Долг и честь

Александр Максимович Шевченко родился в 1947 году. Окончил МГИМО МИД СССР. Кандидат экономических наук.

В 1971–2012 годах работал в системе МИД, включая центральный и загранаппараты министерства, в том числе в посольствах во Вьетнаме, Бурунди, Мавритании, Боснии и Герцеговине, Молдавии. Неоднократно выезжал в краткосрочные зарубежные командировки по линии МИД. В настоящее время — старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований.

Автор ряда публикаций, статей и обзоров. Неоднократно участвовал в научных и деловых встречах и конференциях в России и за рубежом.

Любой, кто приезжает в Приднест­ровье, сразу же ощущает очарование этого неповторимого уголка русского мира. Благоухание южных растений, ослепительное солнце, стремительный Днестр с его то крутыми, то пологими берегами, холмистые взгорья на фоне степных просторов — все это создает особый, пленительный колорит.

Но еще более впечатляют трепетное, если не сказать, культовое отношение приднестровцев к истории своей земли, почитание тех исторических персонажей, которые защищали ее от иноземных притязаний.

В 1789 году в ходе русско­турецкой войны 1787–1792 годов русская армия под командованием Суворова одержала блестящую победу при Рымнике. После этого в ночь с 3 на 4 ноября 1789 года Бендерская крепость, долгое время служившая оплотом татаромон­голов и впоследствии турецких войск, сдалась без сопротивления русским войскам под командованием князя ПотемкинаТаврического. Эту победу во многом предопределили умелые действия командующего конницей Кутузова, разбившего на подступах к Бендерам трехтысячное войско буджакских татар, окончательно деморализовав этим противника. По Ясскому мирному договору с Турцией от 9 января 1792 года Южное Приднест­ровье стало частью Российской империи, в 1793 году Россия получила и Северное Приднестровье.

На территории Бендерской крепости создана аллея Славы русских полководцев, на которой находятся их памятники, являющиеся объектом постоянного внимания жителей и властей Приднестровья.

Столь же свято почитаются и те, кто отдал свою жизнь за освобождение Приднестровья от румынонемецких захватчиков в период 1941–1944 годов и чей подвиг запечатлен в Мемориалах Славы в Тирасполе, Слободзее, Каменке и других городах Приднестровья. Особо чтятся мемориальные обелиски, которые увековечивают память воинов 37й армии 3го Украинского фронта, сыгравшей решающую роль в проведении ЯсскоКишиневской операции по освобождению молдавской земли от оккупантов.

Помнит и Россия об этой исторической частице своей земли, оставшейся в результате драматических событий распада СССР за пределами нынешнего российского государства и не пожелавшей быть в составе Молдовы в связи с усилившимися в ней настроениями в пользу слияния с Румынией. На рассмотрении российского руководства находятся обращения приднестровцев к Москве о признании Приднестровской Молдавской Республики. Российская Федерация принимает меры по активному развитию с Приднестровьем торгово­экономических и культурных связей.

Специфика сотрудничества — его реализация в условиях экономической блокады, организованной с 2006 года Молдовой при поддержке Украины. Все это время для предприятий Приднестровья действует дискриминационный режим внешнеэкономической деятельности: приднестровские производители вынуждены платить налоги и целый ряд иных сборов в бюджет Молдовы (а не только в приднестровский бюджет), чтобы иметь возможность экспортировать продукцию за рубеж. Блокадные меры с каждым годом усиливаются, появляются новые механизмы давления на предприятия республики, отказы в выдаче приднестровским предприятиям документации для перемещения грузов, что напрямую сказывается на общей экономической ситуации в государстве.

И все же вплоть до последнего времени наблюдалась положительная динамика торговых связей с Россией. Рос объем торгового оборота, составивший к 2012 году порядка 700 млн долларов, что было достигнуто как за счет увеличения экспорта российской продукции в Приднестровье, так и поставок приднестровских товаров в РФ. На долю России приходилось в эти годы около 45% от общего объема приднестровского импорта и порядка 25% от общих объемов приднестровского экспорта.

