Книгоноша

Виктор Пелевин

Искусство легких касаний

Книга состоит из трех частей, очень отличающихся по жанру, — так подумал бы нормальный читатель, если бы не воля автора, которая заключается в том, что книга должна делиться на две части:  первая — «Сатурн почти не виден» и вторая — «Бой после победы». Первая часть ко всему прочему подразделяется на два произведения: «Иакинф» и «Искусство легких касаний». Во второй только одно произведение — «Столыпин». Разумеется, все не просто так, и эта сложность не бессмысленна, а, наоборот, осмысленна.

Конечно, всякий читатель в возрасте заметит сразу же, что для частей своей книги Виктор Пелевин взял на неоплачиваемый прокат названия старых советских кинофильмов про шпионов. Эти названия очень хорошо смотрятся на новой работе.

«Иакинф» можно назвать приключенческим текстом. Группа молодых мажоров отправляется в путешествие по горам где-то на Кавказе и попадает в руки странному проводнику, который приводит их в очень-очень интересное место.

«Искусство легких касаний» центральное и по положению в книге, и по смысловой нагрузке произведение. В нем рассказывается, как сотрудники КГБ придумали победить Америку. И, судя по тому, что мы оттуда, из Америки, наблюдаем, кажется, победили. Речь не о Трампе, а как раз наоборот, о демократах, ему противостоящих, о заведенных там общественных порядках, ЛГБТ-движении и тому подобном. Тут как с «Протоколами сионских мудрецов»: может, они и выдумка, но отрицать наличие предсказанных в тексте результатов нельзя.

Да, тут еще забавный момент с главным персонажем, с Голгофским. Если подразумевается Галковский, а, кажется, именно он и подразумевается, что ж поделаешь. Дух дышит там, где хохочут.

В третьей части, «Столыпин», нас заставляют вспомнить о некоторых прежних текстах автора. Перекличка с прошлым. Этот прием, собственно, и позволяет осмыслить, в чем единство трех прочитанных нами текстов.

Чтение очень веселое. Виктор Пелевин занимает своих читателей любимым делом: все время заставляет думать, что он единственный человек на планете, который понимает, что на самом деле происходит.

Михаил Попов