Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Русская Анна из Киева

Светлана Георгиевна Замлелова родилась в Алма-Ате. Окончила Российский государственный гуманитарный университет. Кандидат философских наук (МГУ имени М.В. Ломоносова). Автор романов «Блудные дети», «Скверное происшествие. История одного человека, рассказанная им посмертно», «Исход», философской монографии «Приблизился предающий... Трансгрессия мифа об Иуде Искариоте в XX–XXI веках», книг «Гностики и фарисеи» (рассказы и повести), «Разочарование» (рассказы и фельетоны), «Нам американцы объявляли санкции», «В переплете» (сборники статей), «Французские лирики XIX века» (переводы французской поэзии), «Посадские сказки», «Эдуард Стрельцов: воля к жизни» и др. Отмечена благодарностью министра культуры РФ. Член Союза писателей России и Союза журналистов России. Живет в Сергиевом Посаде.

Многие беды постсоветских стран связаны, среди прочего, с отторжением своего прошлого и нежеланием принять себя как есть — без надуманных обвинений, без роли жертвы и, конечно, без переписывания истории в стиле фэнтэзи. Разумеется, закопёрщиками в этих войнах с историей остаются облеченные властью проходимцы. Но поскольку обывателя, как показала недавняя «пандемия», можно убедить в чем угодно, то байки про большевиков с атомной бомбой, или многовековую государственность казахов, или прародителей человечества украинцев-ариев довольно быстро становятся верой и убеждениями миллионов. А заодно — поводом для ненависти и началом саморазрушения.

Во всяком случае, на Украине все начиналось с милых глупостей, превращавшихся, по мере того как их создатели входили во вкус, в чудовищные, пугающие масштабами невежества и злобы выдумки. Несколько лет назад президент России, находясь с визитом в Париже, сказал о давних связях между Россией и Францией. Речь, разумеется, шла не о Березине или Бородине, но о поездке во Францию Петра I и, конечно, об Анне Ярославне — королеве Франции.

Что тут началось! Украинские патриоты, включая чиновников самого высокого уровня, принялись так громко фыркать, что бедная Анна Ярославна перевернулась в гробу. Суть же претензий сводилась к тому, что, как написал тогда заместитель главы администрации президента Украины Дмитрий Шимкив, «Анна Киевская, королева Франции, из Киева, не из Москвы (в то время Москва даже не существовала)».

История оказалась дамой весьма капризной, не терпящей насмешек и небрежения. И главное — способной за себя отомстить, что мы и видим на примере Украины. Но поскольку у незалежных историков выявились поклонники и в России, то не стоит, пожалуй, отмахиваться от абсурдных заявлений киевских чиновников. Чтобы, не ровён час, не узнать о себе много интересного и нового в один прекрасный день и не броситься на этом основании в объятия какой-нибудь очередной семьи народов.

Так чьих же будет Анна Ярославна? Прежде всего, это младшая из трех дочерей князя Ярослава Владимировича и Ингигерды Шведской, дочери короля Швеции Олафа Шётконунга. Как видим, Анна Ярославна — частично шведка, поскольку шведом был ее дед по матери, а вот бабушка Эстрид была полабской славянкой. И если пускаться в выяснения состава кровей, то можно прийти к нежелательным и неожиданным выводам. Поэтому лучше оставить это увлекательное занятие и посмотреть, из какого государства уехала Анна Ярославна править французами.

Отец Анны, князь Ярослав, княжил в Ростове, в Новгороде и в Киеве. То есть на территории современной России и современной Украины. Но если с основанием Новгорода и Ростова все более или менее ясно, то вокруг Киева опять сплошной туман. Годом основания Новгорода считается 859-й, Ростова — 862-й. Когда был основан Киев, никто толком сказать не может, точнее, по сей день ведутся споры между поклонниками арийской Украины и сторонниками здравого смысла. По мнению первых, Киев был основан в 482 году. Но, правда, если немного углубиться в вопрос, то можно выяснить, что дело не в летописном упоминании или ином каком-то документальном свидетельстве. Просто на территории города были обнаружены... остатки четырех, кажется, жилищ и осколки керамики. Одно из жилищ историки отнесли к так называемой пражской культуре V–VI веков. На этом основании решено было считать появление Киева в V веке. А год выбрали, скорее всего, потому, что фрагмент Повести временных лет 882 года сообщает: «И седе Олег княжа в Кыеве, и рече Олег: “Се буди мати градом Русьскым”». Кстати, именно «Русьскым», а не украинским. Никаких других причин, кроме ровного счета и желания подогнать дату под V век, не существует, чтобы так точно указывать год основания Киева.

