Виктор БОЧЕНКОВ. Взвихренный Союз. — Алекс Громов. Книгапопала в Сеть
— Роман о крушении великой страны
Щепоткин В.И. Крик совы перед концом сезона. Мирный: ООО «Мирнинская городская типография», 2014.
Купил себе однажды вместо ежедневника обычный школьный дневник: он весит меньше. Приношу домой. Читаю в конце «Справочник школьника» по истории России. «1993 год 3–4 октября — Демонстрация и вооруженные выступления прокоммунистической оппозиции в Москве». Ага, это «оппозиция»то ввела танки и расстреливала Дом Советов и людей возле Останкина! Дальше: «Ввод войск РФ на территорию Чеченской республики». Звучит как ввод в иностранное государство, скажем, в Венгрию или Чехословакию. Будто Чеченская республика не часть РФ.
Когда читал «Крик совы перед концом сезона» Вячеслава Щепоткина — роман, публиковавшийся с августа по октябрь в «Нашем современнике» за 2013 год и в 2014м вышедший отдельным изданием, — подумалось вдруг, что эта книга может заменить учебник по недавней трагической истории. Ну, не школьный пусть, вузовский. Роман посвящен крушению великой страны, которое показано как результат идеологического, экономического и политического кризиса во всей полноте подробностей, с глубоким анализом событий, их причин и следствий. Действие начинается зимой 1991 года. Но время поступательно движется от января к декабрю. Это последний год великой страны. И перед нами — подробная и объективная хроника ее гибели: экономические механизмы, действия политиков, юридическая подоплека событий, настроения людей, их повседневный быт.
Вот именното! Если б не человеческие характеры, так поразному выписанные, художественно убедительные, типизированные, то пришлось бы говорить скорее об исследовании, посвященном последним дням Советского Союза. О публицистике. А значит, нивелировать в какомто смысле «Крик совы...» до утилитарного значения учебника или справочной книги. Публицистики здесь достаточно много, но и делают ее тоже действующие лица романа: охотники, их близкие, знакомые, друзья. Несколько мужчин встретились в «замкнутом помещении», как герои солженицынской «шарашки». Здесь это охотничий домик. Выйти некуда — мороз, волки, кабаны, — и делать тоже нечего, вот сидят мужики, разговаривают. О политике. Егерь, заведующий базой, инженерэлектрик, учитель, журналист, врач — интеллигенция разных профессий. От современной политикоэкономической ситуации, на которую каждый из героев смотрит посвоему, действие то отходит кудато в прошлое, в экскурсвоспоминание, то возвращается и вьюжится, как зимняя метель, воссоздавая полную панораму событий в стране — в спорах о них, в столкновении противоположных мнений. Споры разделяют и самих героев, разводят друзейохотников, само напрашивается это клише — «по разные стороны баррикад», но так сложится и в прямом смысле, когда дойдет до октября 1993го. Дискуссии разделяют семьи, отцов и детей, коллег по работе, будь то учительский коллектив или, например, журналистский...
Причины крушения СССР исследованы и описаны. Взять известную работу С.Г. КараМурзы «Манипуляция сознанием». Однако дело в том, что у социологии и литературы разные методы, причем литературный метод порой точнее и убедительнее, чем научный. Взять хотя бы художественные характеристики Горбачева и Ельцина в их борьбе за власть, Александра Яковлева, членов ГКЧП. Или фигуры отдельных депутатов (Лемар Карлин, Григорий Чухновский и др.). Но история не обладает способностью такого попадания в цель, в человеческую суть, как литература, чье оружие — образ, и в частности, когда разговор идет о человеческой личности, тем паче если это личность историческая, например политик. Вот, скажем, Горбачев: «Этот артистизм пригодился ему в политике. Каждый, кто общался с Горбачевым, видел его разным и в то же время в чемто одинаковым. Он был увертлив, с элементами откровенной лживости и тут же мог изящно одеть ложь во фрак полупристойности. Был грубым матерщинником и приветливым обаяшкой. Располагал к себе бесконечным потоком слов и отталкивал их звонкой пустотой. Он был как граненый стакан, каждая грань которого выкрашена отдельной краской. При этом краска была замешена на чемто вроде ртути — так порой неуловимо переливались цвета. Но как у стакана главным свойством был объем, так у Горбачева главной его сутью была непомерная, бесконечная влюбленность в себя, вера атеиста в обожествленное свое предназначение».
