Уединенное безмолвие Святого Духа Параклита

Мужская общежительная пустынь Святого Параклита — удаленный от основного монастыря скит Троице-Сергиевой лавры, монашеское поселение, созданное для уединения отшельников, находящееся в безлюдном месте. В настоящее время расположен в поселке Смена Сергиево-Посадского района Московской области. «Параклит» в переводе с греческого языка означает Дух — Утешитель. В большинстве древних Евангелий слово «Параклит» не было переведено.

Еще царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50, 12–14).

О Духе Святом говорит Иисус Христос: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...» (Ин. 15, 26).

Дух Святой наставляет на путь истинный: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит нас на всякую истину: ибо не от Себя говорить, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам...» (Ин. 16, 13).

Он учит: «...Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26).

Дух Святой обличает: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня...» (Ин. 16, 8, 9).

О Дарах Святого Духа рассуждает апостол Павел в первом послании к коринфянам, в главах 12–14: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

«Иоанн (Креститель) всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).
 

Основание пустыни

В 1857 году императором Александром Николаевичем в связи с рождением сына, великого князя Сергия Александровича, даровано было Свято-Троицкой Сергиевой лавре значительное количество десятин леса.

Тогда же неподалеку от Гефсиманских пещер начала устраиваться Киновия Боголюбивой Богоматери юродивым Филаретушкой, в будущем схимонахом Филиппом (в миру Филиппом Андреевичем Хоревым), родившимся 9 ноября 1802 года во Владимирской губернии. Когда же появилась необходимость проложить дорогу от Киновии до пещер, где находились кельи пустынников, опасаясь того, что их уединение будет нарушено, наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний предложил этим старцам переселиться в лес, на подаренную государем землю.

Пустынники попросили показать им безмолвное место для переселения.

Летом 1858 года архимандрит Антоний со старцами, иеросхимонахами Илларионом, Феодотом и иеромонахом Агапитом, отправился в лес для строительства келий. Место выбрано было так, чтобы более чем на две версты не было деревень и сел. Поодаль располагалась деревня Березняки, упоминаемая в ХVI веке, и село Дерюзино, переданное в Сергиеву обитель Косьмой Яковлевичем Ворониным как Косьминую пустошь, утвержденную великой княгиней Софьей Витовтовной в 20–30-х годах XV века. В 1467–1474 годах на этой пустыне основан Никола Святый в Дерюзине монастырь, который просуществовал до 1562 года.

Более чем через 300 лет вблизи упраздненного Никольского монастыря основывается пустынь Святого Духа Параклита. Сначала это были три кельи без церкви. Позже была построена часовня, где старцы собирались для молитвы лишь в воскресные дни и двунадесятые праздники. На тот момент в пустыни жили семь старцев.

В 1861 году на средства купца Ивана Кирилловича Королева на месте часовни была построена двухэтажная крестообразная церковь Святого Духа Параклита с нижним храмом Крестителя Господня Иоанна (архитектор П.Я. Миронов; по другим сведениям, И.Малышев). К церкви была пристроена деревянная звонница. С возведением храма возросло и число братии обители: до 12 человек монашествующих и стольких же послушников. Верхний храм Святого Духа был освящен 2 июля 1861 года митрополитом Филаретом. Храм расписан иконописцем Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонахом Симеоном.

Нижний храм Крестителя Господня Иоанна освящен 16 марта 1862 года, в память третьего обретения Главы Иоанна Предтечи, наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Антонием. Храм расписан в 1878 году мастерами московского иконописца Павла Николаевича Щепетова. Вся церковная утварь здесь из дерева работы иеросхимонаха Иоанна. В скиту по правилам митрополита Филарета не допускалось употребление предметов из драгоценного металла. В этой церкви погребены благотворитель обители Иван Королев и его супруга Екатерина. С правой стороны от входа в предтеченскую церковь надгробный камень указывает место погребения бывшего на покое в скиту Угрешского игумена Илария, в схиме Илии. Пустынь известна своими правилами: первое предписывает причащение братии каждый месяц, а в силу второго в обитель не допускались женщины. Украшением пустыни является колокольня, построенная в 1896–1898 году по проекту А.А. Латкова.

