Книгоноша

Хосе Карлос Сомоса

Этюд в черных тонах

Литературы, вдохновленной блуждающей тенью Шерлока Холмса, в мире огромное количество. Пишут продолжения текстов Конан Дойла, выдумывают сыщику новые приключения, находят новые объяснения старым загадкам, с которыми сталкивались еще в детстве, например в той же «Собаке Баскервилей». Недавно я был на премьере пьесы, движущей интригой которой является утверждение, что Шерлок Холмс никакой не сыщик, а лишь содержатель своеобразной антрепризы, задача коей разыгрывать разнообразные сюжеты перед Джоном Ватсоном, не столько врачом, сколько талантливым писателем. Ватсон принимает всерьез эти розыгрыши, в них задействованы и инспектор Лестрейд, и куча иного народу, и шикарно описывает все это, восхищая читательскую аудиторию.

В романе талантливого испанского писателя кубинского происхождения Хосе Карлоса Сомозы мы сталкиваемся с текстом, рожденным той же самой стихией. Здесь, правда, никто не развенчивает великого сыщика, тут речь о другом — о том человеке, который своим примером дал жизнь Шерлоку Холмсу.

Немолодая, некрасивая медсестра Энн Маккари, прибывает в Портсмут для того, чтобы поступить сиделкой в очень странный пансион. В общем, коротко говоря, это клиника для душевнобольных.

Ей достается самый странный насельник пансиона. Он не выносит дневного света, сидит постоянно в кресле, погруженный в свои думы, почти ничего не ест, брошен семьей, явно его избегающей, но постепенно выясняется, что он наделен неимоверной проницательностью и наблюдательностью.

Зовут его мистер Икс.

Будет еще и мистер Игрек.

С ним, с мистером Иксом, связывается доктор Конан Дойл, только что открывший практику в Портсмуте.

Одновременно на пляже, что непосредственно под окном номера мистера Икса начинают случаться убийства, одно за другим.

Явно в городе действует какой-то серийный преступник. По всему так складывается, что мистер Икс должен раскрыть это дело. Главной его помощницей становится некрасивая медсестра.

Дальше я сюжет рассказывать не буду, к тому же он чрезвычайно сложен, требует погруженности читателя в процесс чтения, завязан во многом на традицию английского массового театра, процветавшего в то время.

Прием, который использует Сомоза, показывая ход событий глазами очень мужественной, добросердечной, но недалекой женщины, усложняет авторскую задачу, но тем богаче урожай читателя.

Советую прочитать, и вы увидите мир немного не в том ракурсе, как привыкли.

Сергей Шулаков