В 1882 году журнал «Киевская старина» выступал с инициативой отметить 1000-летие города. Но в советское время просто подарили «братскому народу» как сам Киев, так и лишние 400 лет истории. Чтобы было чем гордиться. Правда, «братья» не оценили фамильной щедрости и по сей день вопят, что-де Москвы в то время не было, а потому от зависти Россия украла у Украины сотни лет. Словно нет у России ни Новгорода с Ростовом, ни Старой Ладоги, основанной в 753 году. Не говоря уже об Аркаиме. Но если в разговоре с укро-патриотом сослаться на Новгород или Ростов, он искренне удивится: при чем тут Москва? Потому что в сознании свидомого украинца история России — это история Москвы. Когда же намекаешь, что новгородцы, ростовчане, киевляне, а потом и москвичи говорили на одном языке, у незалежных патриотов случается сбой программы. Кроме того, укроисторики почему-то упускают из виду, что в X веке Шведское королевство было, а Стокгольма не было. Германия была, а Берлина не было. Норвегия была, а Осло не было! То же самое можно сказать и про Данию с Копенгагеном. Но, конечно, самое удивительное, что даже Санкт-Петербурга в те далекие времена не существовало.

Версия о более позднем появлении Киева поддерживается сегодня даже украинскими историками и археологами, вынужденными признать, что Киев стал городом, а не случайной стоянкой на отрезке VIII–X веков. К слову, на месте Москвы, ведущей свой отсчет от первого письменного упоминания в 1147 году, тоже находили обломки керамики и прочие признаки человеческого присутствия. Однако это не стало поводом приплюсовывать городу лишние века и намекать на появление здесь жизни до сотворения мира.

Если же встать на здравомысленную точку зрения и принять, что самое разумное считать годом основания Киева 882-й, то история обретает цельность и закономерность. Исчезает прародина человечества, тают невесть откуда взявшиеся города посреди безлюдной местности. Зато вырисовываются последовательность и логика событий. И нет более ничего удивительного в том, что, прежде чем стать князем Киевским, Ярослав княжил в Новгороде и Ростове. И сыновья Ярослава княжили в Новгороде. Возможно, в Новгороде родилась Анна Ярославна. Во всяком случае, источники расходятся в датах и месте ее рождения. Одни называют 1025 год, другие — 1032-й, третьи — 1036-й. Место рождения — либо Новгород, либо Киев.

После смерти князя Владимира между его сыновьями началась борьба за великокняжеский престол в Киеве. Ярослав одержал верх в этой борьбе. Как известно, время правления Ярослава Мудрого — время процветания Руси. При нем в Киеве были построены Софийский собор и Золотые ворота, начато строительство Киево-Печерского монастыря. В Новгороде также возвели собор Святой Софии. Ярослав собрал большую библиотеку. При нем возникли новые города, Церковь получила независимость от Константинополя, появился знаменитый свод законов Русская Правда. Словом, это был просвещенный правитель. Неудивительно, что и дети его были недурно образованы по тем временам. К тому же Ярослав стремился укреплять связи Руси с другими государствами через брачные союзы. Сестра князя была выдана замуж за польского короля Казимира. На сестре Казимира женился сын Ярослава — Изяслав. Другой сын, Всеволод, взял в жены дочь византийского императора. Старшая дочь Ярослава, Анастасия, стала королевой Венгрии. Вторая по старшинству дочь Елизавета — королевой Норвегии, а по одной из версий, еще и королевой Дании, правда, во втором замужестве. Самая известная благодаря литературным произведениям и кино княжна Анна Ярославна вышла замуж за короля Франции.

Овдовевший король Генрих I сам посватался к Анне, желая не просто породниться с Киевским князем, но и укрепить связи с Венгрией и Норвегией. В Киев отправилось посольство с богатыми дарами. Прибывших в Киев посланников выехал встречать брат Анны Всеволод Ярославич, приветствовавший гостей на латыни. Анна отправилась во Францию, в Реймс, город, где короновались французские короли. Здесь были организованы сразу три церемонии — свадьба, коронация и помазание на царство, что давало Анне Ярославне право участвовать в государственных делах. На брачном контракте Анна подписалась собственным именем, король же поставил крестик. Присягать на латинской Библии Анна отказалась и принесла свою клятву на славянском Евангелии. До сих пор идут споры о том, было ли Реймсское Евангелие привезено Анной, или же она привезла с собой другую книгу. Как бы то ни было, в библиотеке Реймса хранится церковнославянская рукопись, первые шестнадцать листов которой написаны кириллицей и относятся к XI веку. Еще одной реликвией, связанной с именем Анны Ярославны, был большой гиацинт или рубин, полученный ею в приданое и привезенный во Францию. Внук Анны, Людовик VI, поместил камень в сокровищницу королевского монастыря Сен-Дени. В XII веке гиацинт был вправлен в королевскую корону, использовавшуюся при коронации. В XVII веке в описи сокровищницы была сделана такая запись: «Корона того же св. Людовика из цельного золота, украшенная очень крупными жемчужинами, между которыми один рубин, стоимостью в сто тысяч экю, в который св. Людовик вправил шип из венца Господа нашего». После Французской революции след камня потерялся.