Колоколов на колокольне очень немного, и все вместе имеют вес около 80 пудов. При настоятеле пустыни иеромонахе Нифонте, в 1892 году, пожертвован в пустынь проживающим в пустыни на покое иеромонахом Даниилом (бывшим начальником пустыни) колокол весом 116 пудов 10 фунтов, стоимостью 2000 рублей, отлитый на Московском заводе Финляндского; на колоколе по сторонам в круглых рамках литые изображения Святой Троицы, третьего обретения Главы Иоанна Предтечи, св. преподобного Сергия и св. пророка Даниила, несколько ниже оных изображены государь император Александр III и его августейшее семейство; вверху колокола по черной ленте вылиты слова: «Благовествуй земле радость велию», а внизу колокола литыми словами надпись: «В пустынь Параклита отлит ceй колокол в лето от Р.X. 1892-е усердием иеромонаха Даниила в память чудесного спасения жизни государя императора Александра III с его августейшим семейством 17 октября 1888 года».

Колокол этот по своему объему и тяжести не мог быть помещен на колокольне, скромной размером, и повешен на столбах, утвержденных вне колокольни, напротив церкви.
 

Основатели пустыни

Пребывание Иисуса Христа в пустыне в течение 40 дней стало прообразом отшельничества. Такой подвиг в христианстве распространен с III века. Известными отшельниками были Антоний Великий, который и является основателем отшельнического монашества, Антоний Печерский, основатель русского монашества, Макарий Великий, Пахомий Великий, Сергий Радонежский и многие другие подвижники.

Отшельник занимается «умным деланием», состоящим из творения молитвы, сосредоточивающей ум, и внутреннего непрестанного внимания, «трезвения», обеспечивающего чистоту молитвы. Так приобретается духовный опыт — от покаяния и борьбы со страстями до бесстрастия и созерцания нетварного света.

Основателями пустыни Святого Духа являются три старца, ушедшие с архимандритом Антонием в лес для уединения. Один из них — иеросхимонах Иларион, прибывший из Молдавии в Россию в 1843 году. Определен в братство Спасо-Вифанского монастыря; в 1845 году пострижен в монашество с именем Макария, а в 1848 году — в схиму с именем Иларион. В 1864 году переселился в пустынь Параклита. Примечательна его жизнь тем, что, бывши рьяным старообрядцем, он стал покорным служителем Православной Церкви. Он был учеником молдавского старца — раскольника Феодосия. Внешний вид о. Илариона был суров, но душа его отличалась незлобием и детской простотой. Старец с любовью беседовал о спасении души, о борьбе с помыслами и страстями, всегда опираясь на Священное Писание.

Еще одним старцем, ушедшим в уединение, был иеросхимонах Феодот (8/21 марта 1873), в миру Феодот Захарьевич Кольцов, поступивший в Оптину пустынь в 1834 году. В 1841 году он был пострижен в монашество с именем Филарет и назначен сборщиком; потом рукоположен во иеродиакона, а в 1849 году — в иеромонаха. Отличительными чертами его были преданность старцу и трудолюбие. В 1851 году он перешел в Гефсиманский скит, что при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Здесь по благословению преосвященного митрополита Филарета, полюбившего простодушного старца, он в 1852 году был пострижен в схиму и назначен духовником всей братии. Прожив лет семь в скиту, отец Феодот пожелал совершенного безмолвия и удалился с другими двумя иеросхимонахами, Иларионом и Александром, в глубину леса, за пять верст от Гефсиманского скита. Отец Филарет был назначен начальником пустыни Святого Параклита. Но, пожив здесь года четыре, он пожелал опять возвратиться в Оптину пустынь, где почил мирной кончиной 8 марта 1873 года.