В романе показано, как зарождается и выходит на общественную сцену особый тип — буржуй. Он не возникает из ниоткуда. Он обладает партбилетом и искренне дорожит членством в КПСС, штудирует Ленина (Грегор Янкин), а потом его бюстом колет орешки на письменном столе. Он держит нос по ветру. Его цель — нажива.
Стоп! Но что такое буржуй? И чем он отличается от «буржуа»?
Нет ничего нового. Это различие четко провел еще в середине 80х годов XIX столетия Глеб Успенский в очерке «Буржуй». Замечательный очерк! Прямо о нашем «пореформенном времени», хотя писал Глеб Иванович, конечно, о своем.
Буржуа хоть чтото, да созидает и отдает обществу. Успенский, впрочем, и тут иронизирует: «Возьмите вот хоть бы эту толстую колбасу с языком и с фисташками — один из бесчисленных продуктов умственной деятельности подлинной европейской буржуазии»; европейская колбасная мысль работала над ней долго: какойнибудь колбасник Пфуль, убежденный монархист, проведав, что Фридрих Великий любил колбасу и фисташки, решил объединить то и другое. И вот, «пожираемый чувством преданности», он созидает новый продукт. Другой колбасник Шнапс, социалист и радикал, исходит в изготовлении колбасы из иных идей, но тоже «в целях общественной реформы создает и начинку, и форму колбас такие, какие соответствуют его убеждениям и могут способствовать осуществлению этих убеждений в общественном деле». Умственная деятельность здесь «капельная». Пусть. Но вот буржуй — ничего и никогда не создает собственным трудом или мыслительным усилием. «...Никогда личная “выдумка”, личная работа мысли, имевшие целью хотя бы только личное благосостояние, не были свойственны ему в размерах, даже более ничтожных сравнительно с размерами умственной работы немецкого колбасника; никакого исторического прошлого, которое есть у колбасника, и никакого будущего, о котором колбасник позволяет себе фантазировать, никогда не было у нашего буржуа и, вероятно, не будет». Российский буржуй появился неожиданно, «точно с неба свалился». Буржуйское сословие — это «сословие людей с кучей денег в руках, с кучей денег, не заработанных, не “нажитых”, не имевших, в огромном количестве случаев, даже плана истратить эти деньги. Какойнибудь инженерик, инженерные предания которого не простираются далее возможности приворовывать по зернышку шоссейную щебенку; какойнибудь помещик, возлагавший все свои надежды единственно на троюродную тетку и ее скорую смерть; какойнибудь купчишка, не возлагавший ровно никаких надежд и полагавший только, что он рожден на свет именно только для того, чтобы играть в шашки около своей лавчонки с хомутами, — сегодня вдруг ни с того ни с сего оказались заваленными чуть не по шею всевозможными кредитами, кучами денег, такими кучами, которые не только устраняют мысли о щебенке, тоску о долголетии тетки или терпеливое сидение около лавки с хомутами, но прямо становят на высоту, с которой и инженер, и помещик, и купец даже самихто себя, вчерашних... различить не могут, не могут узнать: “Я ли, мол, это, Ванька Хрюшкин?”»
Ельцинский режим был катализатором формирования «буржуйского» класса. Вот реплика одного из героев Вячеслава Щепоткина: «Огромные капиталы бросили для победы Ельцина олигархи. Спасая его, они спасали полученные благодаря Ельцину сказочные богатства. Я сказал тебе, за сколько был продан Уралмашзавод. А кто купил? Некий Бендукидзе. Еще недавно заведовал маленькой лабораторией... клетки животных изучал. Жил в однокомнатной квартире и носил единственные залатанные джинсы. А потом Ельцин с Чубайсом дали ему возможность накупить безымянных ваучеров у нищих людей и стать хозяином Уралмаша...» Ну все по Успенскому! «Я ли это, Ванька Хрюшкин?» Только масштабы трагедии для страны и народа другие.
