Как одевались твои прабабушка, бабушка и мама
Как одевались твои прабабушка, бабушка и мама
В познавательной и красочной иллюстрированной детской книге, которая хорошо подходит и для семейного чтения можно наглядно увидеть за сто лет не только смену традиций и жизненных укладов, но и множество одеяний — от парадных до повседневных, а также сопутствующих им атрибутов, многие из которых уже позабыты и стали элементами нашей истории. Примеры: детские капоры с кружевными оборками, перчатки из замши с крошечными пуговками, трость с набалдашником из нефрита…
Книга, написанная в виде дневниковых записей пяти женских поколений одной семьи, увлекательно описывает, как менялась отечественная мода. Читатели узнают, что носили городские и сельские жители в конце XIX — начале XX веков, как изменилась жизнь в стране после начала Первой мировой войны, и какие существовали традиции, связанные с одеждой (в том числе — ношение формы), и почему они возникли.
Из записей сентября 1897 года: «Теперь мне нужно носить форму. Очень непривычно! Мама рассказывает, что еще недавно у девочек формы не было. Воспитанницы институтов благородных девиц — те непременно в форме, но это понятно, ведь они и живут, там, где учатся. А у гимназисток такого не было. Я спросила маму, что же получается, они ходили в чем хотели? Она говорит, что нет, это были платья каких-нибудь темных цветов, и непременно с передниками. Похожие друг на друга, но все-таки не одинаковые.
Теперь все иначе, и в каждой гимназии своя форма. Правда, я уже присматривалась к ученицам из других гимназий, и нельзя сказать, чтобы они одевались совсем по-другому. В основном только цвет платьев и отличаются. Бывают темно-синие, темно-зеленые, а в моей гимназии — темно-коричневые. А воротничок — непременно стоечкой, так, чтобы закрывал горло. В нашей гимназии его разрешают украшать тоненькой полоской белого кружева. А вот там, где учится моя подруга Лёля, белые воротнички только по праздникам…». Дальше описывается, что даже ленты девочки-гимназисты в косы могли вплетать только темные — черные или коричневые, и лишь по праздникам разрешалось вплетать белые.
Дети на дачах к столетнему юбилею Отечественной войны играли в «русских» и «французов», и одному досталась роль Наполеона. Из ненужной маминой шляпы были убраны цветы, загнуты широкие поля и получилась отличная двууголка. После начала Первой мировой войны в обществе преобладали патриотические настроения и были востребованы блузы и другая одежда с вышивкой в народном стиле.
В книгу включено множество самых разных фотографий, от старинных — бальной книжки и веера XIX века, девушки с муфтой 1917 года, фарфоровая кукла с нарядами и аксессуарами, игры деревенских детей в лошадки, рисунки из французских модных журналов, два основных мужских городских костюмных ансамбля 1904 года, дети из дворянской семьи в летних нарядах, рисунки из французских модных журналов, император Николай II в костюме-тройке и «котелке», дочери Петра Столыпина в маскарадных костюмах. Уделено внимание и тому, как менялась одежда наших соотечественников на протяжение всего ХХ века.
Алекс Громов