Круглый стол

В Московском гуманитарном университете  состоялся круглый стол «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи». Руководитель проекта доктор исторических наук, профессор С.В. Алексеев ознакомил участников с результатами исследования - опроса московских студентов на предмет исторической осведомленности, опроса экспертов – историков, преподавателей, специалистов по молодежным проблемам.

Подавляющее большинство опрошенных студентов берет свои исторические знания, в том числе, из Интернета (60,1%), а также из кинофильмов и телесериалов (45,4%). Однако безусловным лидером остается учебник истории (78%). Знания, получаемые таким образом, сохраняются – но зачастую ровно до тех пор, пока они нужны для благополучного завершения образования. Недостаточное, вопреки ожиданиям, влияние на молодежь исторических мифов и широко распубликованных вымыслов свидетельствует, по мнению специалистов, не столько о невосприимчивости к ним, сколько о недостаточном интересе к теме в целом.

Доктор исторических наук О.А. Плотникова охарактеризовала подходы к понятиям «миф» и «фальсификация», сформулированные в ходе работы. По ее словам, «миф» есть явление естественное для истории любой страны, рождающееся в народном сознании. Другое дело – сознательные фальсификации истории, в наши дни носящие в основном антипатриотический характер. Борьба с ними – важнейшая задача честного историка-патриота.

Одной из важных тем докладов и обсуждений являлся единый учебник истории. Большинство выступавших, одобряя идею выработки единой концепции преподавания истории страны, высказали сомнение в продуктивности «единственного» общепринятого текста. В рекомендациях круглого стола были предложены конкретные меры по поддержке и развитию историко-просветительской деятельности общественных организаций, научно-популярного книгоиздания.

Алекс Громов