В 2014 году условия сотрудничества значительно осложнились. На его характер отчетливый отпечаток наложило подписание в июне 2014 года Кишиневом соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Это усложнило и без того непростой путь приднестровских товаров на российский рынок ввиду создаваемых Кишиневом новых препятствий, включая регистрацию приднестровских предприятий в Молдавии и требуемых выплат дополнительных налогов и акцизов в бюджет Молдавии.

В целом в условиях, когда экономика Приднестровья на 80% зависит от экспорта, блокада привела к существенным недопоступлениям в бюджет государства. Из­за резкого ухудшения экономической ситуации правительство Приднестровья было вынуждено прибегнуть к непопулярным мерам, чтобы сохранить ресурсы для своевременного выполнения социальных обязательств, выплаты заработной платы, пенсий и пособий.

В этих условиях Россия приняла ряд срочных шагов по развитию сотрудничества с Приднестровьем. В июле 2014 года было подписано семь и в ноябре того же года пять межведомственных соглашений между РФ и ПМР, призванных активизировать доступ товаров Приднестровья в Россию. В Тирасполе был создан Центр сертификации приднестровской продукции, приняты меры по активизации рекламы приднестровских товаров в России.

В то же время соглашение с ЕС, создавшее серьезные риски беспрепятственного доступа на российский рынок западноевропейских товаров ввиду участия Кишинева в соглашении СНГ о зоне свободной торговли, существенно препятствует нормализации торговых связей России с приднестровскими партнерами. Москва была вынуждена принять ответные действия по защите своего рынка от проникновения через территорию Молдавии товаров немолдавского происхождения. Постановлением правительства РФ № 736 от 31 июля 2014 года, вступившим в силу 31 августа 2014 года, «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова», были введены ввозные таможенные пошлины в отношении ряда товаров, произведенных на территории Молдовы и ввозимых в Российскую Федерацию, в размере ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации). Всего в списке содержится 19 позиций. Ставка единого таможенного тарифа варьируется от 5% на овощи, фрукты и зерновые до 15% на мясо.

Под санкции попали и некоторые товары, импортируемые из Приднестровья. Кроме того, запрет на ввоз в Россию некоторых видов молдавской продукции, наложенный Роспотребнадзором и Россельхознадзором в 2014 году и ранее, коснулся и товаров, происходящих из Приднестровья.

В 2015 году продолжался активный поиск возможностей выхода из создавшейся ситуации. Главная проблема — с момента введения Россией санкций в отношении молдавской продукции Кишинев отказывает приднестровским экспортерам в выдаче фитосанитарных сертификатов, требуемых украинской стороной для транзита продукции через территорию Украины, заблокировав тем самым приднестровский экспорт в Россию. Кишинев наложил запрет на выдачу документа, который сам и ввел.

Действия Киева в отношении приднестровских экспортеров еще более усугубляют их положение. 18 марта 2015 года кабинет министров Украины принял постановление, исключающее автомобильные пункты пропуска Кучурган и Платоново, а также железнодорожный пункт Кучурган из перечня тех, через которые разрешено перемещение приднестровских подакцизных товаров. В Государственном таможенном комитете Приднестровья отмечают, что указанное постановление стало еще одним фактором, ограничивающим внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов Приднестровья и негативно отражающимся на поступлениях в бюджет республики.

С целью содействия расширению экспорта из Приднестровья Россельхознадзор дал разрешение на ввоз из Молдавии с 12 июня 2015 года плодовой продукции, в том числе груш, айвы, абрикосов, вишни, черешни, персиков, нектарин, сливы и тёрна. На это же было направлено разрешение Россельхознадзора от 12 мая 2015 года двум предприятиям Молдавии из Хынчештского и Каларашского районов возобновить поставки на российский рынок мяса и мясной продукции. Россельхознадзор принял и решение отменить в конце февраля 2015 года запрет на ввоз в Россию молдавских яблок с учетом итогов переговоров в Москве в январе 2015 года фракции Социалистической партии Молдовы во главе с ее лидером И.Додоном.

