Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

<Папа Римский Франциск обсуждает с патриархом Варфоломеем единую дату Пасхи

Франциск и Варфоломей надеются «прийти к согласию» относительно единой даты пасхи в 2025 году — на встрече по случаю 1700-летия Первого Вселенского собора

ВАТИКАН, 16 февраля. /ТАСС/. Ватикан готовит встречу по поводу 1700-летия первого Вселенского Никейского Собора Церкви в 2025 году, обсуждая с патриархом Константинопольским Варфоломеем возможную единую дату Пасхи для католиков и православных. Об этом он сказал в беседе с иезуитами во время недавней поездки в Демократическую Республику Конго и Южный Судан.

«Мы готовим встречу в 2025 году. С патриархом Варфоломеем мы хотим прийти к согласию по единой дате Пасхи», — сказал Франциск, отметив, что в 2025 году даты католической и православной Пасхи, которые рассчитываются по-разному, совпадают. Содержание беседы опубликовал журнал «Католическая цивилизация».

«Посмотрим, если мы договоримся на будущее, и мы хотим отметить круглую дату собора как братья, и мы готовимся», — добавил понтифик. Он также напомнил, что Варфоломей стал первым православным патриархом Константинопольским, который «спустя века приехал на интронизацию Папы Римского (в 2013 году. — ТАСС)».

Вопрос о возможном объединении даты Пасхи в рамках экуменического диалога и сближения христианских церквей обсуждается давно, в том числе поднимался и в РПЦ. Однако в Московском патриархате отмечают, что более верным было бы возвращение католиков, придерживающихся григорианского календаря, к пасхалии (методики расчета) с 21 марта по юлианскому календарю, которая была основана на решениях именно I Вселенского Собора в Никее в 325 году. При этом в РПЦ не приемлют назначения «фиксированной» даты.

От редакции. Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников, прежде всего Пасхи и Рождества Христова, определяет порядок и ритм религиозной жизни, характер богослужения. Календарь является хранителем коллективной памяти народа, его культуры, организатором его соборного сознания. Поэтому вопрос об изменениях календаря серьезно затрагивает духовные основы общества. Изменение календаря приводит к переориентации коллективного сознания, разрыву с прежней культурой. Не случайно многие драматические события в жизни народов сопровождались проведением календарных реформ.

Отцы I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее, определили отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. В то время по юлианскому календарю весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Святые отцы Собора, исходя из евангельской последовательности событий, связанных с Крестной смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа, заботились о том, чтобы новозаветная Пасха, сохраняя свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая всегда празднуется 14 нисана[1]), была независима от нее и всегда праздновалась позже. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Это было настолько значимо для отцов Собора, что они пошли на то, чтобы этот главный христианский праздник был передвижным.

В V веке Римская Церковь приняла Александрийскую пасхалию. Это было принципиально важным событием. Таким образом, все христиане, как на Востоке, так и на Западе, стали праздновать Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено.

Православная Церковь решительно отвергла папскую календарную реформу 1582 года, когда чисто по астрономическим причинам 5 октября стали считать 15 октября и с этого дня западные христиане перешли на новый календарь, разработанный итальянским ученым Луиджи Лилио и получивший по имени папы Григория XIII название григорианский. В новом календаре високосными столетиями считались лишь те, у которых число сотен делится на четыре. Так как нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, применение Александрийской пасхалии в григорианском календаре сделалось невозможным. Поэтому за календарной реформой последовала реформа пасхальная.

Григорианская реформа, установив свои астрономические каноны, нарушила каноны церковные. В настоящее время часто католическая Пасха празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами (7-е правило Апостола; 1-е правило Антиохского Собора). Вызвано это тем, что в некоторые годы иудейская Пасха приходится не на первое, а на второе полнолуние после астрономического весеннего равноденствия, католики же отмечают Пасху после первого. В Александрийской пасхалии с самого начала заложен принцип, не допускающий опережения иудейской Пасхи, так как в расчетах участвует не астрономическое полнолуние, а расчетное, которое относительно пасхального весеннего равноденствия — 21 марта по юлианскому календарю — всегда является первым полнолунием, хотя относительно астрономического равноденствия — 21 марта по григорианскому календарю — может быть и вторым. И лишь шесть раз в 19 лет, когда расчетное и астрономическое полнолуния выпадают на одну неделю, православная Пасха и католическая совершаются в один день.