Об Анне Ярославне написано несколько книг и множество статей. Однако не вся информация вызывает доверие. Можно, конечно, из патриотического чувства заняться противопоставлением достоинств Анны множественным недостаткам ее супруга Генриха и французской знати. Но дело в том, что некоторые утверждения можно подтвердить фактами, а некоторые остаются неподтвержденными. Например, в Интернете можно наткнуться на споры о взглядах на чистоту и гигиену славян и французов. Поклонники Европы конечно же уверяют, что поскольку Франция была частью Римской империи, а где римляне, там непременно бани, то и в Париже бань было поболе, чем в Киеве. Однако Рим — это одно, а вот окраины Римской империи, заселенные тогдашними варварами, — это совсем другое. И наличие в Риме терм вовсе не говорит о том, что галлы или германцы совершали ежедневные омовения. Нечистоплотности тогдашних европейцев и грязи на их улицах и в их жилищах есть немало подтверждений. Равно как и отсутствию у части европейцев печей. О холодных европейских домах и о бесполезности для обогрева жилищ каминов писал даже Ф.М. Достоевский.

Сохранился и документ, где рядом с крестиком, поставленным королем, стоит полноценная подпись королевы Анны. А вот повсеместно цитируемое письмо Анны Ярославны отцу вряд ли можно назвать подлинным. К большому сожалению, на это письмо ссылаются даже доктора наук, не уточняя при этом, где хранится документ, кем и когда был опубликован. Зато псевдописьмо изобилует приятными для русского уха и глаза подробностями: Анна ругает и французов, и Париж на чем свет стоит. Но если абстрагироваться от комплексов и желания «забить Мике баки», можно увидеть не только исторические несоответствия, но и заложенную неведомым автором издевку в текст лжеписьма. Документов XI века сохранилось, конечно, не так уж и много. Однако они сохранились и даже опубликованы, то есть с ними может ознакомиться любой желающий. Возьмем хотя бы Изборник 1076 года. Вот «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезные». Разумеется, текст приводится на современном русском языке: «Сын мой и чадо, приклони ухо твое, внимая отцу своему, изрекающему тебе спасительное. Чадо, приблизь разум сердца своего и внимай словам родившего тебя, ибо не во вред душе твоей, но ради укрепления разума. И к царству небесному поведут тебя. Отвори сосуд сердца, и пусть стекают туда слова слаще меда, которые смогут и оживить, и бессмертным явить тебя...»

А вот на русском же современном языке отрывок из так называемого письма Анны Ярославны: «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен! (Как вариант: “В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны”. — С.З.) Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут...»

Помимо того, что «князем всея Руси» начал величаться только Всеволод Ярославич, помимо того, что Анна Ярославна не могла называть себя фамилией Рюрикович, помимо того, что никаких чертежей в XI веке быть не могло — само понятие возникло гораздо позднее, — помимо всего прочего, стиль этого «письма» ничем не напоминает стиль XI века. Быть может, стилизация? Да, только стилизация документа совсем иной эпохи. Более, нежели, например, Изборник 1076 года, напоминает письмо Анны Ярославны другое известное письмо: «Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать <...> А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые...»

Мелодия и ритмика «письма» Анны очень близки чеховскому тексту. Но не мог образованный аристократ XI века писать как Ванька Жуков — полуграмотный мальчишка из века XIX! Оттого и выглядит это послание из глубины веков как издевка над доверчивым и обиженным русским народом. Ничего хорошего в копилку патриотического воспитания или гордости за страну такие подметные письма добавить не могут. Нет никакой нужды утешаться лживыми и подложными документами, когда существуют тысячи всамделишных поводов гордиться историей страны. Ту же Анну Ярославну помнят и чтут во Франции, где есть памятники королеве. На постаменте одной из фигур была надпись: «Anne de Russie Reine de France» — «Анна Русская, королева Франции». Правда, в 1996 году украинская община добилась замены слова «Русская» на «Киевская». Мы, конечно, поздравляем соседей с победой, но сути это все равно не изменит. Тем более что Анна еще и «Новгородская» по праву.

Анна Русская стала не только женой, но и матерью короля. Ее сын, Филипп I, правил Францией после смерти отца. Само имя Филипп тоже пришло во Францию с Анной. И впоследствии несколько французских королей сделались обладателями этого греческого имени. После смерти Генриха I Анна стала фактической правительницей Франции — ее сыну было всего 8 лет. Официальным регентом был назначен зять Генриха I, но имя королевы упоминается в двадцати грамотах малолетнего короля: «по совету возлюбленной матери нашей Анны», «при участии и по просьбе Анны, достопочтимой королевы и матери нашей». Помимо всего прочего, Анна была настоящей красавицей. И, думается, двое королей из династии Капетингов носили прозвище Красивый в том числе и благодаря своей русской прабабке.

Словом, русская княжна — красивая и умная, образованная и самостоятельная — сама по себе вызывает восхищение и чувство национальной гордости. И возня вокруг ее имени — будь то поползновения переписать историю и заставить новгородско-киевскую княжну стать какой-то «украинкой» или умиление фальшивыми письмами в стиле «на деревню дедушке» — занятие не просто недостойное, но и в высшей степени бессмысленное, поскольку повлиять ни на что не может. Увы, мы живем в эпоху борьбы с прошлым. Но победит в этой борьбе тот, кто первым одумается и поймет, что жизнь — это «миг между прошлым и будущим» и посвящать ее борьбе с призраками — значит превратиться в соляной столб.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0