Глеб Успенский: «И всято эта новорожденная орда людей, мгновенно вознесенная на недосягаемую высоту... никогда не думавшая ни о чем “общественном”, опустошенная нравственно в отношении к недавнему прошлому, опустошенная умственно в отношении к будущему, а в настоящем поставленная исключительно в самое благоприятнейшее положение — живи в свое удовольствие, — увы, ничего не могла изобрести ни по части широты размаха, ни по части прихотливости, ни тем более по части изящества. Да! Даже по части прихотливостито ровненько ничего не могла изобрести эта буржуйная орда. “Купить!” — вот что внесла она в общество». Купить чужую жену, перечисляет Успенский, купить начальство, купить выборщиков (тогда не было еще слова «электорат»). «Словом, ничего, кроме купить» (курсив Глеба Успенского. — В.Б.). Буржуй не будет созидать производство, — только получать прибыль: он купит (урвет), например, лесопилку, но ее развитием и работой будут заниматься другие. Это в девятнадцатом веке. Теперьто что там лесопилка — заводы оборонного комплекса в буржуйские лапы!
«Крик совы...» — романпамфлет. По крайней мере, так хочется определить этот жанр. Что же, «суровые» Вольтер и Свифт «не презирали» памфлета, и он всегда имеет полное право на литературное существование, этот «жанр публицистики, для которого характерно резкое и экспрессивное обличение, направленное не против отдельных фактов, а против целой политической, государственной, философской или эстетической системы либо конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых)». Так определяет жанр памфлета литературоведение. Но не это само по себе, а именно синтез различных литературных методов и приемов, позволяющих убедительно точно воссоздать события двадцатилетней давности со всей анатомией развала великой страны, является особенностью романа. Вначале я провел аналогию с учебником. Точнее, наверное, было бы говорить об энциклопедии. Энциклопедии общественной жизни начала 90х годов ХХ века с глубоким экономикополитическим анализом происходящих «демократических» перемен, но главное — человеческих типов той эпохи на самых разных тогдашних социальных ступенях.
Действие романа не переходит в нулевые годы следующего тысячелетия. Поразному сложились судьбы охотников, дискутировавших о политике. Но одинаково — тех, кто, поддерживая демократов, «побуржуйски» плевал в советское прошлое: бывшая журналистка копается на помойке, бывшая директриса школы торгует газетами, у одного из охотников, убежденного ельциниста, стала проституткой дочь... Прошлое, которое было для них «бредом», мстит[1].
Но, кажется, всетаки роман не имеет завершения. Не в том даже дело, что остаются без ответа многие вопросы — например, о податливом легковерии, о доверчивости и терпении народа и его причинах, о роли личности в истории (это уж, кажется, вопрос вечный). Но порой важнее поставить вопрос, нежели ответить... Однако неужели производство унитазов с портретами ненавистных политических деятелей — единственная форма протеста, на которую только и способны герои? Неужели человек, прошедший ад расстрела Дома Советов, той меленькой местью удовлетворится? Если да — почему? Ведь местьто холопская. Сидят слуги на конюшне да моют кости хозяину, потешаются, хохочут. Входит хозяин — враз за работу! Нет, пусть унитазы остаются! Памфлет есть памфлет!
«Буржуи» как класс, зародившийся еще в Союзе, где, казалось, классы были уничтожены, в романе есть, есть их генезис, выход «в мир», во власть, но нет человека — образа в типическом его обобщении, — который противостоял бы им. Когда вышел в свет роман «Что делать?» Чернышевского, заговорили о «новых людях». Это «революционеры», как объясняло в советские годы школьное литературоведение. Но вот «новых людей» (в широком смысле), которым видится иное («небуржуйское») будущее страны и путь его достижения, в «Крике...» нет. Потому что нет их и в жизни, и автор тут не виноват. Те же мужички собираются в ресторане и... как прежде, чешут языками, над Новодворской потешаются. Но если тип людейборцов (написал и не знаю, уместно ли тут слово «революционеров»), тип «новых людей» еще не вышел на сцену, еще не сложился, то почему?
