Книгоноша

Павел Пясецкий

Путешествие по Китаю в 1874–1875 гг.

В 1874 году врача (и вольнослушателя Императорской Академии художеств) Павла Яковлевича Пясецкого отправили в составе экспедиции в Китай. На досуге он рисовал с натуры и делал записи, собирая зоологическую, минералогическую, ботаническую и этнографическую коллекцию. Так возникла красочная и достоверная хроника тогда еще малоизвестного для русских и европейцев Китая.

Книга Пясецкого, изданная в Санкт-Петербурге в 1880 году, была переведена на несколько европейских языков, и удостоена золотой медали Императорского Русского географического общества как один из впечатляющих примеров путевых заметок.

На протяжении почти 20 месяцев Пясецкий делал рисунки, панорамные зарисовки, видовые и жанровые акварели, и записи, посвященные Китаю, Сибири и Монголии. В тексте описаны обычаи и традиции китайцев, быт их небольших селений и крупных городов, отношение к чужакам и местные суеверия, древние памятники архитектуры и даже нравы тогдашней китайской бюрократии.

«Наконец перед нами открылась длинная улица предместья Пекина, Дан-По, широкая, просторная, но очень грязная по причине недавних дождей. А в глубине ее явилась и величественная стена столицы, с возвышающимся над нею огромным и оригинальным бастионом. Въехав в улицу предместья, я сразу почувствовал резкую перемену в воздухе, который здесь наполнен такими противными испарениями, что было бы хорошо на время потерять обоняние. Зато какая любопытная картина для глаз, какая невообразимая пестрота! Китайцы, почти исключительно мужчины, в белых одеждах, полуголые или почти голые, снуют во всех направлениях. Разного возраста дети, старики, нянчащие ребят, ослы, лошади, мулы — все слилось и толчется на месте или движется с шумом и гамом. Всюду лавки с разным товаром, от каменного угля, гробов и мяса до предметов туземной роскоши. Дымятся харчевни и кузницы…»

После возвращения в декабре 1875 года в Санкт-Петербург, Пясецкий, как отмечено в его записках, привел в порядок свои рисунки и по требованию военного министра Д. А. Милютина представил их на «Высочайший смотр императору Александру II в Зимнем дворце». А через несколько месяцев исполнил свою первую панораму (из двух частей) — «стоаршинный акварельный рисунок, изображающий путь из середины Китая до западносибирской границы России».

Алекс Громов