Однако очевидно, что до настоящего времени эффективных схем продвижения приднестровского экспорта в Россию пока не выработано.

Несмотря на оптимистическое заявление от 6 марта 2015 года министра экономического развития Приднестровья А.Слинченко о том, что отгрузка первых 2 тыс. тонн яблок уже началась, следует признать, что этот факт стал возможным лишь вследствие согласия молдавских властей на экспорт приднестровских яблок в Россию благодаря тому, что регионы их произрастания в Приднестровье были названы в решении Россельхознадзора «районами Республики Молдова».

В этой обстановке одной реализации подписанных в 2014 году межведомственных соглашений между РФ и ПМР и создания в Тирасполе Центра сертификации приднестровской продукции явно недостаточно для расширения доступа приднестровской продукции в Россию: наличие у Кишинева и Киева реальных инструментов блокирования и удорожания приднестровского экспорта нивелирует эти инициативы. Те приднестровские товары, которым удается попасть на российский рынок, в силу необходимости оплаты налагаемых молдавской стороной различных сборов оказываются дорогостоящими и малоконкурентными.

Возможны ли пути выхода из тупиковой ситуации? Они видятся на путях развития подвижек, достигнутых в экономическом диалоге между Тирасполем и Кишиневом в последнее время, и прежде всего в плане реализации сделанных 2 апреля 2015 года Тирасполем предложений о создании механизма свободной торговли между Приднестровьем и Молдавией и первоочередных мерах по стабилизации взаимодействия сторон в экономической сфере.

Прогресс в проработке идеи создания ЗСТ между Тирасполем и Кишиневом был бы экономически важен для обеих сторон, улучшая возможности взаимной торговли между обоими берегами Днестра и открывая перспективы роста взаимных поступлений от экспорта. Одновременно упростился бы доступ приднестровских товаров в Россию через Правобережье Молдавии, в том числе через ее порт Джурджулешты на Дунае. Это более длинный путь приднестровских товаров в Россию, чем через Украину, но все же дополнительное окно на рынок России.

Соглашение Республики Молдова с ЕС создало реальные риски и для российских инвестиций в Приднестровье.

В Приднестровском регионе все крупнейшие предприятия в основном принадлежат российскому капиталу или находятся под его контролем. К таким предприятиям относятся Дубоссарская ГРЭС, Молдавская ГРЭС, заводы «Молдавский машиностроительный», «Молдавский металлургический», «Молдавкабель», «Прибор» и «Молдавизолит», «Рыбницкий цементный комбинат», винзавод «Букет Молдавии» и другие. Около 23 млн долларов вложено российскими инвесторами в приднестровское текстильное предприятие «Тиротекс».

Ряд российских инвесторов относится к числу крупнейших. Так, более 100 млн долларов вложено российской компанией «Интер РАО ЕЭС» в принадлежащую ей Молдавскую ГРЭС. ЗАО «Молдавская ГРЭС» работает с 1964 года на трех видах топлива (на газе, угле и мазуте). Общая установленная мощность Молдавской ГРЭС — 2520 МВт, располагаемая мощность составляет 1766 МВт. В настоящее время в работе находятся четыре энергоблока. Основным видом деятельности является выработка и реализация электроэнергии. В настоящий момент станция полностью покрывает потребности в электроэнергии Приднестровья, Молдовы, а также осуществляет поставки электроэнергии на экспорт — в Румынию.

В структуре российских инвестиций преобладают вложения в энергетический, винодельческий и банковский секторы. Крупными инвесторами являются также такие российские предприятия, как «Салют» (приобрело бендерский «Прибор»), а также «Дионис Клуб».

Если поначалу российские инвесторы вкладывали свои средства в традиционные секторы сотрудничества — энергетику и виноделие, то впоследствии их начали больше интересовать пищевая промышленность, производство стройматериалов, приборостроение, IT, логистика и транспорт, а также участие в инфраструктурных и других объектах. В настоящее время основная доля российских инвестиций представлена в энергетическом секторе, в обрабатывающей промышленности и финансовом секторе.

