Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Святые небесные заступницы белорусской земли

Женщины-христианки в Церкви и в общественной жизни всегда были образцами верности и любви, сострадания и повседневной заботы об окружающих. Многих они спасали своим молчаливым, заботливым, любящим присутствием и сердечным теплом. За двадцать столетий своего существования Церковь украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним. Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское. Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют. Поэтому не случайно слабые женщины не испугались, а шли за Христом до конца, шли, когда Его оставили все, кроме одного апостола. Не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня». В этих словах на все времена даровано женщинам предназначение: благовествовать о Воскресшем Господе. По пути, проложенному святыми женами апостольских времен, пошло множество христианок. Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Богу и ближним. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их благочестие, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Сами же жены-христианки в своей душе свято хранили слова апостола: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

На белорусской земле с самого начала существования на ней христианства просияло немало святых жен.

Духовное становление белорусского народа невозможно представить без великой молитвенницы, просветительницы и наставницы благочестия преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой. Одна из первых древнерусских святых, она пользуется особой народной любовью. Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была правнучкой святого равноапостольного князя Владимира. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтырь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к чтению сочеталась у нее с усердной молитвой. Юная полоцкая княжна стремилась подражать преподобной Евфросинии Александрийской (V век), которая также начала свой иноческий путь в двенадцатилетнем возрасте. Вероятно, именно в день памяти своей святой покровительницы Предслава, отвергнув предложение о браке, приняла постриг с именем Евфросиния. Князь сделал попытку убедить дочь вернуться к мирской жизни, но безуспешно. По благословению епископа Полоцкого Илии Евфросиния стала жить при Софийском соборе города Полоцка, где она проводила время в молитве и переписывании духовных книг. Около 1128 года по благословению епископа молодая монахиня, не взяв с собой ничего, кроме трех хлебов и нескольких книг, направилась к месту своего нового служения — в Сельцо, где вскоре ею был основан Спасо-Преображенский монастырь, в котором Евфросиния для многих стала наставницей и руководительницей. В обители преподобная создала женскую школу — одну из первых на Руси. В 1161 году на месте деревянной церкви обители был возведен новый, каменный храм, который сохранился до нашего времени. В него преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицей мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господня, выполненный по заказу ювелиром Лазарем Богшей. Однако судьба у этой реликвии загадочная: крест бесследно исчез, и до сих пор о его местонахождении нет никаких сведений. Приблизительно в 1155 году игуменья возвела еще одну церковь — Богородичную, при которой создала мужской монастырь. Заботилась она не только о насельниках монастырей. К преподобной Евфросинии приходили за советом и простые горожане, и знатные бояре. При решении политических проблем игуменья Полоцкая выступала как миротворец, как защитница своего народа. В трудные времена раздробленности Руси преподобная Евфросиния молилась о мире. Педагогическая деятельность великой подвижницы имела огромное значение для народного образования. На склоне лет преподобная совершила паломничество на Святую землю, ко Гробу Господню, где скончалась и была погребена в монастыре Святого Феодосия. Нетленные останки преподобной Евфросинии возвратились на белорусскую землю, в Полоцк, в апреле 1910 года. Преподобная Евфросиния Полоцкая — одна из первых канонизированных женщин в восточнославянских землях. Наш народ почитает эту святую как защитницу Беларуси, сердечно молящую за нас Господа.