Или мне так кажется? Или он сложился, но уродлив и смешон?
Во всяком случае, для «новых людей», кажется, нужны новые идеи о переустройстве общества, пусть несбыточные, пусть эфемерные, как «сны Веры Павловны»... Литература должна ставить и решать вопрос о борцах за русскую идею, русскую мысль и русскую власть.
Виктор Боченков
Остается ли Россия самой читающей страной в мире? И главное — что читающей?
На фоне дискуссий о том, совсем люди перестали читать или всетаки продолжают, иногда теряется другой, не менее, если не более важный вопрос: а как люди выбирают книги? Что побуждает их купить или, что становится более актуальным все чаще и чаще, закачать в ридер то или иное издание? Не все же выбирают Дж. Роулинг, укрывшуюся под очередным фиговым листочкомпсевдонимом?
До сих пор в московском метро можно увидеть книжную рекламу, но большинство этих изданий можно отнести к жанру развлекательного чтива, имеющего массу читателей. А вот если говорить не о рекламе и книготоваре, а о книге как источнике просвещения и даже, возможно, самосовершенствования? Кто поможет выбрать то самое издание? Печальное наблюдение: что теперь во многих изданиях, связанных с досугом (в том числе в «Вашем досуге»), нет больше книжных рубрик — и в электронных версиях. Видимо, чтение уже досугом не является.
Очень многие ориентируются на мнение рецензентов, причем в этом смысле все большее значение приобретают публикации в интернете. А по какому принципу выбирают книги профессиональные книжные обозреватели, блогеры и другие рецензенты? В какой степени можно доверять «сарафанному радио» или порой безжалостным комментариям на сайтах интернетмагазинов? И вот стоит читатель, как добрый молодец на распутье, — то ли потерять деньги и иллюзии в придачу, то ли найти книгу, которую захочется перечитывать и спустя годы. Кстати, а ведь это уже почти забытое — перечитывать книги...
«Главное — живой отклик». Одна из проблем выбора нужной книги в том, что, поскольку в Сети обычно на первых позициях поиска отражаются именно издательские аннотации, автоматически происходит «загон читателя» в один из кругов по интересам, а именно в издательскую матрицу, то есть «роман производственный», «роман женский сентиментальный», «роман исторический патриотический», «роман исторический мистический». Это, казалось бы, облегчает читательский выбор (особенно при выборе серий, эта, еще советская, традиция до сих пор жива), но ограничивает горизонт за пределами выбранного. А есть ли жизнь за пределами издательского бизнеспроекта?
Библиотеки как явление давно освоили виртуальный мир, какието из них остаются просто собранием книг, а вот, к примеру, проект livelib.ru (Живая библиотека) представляет собой уникальную русскоязычную социальную сеть, целиком посвященную литературе во всех аспектах.
— С самого начала подразумевалось, что главной ценностью проекта станут люди, — говорит его основатель Алексей Васёнов. — Ведь без людей, которые их читают, книги — это просто мертвый набор букв. Чем больше людей высказало свое мнение по поводу прочитанного, тем ближе оценка произведения к своему истинному значению. Каждый пользователь получает живое мнение людей, возможность занять сторону тех, кто хвалит, либо тех, кто ненавидит. И чем сильнее книга, тем более сильные эмоции она вызывает. На большинство книг, особенно из топ100, на «Лайвлибе» можно найти десятки, а то и сотни отзывов. Как правило, чем выше рейтинг, тем больше ему доверяют другие книгочеи, которые при случае могут и совет попросить, и в подборку заглянуть, и читательский дневник онлайн просмотреть. Все зависит от запроса и потребностей. Для тех, кто ищет в Сети информацию об авторах и конкретных названиях, существуют виртуальные книжные полки с подробными профилями книг — вплоть до краткого пересказа сюжета, самых интересных цитат и перечня экранизаций. Причем, так как у каждого автора и произведения есть свой куратор (и часто не один), информация постоянно обновляется и пополняется. Закачав себе на телефон официальное приложение livelib.ru, читатели получают доступ к огромной библиотеке книг, описаний, оценок, отзывов и рекомендаций, кроме того, они становятся обладателями удобной онлайнчиталки и доступом к своему аккаунту. Наконец, с помощью бесплатного приложения книголюбы могут обмениваться личными сообщениями и пользоваться сканером ISBNштрихкода прямо в магазине.
