Пятая колонка

Борис Акунин

Планета Вода: Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке

Последние лет десять известнейший, популярнейший автор Борис Акунин пишет все хуже и хуже. Спросите любого, кто хоть как-то в теме, все согласятся. Одни со злорадством – Акела промахивается, с каждым разом все более позорно, другие с горечью –  многие благодарны этому писателю за его начальные книги в черных стильных обложках, и с неожиданным новым героем – Эрастом Фандориным.

«Внеклассное чтение», «Ф.М.», «Голубь и ласточка» не говоря уже про  «Шпионский роман», про «Красного петуха», про серию длинных, нудноватых выдумок под женско-мужскими псевдонимами, и гомерическую «Аристономию», (я не назвал и половины, наверно книжных продуктов на этом прилавке) – этот поток  наводит на мысль -  прорвало плотину в довольно затхлом пруду.

Но я здесь не ругаться на Акунина наладился – какой смысл. Ради одного наблюдения я это пишу, кстати,  не мной впервые сделанного. Самое большое достижение писателя  - это не стиль, не сюжет, не тема, разумеется, главное – герой. Создал героя, а это происходит только чудесным, абсолютно неисповедимым образом и ты навсегда победитель.

Шерлок живет отдельно от Конан Дойля, Обломов от Гончарова, даже про Муху Цокотуху слыхали те, кто не вспомнит, кто такой Чуковский, не Маршак ли он или Михалков.

Фандорин персонаж очень сочиненный, надуманный, состоящий из множества искусственных деталей – никогда не проигрывает в азартные игры, например, - но оживший.

А если у тебя есть такой персонаж-ферзь, тебе можно все.

И вот рецензируемая книга: Фандорин погиб в предыдущей – «Черный город», но не возникает никаких возражений – настоящий литературный персонаж бессмертен.  Первая повесть, давшая название книге, нагромождение фантастических несуразностей про подводные города сто лет тому назад, подобные и при сегодняшнем уровне технологий не под силу  возвести, ни Америке, ни Китаю, ни Германии. А следишь за событиями, и следишь только потому, что Фандорин. Ну, и спутник его японский, такие герои выдумываются по принципу «два в одном», закон жанра.

Да и две другие вещицы «Парус одинокий» и «Куда ж нам плыть» вполне  читабельны, почти в том же благодарном смысле как и первые книги черной серии. Ничего не расплывается как тесто, есть всему незаметно внедренная мера – опять же, думаю, главный персонаж. Одно его присутствие в замысле, сообщает тексту некую сюжетную выправку.

Интересно, однако, сколько автор будет хвататься  за эту соломинку – своего Эраста,  без него романы Акунина -  омуты  бесформенной, занудной, якобы динамичной болтологии.