К сожалению, после факта непризнания Кишиневом итогов приватизации в этом регионе российские инвестиции в Приднестровье находятся фактически в подвешенном состоянии. Парламент Республики Молдова принял в июле 2004 года поправку к Закону о приватизации от 4 июля 1991 года, согласно которой «государство не гарантирует право собственности» на объекты в Приднестровье, приватизированные без согласия правительства страны. Процедура получения такого согласия при этом до сих пор не установлена.

Серьезным сдерживающим фактором для российских инвестиций в Приднестровье является отсутствие до настоящего времени реального прогресса в вопросах приднестровского урегулирования. В контексте геополитического спора Россия — Запад Приднестровье становится рубежной линией интересов и отношений, тогда как пространство для взаимодействия сужается. Ситуация уже реальной экономической блокады, в которой находится Приднестровье усилиями Кишинева и Киева, создает крайне негативный фон для деятельности российских инвесторов на Левобережье Днестра, прежде всего вследствие падения экспортных доходов, уменьшения внутреннего спроса и общего ухудшения экономического положения Приднестровья. В такой нестабильной экономической среде деятельность бизнеса весьма затруднена.

Дополнительным осложняющим фактором является то обстоятельство, что до конца 2015 года Приднестровье продолжит экспорт в ЕС в режиме, который предшествовал Соглашению об ассоциации (режим автономных торговых преференций), однако уже в 2016 году Тирасполь должен либо начать внедрение стандартов ЕС, как это предусмотрено Соглашением об ассоциации Республики Молдова с ЕС, либо столкнуться с риском потерять преференциальный торговый доступ изза более высоких тарифов на приднестровские товары при выходе на рынок ЕС. Перспективы решения этого вопроса пока туманны.

Все это ведет к падению в последние годы интереса российских инвесторов к Молдавии: наблюдается или очень незначительный приток прямых инвестиций из России, или их отток, начавшийся в 2012–2013 годах и продолжающийся в настоящее время. Так, вслед за «Металлоинвестом» российского олигарха А.Усманова от активов в Приднестровье решил отказаться и «Интер РАО ЕЭС». По имеющейся информации, его руководство намерено отказаться от Кучурганской ГРЭС, расположенной вблизи Тирасполя, поскольку реализовать электроэнергию изза сложной ситуации в регионе практически некому, а выйти на внешние рынки предприятию практически не удается. Ряд предприятий, в том числе два крупных бюджетообразующих производственных объединения Приднестровья — ЗАО «Тиротекс» и ЗАО завод «Молдавизолит», планируют остановку работы и сокращение работников ввиду резкого снижения экспортных поставок.

Возможности улучшения условий для российских инвестиций в Приднестровье тесно увязаны с упомянутой выше необходимостью проработки вопроса о снятии экономической блокады Тирасполя, развития экономических связей между двумя берегами Днестра, создания между ними зоны свободной торговли. Помимо выгод для Кишинева и Тирасполя, создание ЗСТ улучшило бы экономический климат для функционирования предприятий с российским капиталом на Правобережье и Левобережье Днестра.

Важное место в общем объеме сотрудничества занимают связи в топ­ливно­энергетической области, и в частности, поставки в Приднестровье российского природного газа. ОАО «Газпром» выполняет взятые на себя обязательства и в полной мере обеспечивает потребности Приднестровья в природном газе. Так, в Приднестровье было поставлено (в млрд м3): в 2007 году — 1,41, 2008м — 1,5, 2009м — 1,85, 2010м — 1,99, 2011м — 1,95, 2012м — 1,98, 2013м — 1,36, 2014 году (9 месяцев) — 1,24. Газ, поставляемый в соответствии с условиями контракта потребителям Приднестровья, с 2009 года денежными средствами не оплачивается. Общая задолженность Молдовы и Приднестровья за газ, поставленный с 2005го по сентябрь 2014 года, составляет 4,25 млрд долларов США, из них 3,87 млрд — задолженность Приднестровья.

