себе хотя бы поверхностное представление о богатствах сорока или пятидесяти московских музеев, нужно потратить недели и месяцы — так они наполнены, даже переполнены».

2 мая 1929 года в бывшем Страстном монастыре открылся антирелигиозный музей.

9 мая 1929 года храм Василия Блаженного на Красной площади передан под музей. Газета «Вечерняя Москва» 15 июня 1929 года сообщала: «В церкви-музее Василия Блаженного на Красной площади группа верующих до сих пор совершает религиозные обряды. Главнаука обратилась в Московский совет с ходатайством закрыть эту церковь для церковных служб, а здание полностью использовать как музей. Московский совет удовлетворил ходатайство Главнауки».

В Новодевичьем монастыре в начале августа 1930 года открылся музей «Религия и женщина». Газета «Вечерняя Москва» 5 августа сообщала: «В бывшем Новодевичьем монастыре открылся музей и при нем выставка. Музей называется “Религия и женщина”, а выставка характеризует труд и быт или жизнь вообще. В первой части собраны материалы местного характера, свидетельствующие о том, какую позорную роль сыграла религия в судьбе женщины».

Во Всесоюзной торговой палате 8 февраля 1933 года состоялось торжественное открытие Центрального музея советского экспорта.

26 января 1935 года открылся Фармацевтический музей.

Из Ленинграда в Москву 17 мая 1935 года доставлена богатейшая коллекция Палеозоологического музея АН СССР. Для ее перевозки потребовалось 36 железнодорожных вагонов. Коллекция стала основой нового Палеонтологического музея АН СССР. Он открылся в Нескучном саду, в помещении бывшего конного манежа, 14 сентября 1937 года.

В бывшем здании Московской городской думы на площади Революции 15 мая 1936 года состоялось торжественное открытие Центрального музея В.И. Ленина. В 22 залах была размещена экспозиция, посвященная Ленину и Сталину. Преподаватель Института мирового хозяйства и мировой политики А.Г. Соловьев записывает: «Был на открытии великолепного музея Ленина–Сталина. Он занял на площади Революции все огромное здание бывшей городской думы. Заново переоборудовано. В обширном вестибюле обращает всеобщее внимание огромная групповая скульптура “Ленин и Сталин беседуют на скамейке в Горках”. Надпись на постаменте гласит: “Гениальные основоположники марксизма-ленинизма, великие организаторы партии и социалистической революции, основатели первого социалистического государства”. В залах очень много портретов, фотографий, зарисовок, скульптурных изображений Ленина и Сталина, подчеркивающих их великую дружбу и неразрывность во всех событиях с самых ранних лет и до конца. Подойдя к Петровскому и здороваясь с ним, я услышал его замечание: “Сколько же здесь преувеличений”. В особом зале выставлено огромное количество подарков “великому вождю народов Сталину”. Там увидел Подвойского. Он сказал, что музей прекрасно отображает историю партии и ее организующую роль под руководством Ленина. Но нескромное рекламирование т. Сталина мешает правильному впечатлению».

6 марта 1937 года открылся Музей кустарной художественной промышленности.

7 сентября 1937 года открылся Геологический музей при АН СССР. Он был создан на базе Минералогического музея, переведенного из Ленинграда в Москву.

1 ноября 1937 года состоялось торжественное открытие Музея Максима Горького (улица Воровского, д. 25а).

12 июля 1939 года в Филях открылся музей-памятник «Кутузовская изба».

На улице Горького, в доме 14, где жил писатель Н.А. Островский, 21 октября 1940 года открылся музей автора романа «Как закалялась сталь».

Перед Великой Отечественной войной в Москве работали еще несколько музеев. Музей народов СССР (Воробьевское шоссе, д. 2), посвященный «достижениям социалистического строительства в братских союзных республиках». Центральный религиозный музей (Каляевская улица, д. 23), рассказывающий об истории религии и атеизма. Музей антропологии (Моховая улица, д. 11) — об эволюционной теории и происхождении человека. Музей мозга при Институте мозга (Померанцевский переулок, д. 6), где экспонировались препараты и материалы по эволюции нервной системы, начиная с беспозвоночных и кончая человеком. Зоологический музей (улица Герцена, д. 6), как и в дореволюционные годы, демонстрировал главным образом чучела животных со всего мира.

В первые десятилетия советской власти скончались известные московские музейные работники:

— 9 октября 1928 года скончался основатель Политехнического музея, Герой Труда, профессор Петр Петрович Петров (родился в 1850 году). Его похоронили на кладбище подмосковного села Владыкина.

— 7 июня 1929 года в деревне Горки близ железнодорожной станции Апрелевка Московской железной дороги скончался основатель и директор Государственного театрального музея Алексей Александрович Бахрушин (родился 19/31 января 1865 года). Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

— 30 марта 1932 года скончался всеми забытый, беспомощный и слепой бывший купец и коллекционер Дмитрий Иванович Щукин (родился в 1855 году). Его похоронили на Миусском кладбище. Могила утеряна.

Продолжение следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0