Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Настоящий русский писатель

«Настоящий русский писатель отождествляет себя с народом»

Русская литература во все времена была призвана не столько развлекать, сколько побуждать читателей к раздумьям о важном и осознанию своей задачи в этом мире. Сегодня своими размышлениями по актуальным вопросам современности делится писатель, исследователь Владислав Козырев.

Как трансформировалась в современной отечественной литературе традиция внимания к «маленькому человеку», которая была характерна для русской классики, для творчества Гоголя, Достоевского, Чехова?

Русские писатели-классики показывают обычного человека в целом дружелюбно и с уважением. В отличие от западного писателя, старающегося поразить читателя каким-то внутренним, порочным изъяном в простом человеке. Как мы понимаем, настоящий русский писатель пишет НАМ о НАС – такова наша культурная традиция и этим классик отождествляет себя с народом. Подход западных писателей - ВАМ о ВАС. Как мы можем видеть, подобная диспозиция в своей простоте наглядно демонстрируют разницу и в подходах, и в ценностном отношении.

Как мы наглядно убедились в большинстве своём, наша современная литература отошла от традиций классиков. Ведь, на самом деле, современный автор не рассматривает свою книгу как вклад в культуру, для такого писателя его книга - это финансовый проект и этим все сказано. Часто и ошибочно значимость писателя оценивается количеством его проектов, а не его реальным вкладом (которого, на самом деле, как правило нет или он даже отрицательный) в формирование и развитие культуры. В том числе и поэтому можно не сомневаться в том, что вложившие неоценимый вклад в развитие нашей культуры, Толстой, Пушкин, Достоевский, Чехов и Гоголь – были, есть и будут с нами ВСЕГДА!

Чего вам сейчас не хватает в книгах? О чем бы вы хотели прочесть?

В персонажах героев современных произведений мне, как и большинству читателей не хватает глубины размышлений героев, не хватает доброты, отзывчивости, правильного наставничества. Конечно, во времена классической русской литературы этот термин не использовался в современном его значении – но тем не менее, подобное наставничество и есть одна из самых больших ценностей и достижений настоящей литературы.

Еще в современной литературе нам не хватает сопереживания, потому что, как правило в произведениях отсутствует выраженность эмоциональной сопричастности, позволяющей сопереживать. Как уже было сказано, русская классика позволяет “включать” в человеке человеческие качества. А что такое, по сути, эти самые человеческие качества? – это ведь ничто иное как глубокие, человеческие эмоции и чувства. Свобода, верность, любовь, ответственность, совесть, достоинство, честь, надежда – это свойственные людям чувства и состояния, которые каждый из нас выращивал в себе и защищал. И правильно вырастить подобные чувства в себе как раз и помогает литература высокого штиля.

Инстинкт самосохранения потому и называется инстинктом, что он дан нам вместе с телом, то есть на физиологическом уровне. Но осознанно пожертвовать собой, своей жизнью ради любви, свободы – это ведь свойственно лишь людям с высоким уровнем любви, ответственности, осознанности именно человеческой проявленности. То есть для человека, совершенно оформленного в эмоциональном отношении.

Такие, высокие человеческие эмоции и чувства, наглядно нам показывают, что перед нами человек/люди высокого духовного развития. Именно подобные, человеческие эмоции и чувства, как естественные для русской культуры обстоятельства и явления повторяющиеся во времени позволяют говорить о России как о стране – цивилизации.

Насколько литература способна предсказать, и даже спрогнозировать новые открытия, технологии и виды воздействия - в том числе на людей?

Кто-то уверен, что в литературе не должно быть места описаниям войн и разных видов оружия – с этим сложно спорить. Однако дело в том, что природа человека войны, способов ведения и завершения войн - уже многослойно и многоуровнево описаны в различных произведениях, в том числе в классической литературе, и в том числе и потому что литература должна быть правдивой. Еще потому что настоящий писатель не закрывается от сложных вопросов, он решает их вместе с обществом.

Будущие военные конфликты неизбежны, но они будут решаться еще более чем сегодня невообразимыми, кардинальными и неожиданными способами. Неужели кто-то думает, что построенный западом за астрономические деньги адронный коллайдер – это какая-то условная игрушка и результаты исследований не используются и не будут использованы в войнах будущего? Уверен – будут, но на другом физическом принципе.

В современном мире осуществляются фундаментальные исследования сознания. Неслучайно в моем философском романе «Профиль одержимости» упоминается физическая формула активности сознания. Запад вкладывает огромные деньги в этот, в максимальной степени перспективный вид исследований, в том числе в области военного противостояния.

Я бы не исключал скорое создание нового, альтернативного вида оружия, которое не будет являться оружием в общепринятом значении. Это когда оружием является сам человек, вне зависимости от его воли, мыслей и выбора, и в первую очередь тогда, когда этот человек не догадывается что он является чьим-то оружием. Условно человек рассматривается как функция исполнения набора предзаданных действий. При этом человек подвергшийся воздействию выполняет их так, как будто они были сгенерированы им самим, причем вероятно, для него самого последствия этих действий будут глубоко катастрофичны.

- Какое значение имеет сейчас литература? Для общества? Для вас?

- У литературы много функций. При этом плюсы хорошей литературы - они же минусы плохой. Литература высокого уровня позволяет обогатить, расширить масштаб восприятия, опыта, уровень эмоциональных структур, то есть буквально обогатить или создать новые эмоциональные и мыслительные конструкты человека. Далее, одна из самых важных функций литературы — это ее контекстность. Хорошая литература всегда многоуровнево контекстна. То есть благодаря хорошо описанному в литературе, по сути чужому опыту, мы имеем возможность погрузиться в обстоятельства, условия и культурные контексты, которые например существовали много веков назад. Лично для меня литература это в первую очередь один из способов рассказать или обозначить то, неизбежное будущее, которое я предчувствую или предвижу. Литература для меня также способ показать или попытаться включить в отношения людей что-то значимое - чего сегодня им не хватает, но люди пока не знают, чего именно.

И самое главное конечно, литература это в буквальном смысле информация медиатором которой является символ или знак. Печатный символ или знак – это абстрактная категория или система, которую невозможно встретить в природе. Именно умение работать с абстрактными категориями и системами определяет человека как главное существо на планете и, вероятно во Вселенной. Умение работать с символами позволяет человеку ПОЗНАВАТЬ и систематизировать, то есть развиваться.

Беседовал Алекс Громов

 1