О чтении духовных книг соответственно своему положению

 

Старайтесь читать книги святых отцов, соот-ветствующие Вашему образу жизни, чтоб Вам можно было не только любоваться и наслаждать-ся чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, нау-чающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий ве-щественных. Другое чтение для иноков общежи-тельных: они должны читать святых отцов, на-писавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшель-ников! Изучение добродетелей, не соответст-вующих образу жизни, производит мечтатель-ность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают доб-родетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных доброде-телях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее, надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособною к подвигам благо-честия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые (см.: Лк. 5, 37), то есть пред-ставлять подвижникам, уже созревшим в благо-честивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатию. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новою запла-тою. Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа Ваша, поможет Вам! Нет! Он больше расстроит Вас: Вы должны будете оставить его, а в душе Вашей явятся уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении Вы попустите себе большие погрешности, большие нарушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде. К ветхой ризе не приставляют заплаты новой, потому что от этого дыра сделается только больше (см.: Лк. 5, 36).
И для иноков всех вообще, и для христиан, живущих посреди мира, — полезнейшее чтение — Новый Завет, в особенности Евангелие. Но его надо читать со смирением, не позволяя себе собственных толкований, а руководствуясь тол-кованием Церкви.
Комментарии 1 - 0 из 0