Приднестровье играет важную роль в транзите российского газа за рубеж. Через территорию Приднестровья проходит построенный еще в советское время экспортный газопровод, по которому российский газ перекачивается в южные районы Молдавии и Одесской области, а также в Румынию, Болгарию, Турцию и на Балканы. Приднестровье получает за транзит газа из России существенные валютные средства, основная часть которых остается в «Газпроме» в счет погашения задолженности за потребляемый энергоноситель.

Обстановка неясности, сложившаяся в последнее время изза действий Киева в вопросе о роли Украины как транзитере российского газа в Европу, в определенной мере отражается и на перспективах маршрута российского энергоносителя в Приднестровье и, соответственно, далее в Европу.

Поскольку Приднестровье получает газ в рамках контракта «Газпрома» с Молдовой, отказ в 2014 году российского концерна от подписания нового контракта («Газпром» лишь продлевает договор на год, что объясняется неясностью перспектив дальнейшего сотрудничества с РМ в связи с согласием Кишинева внедрить «Третий энергетический пакет» ЕС) также создал дополнительные шероховатости в сфере «газового» сотрудничества с Приднестровьем.

Однако нет сомнений, что Левобережье Днестра без газа из России не останется. В стадии проработки находятся вопросы поставок газа в регион в условиях сложившейся новой экономической конъюнктуры.

И все же нынешних мер экономической поддержки Приднестровья, видимо, недостаточно для обеспечения стабильности экономики региона. Россия ни в коем случае не должна допустить, чтобы жители исконно русской земли оказались перед мучительным выбором: коллапс своей экономики или согласие на сотрудничество с Западом в рамках соглашения Кишинева с ЕС, как того добивается Правобережье Днестра и что фактически означало бы демонтаж ПМР как государства. А подобные настроения становятся в нем достаточно заметными.

В этой обстановке Россия могла бы активизировать диалог с Кишиневом с целью добиться от него реальных шагов по разблокированию Приднестровья — в частности, посредством принятия предложений ПМР о создания зоны свободной торговли между двумя берегами Днестра. Было бы необходимо донести до партнеров в Республике Молдова мысль о том, что Россия не может оставаться безучастной к судьбе своих соотечественников в ПМР и способна принять продуманные меры по ограничению экспорта РМ в Россию, о важности которого для бюджета Республики Молдова не раз говорили представители ее властей.

Площадкой для обсуждения этих вопросов могла бы стать двусторонняя российско­молдавская межправительственная комиссия по торгово­экономическому сотрудничеству. На ее заседаниях было бы уместно показывать участникам из РМ всю нелепость их упорства в вопросах блокирования Приднестровья в условиях явного нежелания Евросоюза открыть перед Республикой Молдова перспективу вступления в его члены и отсутствия намерения предоставить безвизовый режим ее гражданам.

В то же время желательно пояснять, что Россия была бы готова постепенно восстановить в полном объеме торговые связи с РМ и снять наложенные ограничения на ее экспорт в РФ. Но при условии временной приостановки участия Республики Молдова в соглашении с ЕС до проведения совместной проработки перспектив развития торгово­экономических связей, как это было сделано Киевом в 2014 году в отношении его участия в аналогичном соглашении с Евросоюзом. Это также способствовало бы увеличению приднестровского экспорта в Россию.

Экономическое сотрудничество Российской Федерации с Приднестровьем переживает сложные времена. Долг и честь России — использовать весь арсенал средств для оказания максимально эффективной поддержки нашим согражданам на Левобережье Днестра. Это было бы тем более уместно сегодня, в год празднования 25й годовщины создания Приднестровской Молдавской Республики, провозглашенной 2 сентября 1990 года в Тирасполе, на Втором чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья, на основе всенародного референдума.







Сообщение (*):

Комментарии 1 - 0 из 0