«Сайт — зеркало писательской кухни». При этом не надо забывать, что выросло уже новое поколение читателей, рожденное не в СССР, для которых публикации в Интернете равны публикациям в газете или журнале. Виртуальная реальность приобретает все большее значение и для литераторов, они все чаще задумываются о том, что написать книгу — это очень важно, но нужно еще и представить ее читателям, сделать так, чтобы люди могли узнать о множестве достойных изданий по истории, романов и повестей, посвященных не только Москве и северной столице, но и Сибири, Дальнему Востоку.
— Мы живем в век виртуального общения: мобильные телефоны, электронная почта, smsпереписка, интернетсообщества, — говорит писатель и редактор Дмитрий Федотов. — Но и книги тоже никуда не исчезли. Их попрежнему пишут — хорошие и не очень. И читатели у них остаются. Но ведь для писателя важно не только написать и издать книгу, что сегодня несложно, важно, чтобы ее прочитали. А еще лучше — получить (помимо гонорара) положительные или хотя бы отрицательные отзывы на свой труд. Вот для этого, главного, некоторые авторы и создают себе персональные сайты. Очень полезная вещь! Вопервых, сайт позволяет со временем набрать собственную читательскую аудиторию, круг поклонников творчества. Вовторых, сайт — визитная карточка (портфолио) писателя, куда всегда может заглянуть издатель, чтобы оценить, имеет ли смысл работать с такимто автором. Втретьих, сайт — зеркало писательской «кухни», в котором можно наблюдать за процессом создания произведений и за профессиональным ростом автора.
Я родился и вырос в Сибири. Большинство моих произведений так или иначе связаны с этим чудесным краем и его историей. А роман «Огненный глаз Тенгри» даже отмечен престижной премией имени Д.Н. Мами
наСибиряка. Будучи заведующим редакцией художественной литературы издательства «Вече», я в 2005 году убедил начальство открыть серию «Сибириада», посвященную истории освоения края с XVI по XX век. На сегодняшний день выпущено уже более 100 томов книг от почти 60 авторовсибиряков! Кстати, почти четверть изданных авторов помогли найти именно читатели! То же самое случилось и с другой «ретро»серией — «Сделано в СССР: Любимая проза». Видимо, чтото всетаки было в нашей «тогдашней» жизни, о чем хочется вспомнить и не хочется забывать! Недавно оба моих любимых проекта дополнились сериями «Сибирский приключенческий роман» и «Сделано в СССР: Любимый детектив». И снова читательский успех, письма благодарности и пожелания увидеть изданными любимые с юности повести и романы.
«Старые книги — как старые друзья». Действительно, если рассматривать книгу только как товар, то основное значение имеет ее новизна. Хотя и эта точка зрения верна лишь на первый взгляд. Вспышка любопытства к новинке, даже если она была, способна быстро угаснуть, а истинная любовь может приводить к одному произведению поколение за поколением в течение не то что нескольких лет — а веков. Опыт многих тех, кто посвятил себя книге, подтверждает это. Литературнорецензионный портал «Книгозавр» по сетевым меркам долгожитель — работает с 2007 года.
