Пятая колонка

Марио Варгас Льоса

Скромный герой

Когда-то самый молодой среди гениев латиноамериканского романа, Марио Варгас Льоса, теперь человек в возрасте. Тем удивительней было прочитать его новый роман и убедиться, что все лучшие качества писателя в полной сохранности. Изобретательность, живость изложения, филигранное повествовательное мастерство. Льоса всегда отличался тем, что думал о читателе и всегда высказывался в своих интервью в том смысле, что непрочитанная книга равняется несуществующей. В своем последнем романе (но, надеюсь, все же не последнем) он не отступает от своих творческих правил. Читается роман с огромным интересом.

Две сюжетные линии.

Первая — связана с семейством дона Ригоберто, адвоката страховой компании, вздумавшего выйти на пенсию, но оказавшегося втянутым в историю женитьбы своего патрона. Весьма престарелый владелец компании решает жениться на своей служанке для того, чтобы деньги не достались сыновьям, мечтающим о его смерти. Сыновья принимаются за адвоката, выступившего на подозрительном бракосочетании свидетелем, наваливаются с угрозами, затевают против него процесс. При этом новоиспеченные супруги исчезают в Европе. А к сыну адвоката начинает являться призрачный господин, весьма своими манерами напоминающий дьявола. Есть от чего голове пойти кругом.

Вторая сюжетная линия рассказывает о владельце транспортной фирмы в провинции, на которого «наезжают» мафиози, с требованием, чтобы он «отстегивал» им каждый месяц определенную сумму. Маленький дон Фелисито проявляет большую твердость характера и отказывается платить. Тогда сжигают офис его компании, потом похищают любовницу.

Рассказывать сюжет дальше я не буду, чтобы не лишать читателей удовольствия почувствовать дыхание тайны, что исходит от виртуозно построенного сюжета. Скажу только, что эти линии не совсем независимы и в нужное время, в нужной точке они пересекаются.

Но автор не только развлекает. Следя за перипетиями сложного, подвижного сюжета, читатель волей-неволей проникается ощущением современной перуанской жизни. Льоса хорош и как социальный критик, нарисованные им картины очень живые и впечатляющие. Вся социальная структура — от владельца большой страховой компании до последнего негра-водителя — видна как на ладони.

В общем, перед нами хороший подарок, который слелал поклонникам своего таланта замечательный перуанский писатель Марио Варгас Льоса.