Третьим старцем, последовавшим за архимандритом Антонием, был иеросхимонах Александр (Стрыгин) (1810–1878). Он был из козельских казаков. В 1838 году поступил в Оптину пустынь, под руководство иеросхимонаха Льва (в миру Леонида Наголкина), удержавшего его от намерения юродствовать, а затем перемещен в малоярославский Николаевский Черноостровский монастырь, где был пострижен в монашество с именем Агапит. В 1849 году его перевели в харьковский архиерейский дом. Там он был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха и назначен экономом. Он подал прошение об отпуске на богомолье и в 1851 году отправился в недавно созданный близ Троице-Сергиевой лавры Гефсиманский скит. Там Агапит некоторое время продолжал священнослужение, а позже построил келью, чтобы проводить жизнь в подвиге безмолвия. В 1858 году вместе с другими старцами он переселился в глубь леса, где они построили часовню и кельи, то есть ими было положено начало устройства пустыни Святого Духа Параклита. В 1860 году на него возложена схима с именем Александр. А в 1861 году по просьбе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Антония, своего духовного отца, Александр Гефсиманский переселился обратно в скит для духовного окормления молодых насельников. С 1860 по 1862 год старец провел в Параклите безмолвную жизнь, но вернулся в скит по состоянию здоровья. До самой смерти он подвизался в затворе. 7 февраля 1878 года тихо отошел ко Господу.
 

О живших в Параклите

В любимой обители, пустыни Святого Параклита, мечтал поселиться архимандрит Товия, в миру Трофим Тихонович Цимбал (1836 года рождения), начинавший свой путь в Святых горах Харьковской епархии и переселившийся в Троице-Сергиеву лавру в 1861 году, а с 1893 года определенный наместником московского Чудова монастыря, в 1893 году был пострижен в схиму в Параклитском скиту и устроил себе там келью. В начале 1903 года он был назначен настоятелем московского Знаменского монастыря, а в 1904 году определен на должность наместника Троице-Сергиевой лавры. 7 марта (20 марта по н.ст.) 1916 года архимандрит Товия скончался. За два года до смерти он составил завещание, в котором просил похоронить его рядом с отцом в скиту Параклит.

Преподобномученик Владимир, в миру Георгий Нилович Волков, родился 21 апреля 1878 года в деревне Малые Палатки Гжатского уезда Смоленской губернии. После службы в армии, до 1905 года, он пришел к окончательному решению оставить мир. В 1906 году он поступил на послушание в пустынь Параклит при Троице-Сергиевой лавре. 15 июля 1909 года Георгия Ниловича постригли в монашество с именем Владимир. В пустыни он проходил послушание хлебника, синодичного и писаря. В 1912 году монаха Владимира перевели в Троице-Сергиеву лавру и назначили смотрителем типографии. После закрытия лавры он служил в разных приходских храмах. В 1931 году его возвели в сан игумена, в 1932 году — в сан архимандрита. 27 февраля 1938 года отца Владимира арестовали и заключили в тюрьму города Можайска. 7 марта 1938 года «тройка» НКВД приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 25 марта 1938 года. Похоронили архимандрита Владимира в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученик Серафим (Крестьянинов) родился 25 сентября 1875 года в селе Саликове Подольского уезда Московской губернии, при крещении был наречен Сергеем. В 1910 году Сергей поступил послушником в Гефсиманский скит при Троице-Сергиевой лавре, где принял постриг с именем Серафим. В 1926 году он перешел в пустынь Параклита, Святого Духа Утешителя. В 1935 году отец Серафим был возведен в сан игумена, а через два года, 26 ноября, был арестован Загорским отделением НКВД и заключен в Таганскую тюрьму. 7 декабря 1937 года «тройка» НКВД приговорила игумена Серафима к расстрелу. Отец Серафим был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Из дневников архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского) (1851–1919) мы узнаем о послушнике пустыни Святого Духа Стефане, любимце всей братии, послушание которого было делать грабли и топорища. Скончался он 17 февраля 1877 года в пустыни Святого Параклита. Известно и о рясофорном послушнике Георгии (Родионове). Он был свечником и старшим трапезником. Всегда был ответственным и благоговейно относился к службе и своему послушанию. Другой юный послушник, Петр, поступил в пустынь Святого Духа в то время, когда там подвизался схимонах Онуфрий, и просил принять его под свое руководство. Юноша с покорностью соблюдал правила, держал строгий пост.