— Когда мы начинали, главной целью была навигация по литературным проектам Рунета и желание познакомить читателя с талантливыми авторами, которые не имели возможности издать свои произведения, — говорит главный редактор Елена «Блонди» Бондаренко (в команду портала также входят Андрей Гальперин и Камилла Салахова — Квинто Крыся). — Со временем ситуация с книгоизданием изменилась, меняемся и мы, теперь на портале много рецензий и на изданные книги. Неизменным остается одно — желание поддерживать интерес к хорошему чтению, чтению для удовольствия читать и перечитывать. Тем не менее мы стараемся делать акцент не на книгаходнодневках, не на модных авторах, которыми усиленно занимается платная реклама. Книга не исчезает, когда вокруг нее умолкает рекламная шумиха. И вот тогда можно говорить о тех книгах, которые остались жить, которые хочется не только прочитать, но и поставить на полку, чтобы достать еще раз. Старые книги — как старые друзья. Книга — это источник энергии, который всегда под рукой. И не нужно ехать в столицу, чтоб попасть в консерваторию или посмотреть полотна художников в галереях, достаточно взять с полки книгу — с ней отдохнуть и набраться новых сил. Для этого как раз и хороши старые книги, проверенные, книги для перечитывания.
Золотая середина между попсой и скукой. Среди самых важных проблем литературы «в массах» (то есть вне узкого круга, скажем так, «посвященных») — это то, что, став товаром, книга привлекает внимание, пока она новая, — и большинство рецензий посвящено изданиям по принципу «здесь и сейчас». Даже на сайтах книжных сетей и магазинов преобладают две категории — новинки и бестселлеры. А прочие, порой более интересные и поучительные издания проходят порой незамеченными.
— Один из главных критериев отбора — то, что книга соединяет в себе лучшие черты популярного и элитарного издания, — говорит Ольга Шатохина, ведущая рубрики «Книжные новинки» на сайте «Российской газеты». — А именно доступность изложения материала и актуальность темы, если книга документальная, и увлекательность сюжета в художественном произведении сочетаются с высоким литературным уровнем. Жанровую массовку, будь то однообразные приключения или мелодраматические переживания, рецензировать не имеет смысла. Книг, наполненных рассуждениями, интересными только самому автору, тоже стараемся избегать. А вот произведениям, где сквозь призму личного восприятия пропущен уникальный, интересный многим и многим опыт, напротив, уделяется особое внимание. Недавно свет увидела антология «Милитариум», подробно, тщательно и с соблюдением исторической достоверности анализирующая историю Первой мировой войны, причем анализ сочетается с авторским художественным видением тогдашних событий.
Книжный навигатор Грядущего. По мере возрастания доли электронных книг неизбежно, помимо отрывковтестеров для бесплатного ознакомления, должны появиться в Сети и полноценные рецензиирекомендации нового поколения, которые смогут рассказать о достоинствах книги на уровне современного восприятия. Неизбежно и массовое появление не только книг с гиперссылками, но и рецензий с перекрестными ссылками и иллюстрациями — причем это будет касаться не только травелогов, но и романов с исторической и даже фантастической составляющей. В отличие от простенького комиксового варианта, грядущие рецензии могут напоминать текст в сочетании с роликомбуктрейлером, справочной информацией, возможной полемикой между читателями в режиме реального времени и многими другими «фичами», то есть усовершенствованный вариант уже существующих форумов и социальных сетей.
Но тут от рецензентов потребуется мастерство не только при разборе текста книги и поиске глубокого смысла, но и при подборе соответствующих иллюстраций. Надо будет разбираться в нюансах не только литературы, но и искусства иллюстрирования материала — тогда рецензии будут снова востребованы, превратившись в минипроизведения искусства, и вместо книжного рецензента получится настоящий книжный навигатор.
Алекс Громов
[1] В связи с безотчетным отрицанием собственного прошлого, каким бы оно ни было, вспоминается попутно пьеса забытого ныне немецкого драматурга Карла Гуцкова (1811–1878) «Уриэль Акоста». Там один мудрый еврей, Де Сильва, говорит о дохристианской истории своего народа, которую начисто стремится отвергнуть его учениквольнодумец:
...И если б ум мой смелый,
Пытливый мой, самодовольный ум
Мне прошептал: «Все это мертво,
гнило!» —
Я и тогда, свидетель мне Господь,
Остался б тверд; я бред мой
драгоценный
Не кинул бы, как в счастье никогда
Не кинем мы слугу, который верно
И преданно в дни горя нам служил!
(Перевод Петра Вейнберга) (курсив мой. — В.Б.)