Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Как написать убедительный синопсис

Синопсис это короткий, содержательный рассказ о романе, призванный заинтересовать редактора или продюсера его содержанием. Из синопсиса должно быть понятно, о чем история, с чего она начинается и чем заканчивается. Оптимальный объем текста 2-3 страницы. Существуют по крайней мере два способа описания в синопсисе событий романа: репортерский и драматургический.

Репортерский описывает события по мере их поступления, например, героя послали туда-то, а там на него напало то-то и то-то, а герой как даст ему туда-то и туда-то…

Драматургический синопсис описывает конфликты как причину сюжетообразующих поступков героев. Например, хамоватый поручик Ржевский посылает самолюбивого поручика Азарова туда-то… Тот вызывает обидчика на дуэль, ранит в… Разжалованного в рядовые Азарова ссылают на Кавказ... Желая заслужить прощение, тот записывается в отряд охотников-пластунов, командиром которого неожиданно для него оказывается поручик Ржевский. И все завертелось… Если хочется узнать, что было дальше, то синопсис построен правильно.

Схема синопсиса романа в очень сильном упрощении выглядит так:

1. О чем роман? Например, о ежике, который заблудился в тумане или о хоббите, который превращается в урода и должен уничтожить кольцо власти, чтобы спасти себя и свой мир от гибели.

2. О ком роман? Герои как характеры, способные действовать и совершать неординарные поступки в драматических обстоятельствах. Кто антагонист главного героя, то есть кто будет препятствовать ему в достижении цели.

3. Сюжетообразующие предметы, например, деньги, артефакт или рукопись, которые переходят из рук в руки и соединяют эпизоды разных сюжетных линий. Такие предметы как бы сами становятся героями романа (например, кольцо власти Фродо, корабль «Арабелла» в «Одиссее капитана Блада», «Бумер» в одноименном фильме или золотой ключик в «Буратино».

4. Въезд в историю, завязка — событие, с которого начинаются сюжетные линии. Суть конфликта между героем и антагонистом: из-за чего пря, ссора, драка? Здесь возникает главная сюжетная проблема героя, которую тот должен решить в развязке-финале. Например, губительное действие кольца власти. Вместе с проблемой возникает Цель, которая будет достигнута в конце (уничтожение кольца власти), и Миссия героя (спасение мира).

5. Что происходит? Перипетии, то есть чередование, драматичная смена предложенных обстоятельств, в которых под давлением сюжетной угрозы (если это остросюжетка) в действии, поступках и событиях реализуются характеры персонажей. Главный сюжетный конфликт обрастает сопутствующими коллизиями, которые в свою очередь порождают новые проблемы персонажей. Решение ими этих проблем и есть содержание романа.

6. Эскалация сюжетного конфликта до крайних пределов: несмотря на ряд удач, с каждым шагом ситуация героя ухудшается все больше.

7. Кульминация. Герой в цейтноте, ему поставлен мат, антагонист празднует победу (Фродо в руках врагов).

8. Развязка… Вдруг приходит ожидаемая читателем помощь или герой обладает заранее подготовленным автором орудием решения своей сюжетной проблемы (серебряные башмачки Элли). Герой выкручивается и оказывается победителем. Он/она достигает заявленной в завязке Цели (Изумрудный город) и выполняет свою Миссию (помощь необычным существам). Сюжетная проблема решена (Элли возвращается домой к маме).

8. Выезд из истории — чем кончается, эпилог романа. Например, герой возвращается в исходную точку своей одиссеи.

Вот это схема, по которой можно синопсис с любым количеством знаков. Сначала надо обязательно в двух словах изложить идею романа: это роман о ком-то, кто сделал то-то и то-то. Затем описать характеры-психотипы героев как причину событий, потому что роман — это драма о столкновении сильных характеров, столкновение вызывает эмоции, эмоции — поступки, а поступки — события. И обязательно следует выделить в синопсисе завязку и финал.

Никаких подробных пояснений в синопсисе лучше не делать, потому что в них можно утонуть. Рассказ должен быть содержательным, ничего лишнего. Этого проще всего достичь, если писать о функциях героев: кто против кого? Почему? Чего хочет главный герой. Кто ему мешает достичь цели? Почему? Каким образом мешает ему оппонент? Что происходит из-за этого (перипетии)? Как герой решает возникшую в завязке сюжетную проблему в финале?





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0