Итак, не имея достаточных оснований для реформы церковного календаря, папа Григорий XIII единоличным решением зачеркнул соборное решение отцов I Вселенского Собора: «Аще кто всякое Предание церковное, писанное или неписанное, отвергает, анафема» (VII Вселенский Собор. Деяния).

Календарную реформу отрицательно восприняли не только в христианском, но и в ученом мире. Ведущие ученые XVI века, в частности Виет, которого называют отцом современной алгебры, утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован[2].

Всеправославный Собор 1583 года в Константинополе вполне справедливо выносит серьезное решение в отношении исправления пасхалии и календаря:

Правило Великого Константинопольского Собора 1583 года
о пасхалии и о новом календаре

Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предстали мужи-армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено Святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим патриархом Иерусалимским и прочими членами Синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем Св. Отцов: кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. Соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен от Церкви Христовой (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и, когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

+ Константинопольский патриарх Иеремия II,

+ Александрийский патриарх Сильвестр,

+ Иерусалимский патриарх Софроний

и прочие архиереи Собора, бывшего 20 ноября 1583 года.

Русская Православная Церковь сохранила прежний, юлианский календарь. Попытка в 1923 году перевести и Русскую Церковь на новый церковный календарь не увенчалась успехом. Более того, при давлении на Святейшего Патриарха Тихона ввести новый стиль ГПУ был дан опять категорический отказ: «Для сохранения вселенского единства важно, чтобы во всех православных церквах возносились одновременно одни и те же молитвы и совершались одни и те же празднества. Сверх того, юлианский календарь, принятый во всех православных автокефальных церквах, освящен вселенским авторитетом и не может быть изменен церковной властью одной из них, так как эта власть является низшей инстанцией по отношению к авторитету вселенскому. Отсюда вытекает необходимость решения этого вопроса согласным голосом всей Православной Кафолической Церкви».

И далее патриарх Тихон пишет: «По учению Православной Церкви хранителем чистоты веры является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей ее совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви, и патриарх Всероссийский в частности, не римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью: он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками...»[3]

В настоящее время только четыре поместные церкви (Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская) сохранили приверженность церковному юлианскому календарю и Александрийской пасхалии. Одиннадцать поместных православных церквей, перешедших на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам. (С 2014 года Польская Православная Церковь спустя 90 лет возвращается к освященному православными традициями юлианскому календарю, иначе называемому старым стилем.)

Переход на григорианский календарь приводит и к серьезным каноническим нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями:

Если кто, епископ, или пресвитер, или дьякон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет — да будет извержен от священного чина (правило 7).

Григорианский календарь приводит католиков к нарушению этого правила. Они нередко праздновали Пасху прежде иудеев.

Сам Господь Своим Знамением — схождением Благодатного огня в Великую субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения — подтверждает истинность Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию. Чудо это происходит на глазах у многочисленных паломников каждый год вот уже в течение многих веков. Благодать в виде огня сходит именно перед православной Пасхой и именно на православных иерархов. До сих пор одна из колонн храма сохранила следы события, когда представители Армянской Церкви захватили храм с целью получения Благодатного огня и не пустили в него православных. Но напрасно они дожидались благодати. Божественный огонь рассек колонну, около которой стоял православный патриарх, и зажег свечи стоящих у храма православных. С тех пор никто уже не претендует на первенство получения Благодатного огня.

Многие серьезные ученые выдвигают предложения о возврате к юлианскому летосчислению. Причиной тому является несовершенство григорианского календаря.

И в заключение напомним слова профессора В.В. Болотова, сказанные им в 1899 году: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю»[4].

 

[1] Нисан — это первый месяц в календаре евреев, который называют главой всех месяцев (ходеш ха-ходашим) или царским (ходеш ха-мелех). В этом месяце произошло очень важное событие в истории еврейского народа — исход из Египта. В Торе рассказывается о том, что евреи в ночь на 15 нисана 2448 года от рождения Адама покинули место своего длительного рабства и во главе с Моисеем направились в Землю обетованную.

[2] См.: Мойер Г. Григорианский календарь // В мире науки. 1983. № 2. С. 80–87.

[3] См.: Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский центральный исполнительный комитет (относительно реформы календаря) от 30.09.1924 / Вострышев М. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия: Русское слово, 1997. С. 279–281.

[4] Русское астрономическое общество: Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. СПб., 1899 // Журнал восьмого заседания комиссии... от 21 февраля 1900 года. Приложение к журналу: Особое мнение члена комиссии В.В. Болотова.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0