Схимонах Стефан (в монашестве Савватий), также являвшийся насельником пустыни Святого Духа, был хорошим садовником. До пострига в великую схиму, в 1896 году, тайно носил вериги и власяницу. Многие обращались к нему за советом. Особенно он любил учить послушанию воле Божьей и считал это главным обстоятельством для спокойствия души. О. Савватий был наделен даром прозорливости. Скончался 21 июля в 1899 года, на 73-м году жизни.

Монах пустыни Св. Параклита Пимен, в миру Тимофей Чугунов, раньше занимался в Туле сапожным ремеслом. Узнав, что у него неизлечимое заболевание, в 1882 году поступает в пустынь и назначается на послушание в сапожной мастерской и канонархом. Несмотря на сильно мучившую его болезнь, выстаивал все службы.

Иеромонах Венедикт, в миру Василий Сахаров, с усердием проходил все послушания, канонаршил и был удостоен священного сана. Прожил 20 лет в скиту Святого Параклита.

Иеромонах Иннокентий бежал в пустынь от городского соблазна, около 30 лет он был там уставщиком.

В рассказе о двух друзьях-воинах архиепископ Никон описывает полковника Николая Ивановича Степанова и фельдфебеля Петра Павловича. Они вместе служили и защищали отечество в дни Севастопольской осады. По окончании военной службы Петр Павлович поступил в послушники в пустынь Святого Параклита. А полковник получил место смотрителя детского приюта, но часто навещал своего друга и вскоре тоже переехал в пустынь. Он очень полюбил обитель и называл ее земным раем.

Любил бывать здесь еще юношей будущий протоиерей Николай (Голубцов).

В 1897 году в пустынь переехал священник Федор Соловьев, в будущем старец Алексий Зосимовский.

В 28 марта 1913 года в скиту Параклит был пострижен в монашество будущий митрополит Иларион (Троицкий), о чем сам владыка потом с любовью вспоминал.

4 октября 1927 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, в пустыни Святого Духа Параклита был пострижен в мантию семнадцатилетний инок Платон, будущий патриарх Пимен (Известков). Постриг совершил игумен Агафодор (Лазарев) с наречением имени Пимен, в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого.

В это время в Параклите подвизались архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой лавры, игумен Михей (Владимирский), духовник братии, другие насельники обители преподобного Сергия.

«В одном из самых уединенных скитов лавры, — вспоминал Святейший Патриарх, — в пустыни Святого Духа Параклита, состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, “вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу”. Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу...»

Так в почти безызвестную пустынь Параклита идут искать душевного мира, спасения и уединения многие подвижники Церкви Русской.

В советский период в пустынь съезжались монахи из лавры, к тому времени уже закрытой, и других монастырей. Закрыли скит в 1927 году. Позже обитель упразднили и в ней поместили сельскую школу, затем клуб, который находился в верхнем храме, со сценой в алтаре, до середины 60-х, а в нижнем — овощехранилище.

В выпуске № 1 от 1930 года «Вокруг Москвы. Экскурсии», составленном Д.М. Баниным, указывается, что к этому времени Параклит был упразднен и организован крупный колхоз «Смена».

Лишь в 1992 году Параклитова пустынь была возвращена Церкви.

Восстановлением скита занимался игумен Борис (Храмцов).

В настоящее время восстановительные работы продолжаются под руководством настоятеля скита архимандрита Луки (Ионова).







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0