София, княгиня Слуцкая, была одной из тех немногих земных властителей, кто отличался смирением и благочестивой жизнью. Своим твердым стоянием в православной вере она и сегодня служит примером своим соотечественникам. Святая праведная София происходила из древнего рода Олельковичей. Благодаря представителям этого рода на Слуцкой земле возводились православные храмы и монастыри. Рано осиротев, годовалая София стала богатой наследницей. В четырнадцатилетнем возрасте княжна согласилась на брак с Несвижским князем-католиком ради примирения двух враждующих шляхетских родов. Однако юная София проявила твердую волю: она решительно отказалась переходить в католичество и настаивала на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Позднее она смогла убедить своего мужа, который ее очень любил, исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении насильно принуждать православных к унии в их владениях. Влияние праведной княгини было столь велико, что даже ее муж впоследствии, уже после ее смерти, подтверждал своими грамотами, что православные храмы должны сохранять свободу своего богослужения и церковные правила в духе Восточной Церкви. Князь велел всем потомкам Радзивиллов сохранять православные храмы. И это неукоснительно выполнялось сотни лет. Святая княгиня София Слуцкая горела светом Христовым, и мир освящался вокруг нее. Ее свет остался путеводной нитью для потомков в веках.

Земной путь святой праведной Иулиании Ольшанской, которая жила в первой половине XVI века и была дочерью князя Георгия Ольшанского, одного из благотворителей Киево-Печерской лавры, является утверждением благочестия, душевного здоровья и целомудрия. Своих наследников Ольшанские князья воспитывали в милосердии и послушании. Юная княжна отличалась скромностью, любила книжные науки, с великой радостью посещала церковные службы в лавре. Святая Иулиания прожила немного лет, но, живя простой жизнью и соблюдая заповеди, достигла таких духовных высот, которых не достигают многие люди, прожившие долгую жизнь.

В ХХ веке, который стал очень тяжелым для белорусской земли по причине страшных трагедий, войн, репрессий и гонений на Церковь, Бог послал в утешение чудных подвижниц и молитвенниц.

Блаженная Валентина Минская запомнилась своим современникам как человек необычайной доброты, сострадательный, постоянно пребывающий в молитве. Еще при ее земной жизни не зарастала тропа к маленькому домику в деревне Коски, неподалеку от Дзержинска. Здесь несла блаженная Валентина свой подвиг молитвы и смирения. Матушку Валентину еще при жизни называли святой. С огромной любовью старалась она привить людям навык упования на милость Божью.

В тяжелые дни безбожия послужила Богу и людям преподобная Манефа Гомельская. Неся с детства крест тяжелого недуга, Мария силой веры, смирением, приветливостью и мастерством в швейном деле обратила на себя внимание в монастыре и позднее, получив благословение родителей, приняла постриг с именем Манефа. Постриг монахини в великую схиму совершил один из последних оптинских старцев схиигумен Макарий, который долго оставался ее духовным наставником. За душевную чистоту и жертвенность она получила от Бога дар прозорливости. Превозмогая тяжелую болезнь, многострадальная схимонахиня удивляла знавших ее людей высотой духа, великим необъяснимым терпением, благообразным смирением и, передвигаясь в коляске, не пропускала ни одной службы в храмах. Неисчислимы примеры прозорливости, молитвенной целительности и даже чудотворения преподобной Манефы.

Для православного христианина святые не только посредники между ним и Богом, это живые носители истинного христианства. Их жизнь и подвиг служат высоким нравственным примером. Жизненные пути святых угодниц проходили в разные исторические эпохи, что помогает раскрыть все величие и весь трагизм истории нашего Отечества: период междоусобных войн, унии, нападения захватчиков, гонения после революций. На протяжении тысячелетней истории христианства белорусские земли не раз меняли свои границы. Они входили в состав то Киевской Руси, то Великого Княжества Литовского, то Речи Посполитой, то, частично, в состав России. Поэтому в сонм белорусских святых входят подвижницы, послужившие Богу и Православной Церкви в белорусских землях, а также связанные с белорусской землей по месту своего рождения, служения и упокоения: благоверная княгиня Евпраксия Псковская, преподобная Харитина, княжна Литовская.

Как в мирные времена зримо проявлялись подвиги праведности и добродетели, так и в часы гонений совершались подвиги мученичества святых. Вера в Господа давала им силы претерпеть все испытания и с еще большим горением свидетельствовать о Христе и Его Святой Церкви.

Голоса святых праведниц продолжают звучать сквозь время и, достигая сердец соотечественников, вселяют в них надежду.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0