Пятая колонка

Ю. Несбё

И прольется кровь

Когда я брал в руки эту книгу, мне бы в голову не могло прийти, что захочется ее отрецензировать. Обычное предубеждение, стойко присутствующее в российском литературном мире – триллер не может быть произведением искусства. Более того, у нас как-то сложилось мнение, поддерживается оно широким кругом литературных деятелей средней руки, более того, это вроде как важное правило, чуть ли не закон существования литературы. Формулируется он так: настоящая, важная книга ни в коем случае не должна быть детективом, триллером, то есть высокой прозе противопоказан занимательный сюжет как таковой. То есть, ей запрещено быть интересной. Признак серьезной книги – легкая занудность изложения, значительный объем, обязательно очень значительная, важная тема. Не дай Бог, если читатель станет хохотать во время чтения, значит – дешевка.

Удивительное дело – нынешний читатель, чуя, очевидно это мнение «профессионалов», тоже делает постную физиономию во время социологического опроса, и никогда не признается, что ему нравится что-нибудь интересное. Если проговоришься, что ты в восторге от «Трех мушкетеров» или «Гиперболоида инженера Гарина», вроде как выставишь себя в глупом виде.

А, между тем, среди безусловной, самой отборной отечественной классики сплошь книги остросюжетные, романы действия, тайны и интриги. Куда ни кинь: «Пиковая дама», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Герой нашего времени». Вообще, такое впечатление, что нынешние ценители ведут свое происхождение только от одной линии — «Господ Головлевых». Но в отличие от Щедрина, который писал тяжко и безысходно, но очень мощно и талантливо, они позволяют себе и тяжесть и безысходность и скуку и назидательность, но только без тени таланта.

Кстати, о факторе темы. Тема войны, особо Великой Отечественной, это священная корова. Книга о войне всегда считается серьезной, даже если написана отвратительно. А если книга, написана блистательно, как «Момент истины» Богомолова, произведением серьезным не считается, поскольку – по форме триллер. Один из лучших романов о войне в нашей литературе, стоит как бы под знаком вопроса у солидных ценителей.

Вот и роман «И прольется кровь» (Боже, что за название – пошлость!), написанная норвежским рокером, не вызовет интереса у любителей важных, судьбоносных книг. И Бог с ними. На самом деле мы тут сталкиваемся с волшебным литературным фокусом, в триллерную обертку упрятан роман о любви, причем о любви счастливой, но прошедшей на протяжении каких-нибудь ста пятидесяти страниц, через самые невероятные испытания. Герой наемный убийца-неудачник, вернее даже, человек, которого по ошибке приняли за киллера, и поручили убийство за деньги. Поскольку ему открыли план заказа, деваться ему некуда. Надо убивать. А он не хочет. Отказаться – убьют его. Он мчится на крайний север Норвегии, где пытается схорониться среди местных жителей — саамов. Кстати, по ходу очень острого, завораживающего сюжета, дается сочный, с множеством характерных деталей быта, с галереей характеров местных обитателей очерк саамской жизни. Само по себе очень интересно, причем это все на фоне картин тамошней природы, выписанной с огромной любовью и внимательностью к мелким изменениям неброского ландшафта.

Одного этого достаточно для немалого значительного, серьезного романа. А тут вам еще и убедительная картина, так сказать, путешествия в веру. Дед главной героини — глава местного сообщества христиан особого толка, с другой стороны совершенно неверующий главный герой; Ульф-Юн уходя от преследования посланных на его поиски убийц, находит не только любовь в северном краю, но и обретает веру. И все это без ужимок, без натяжек, без неубедительных психологических наворотов.

В конце концов, любовь и вера становятся спасителями героя в его столкновении с главой наркомафии из Осло. Звон колокола местной церкви предупреждает скрывающегося в тундре героя – за ним пришли. Звонил его возлюбленная.

Жаль, пришлось рассказать часть сюжета, но эту книгу можно читать с огромным удовольствием, даже уже зная, все закончиться хорошо. В этом тоже ноу-хау: кровавый триллер – по ходу полно жутких событий – заканчивается все как в сказке, счастливо.