Клюкина Ольга. Тихий «Сын Грома»
Считается, что апостол и евангелист Иоанн был самым юным из учеников Христа, гораздо младше других одиннадцати апостолов. На многих иконах и полотнах западноевропейских мастеров он вообще изображён отроком, почти мальчиком. Интересно, сколько ему было лет в момент встречи с Христом? Шестнадцать, семнадцать?
Читая Новый Завет, так представляется тихий, застенчивый юноша с внимательными глазами… Мы не услышим потрясенного вздоха из уст Иоанна даже на горе Фавор, в момент Преображения Христа, — за всех, как обычно, будет говорить Петр. Иоанн по большей части молчит, слушает, но при этом всё подмечает и запоминает, чтобы потом в своём Евангелии сообщить такие подробности, каких не найдёшь в других свидетельствах о Христе.
В Евангелии от Луки описывается такой случай: как-то в пути апостолы встретили незнакомца, который ходил не с ними, а сам по себе, но тоже именем Иисуса изгонял бесов. Ученики Христа запретили ему так делать, и пошли дальше. Но впечатлительному Иоанну эта встреча не давала покоя, и по дороге он спросил у Христа: правильно ли они поступили с тем человеком? Как оказалось, Иоанн не зря засомневался.
Иисус сказал тогда ученикам: не запрещайте, потому что кто не против вас, тот за вас (Лк. 9: 50), и благодаря чуткости Иоанна апостолы получили важный урок.
Но это единичный случай, когда Иоанн упоминается один, без старшего брата Иакова. В Евангелиях от Матфея, Марки и Луки они предстают как что-то единое и цельное: братья Зеведеевы, сыновья рыбака Зеведея, призванные Христом последовать за Ним. Два брата были совершенно разными по характеру, возрасту, и как говорится, по судьбе. Деятельный, решительный Иаков Зеведеев первым из двенадцати апостолов примет мученическую смерть в Иерусалиме. Весь обращенный в слух, созерцательный Иоанн единственный из ближайших учеников Иисуса доживёт до глубокой старости, подарив миру своё Евангелие и великое откровение от Бога — Апокалипсис.
Евангелист Лука рассказывает: однажды братья Зеведеевы возмутились жителями некого самарянского селения, которые затворили ворота, когда Христос с учениками хотел остановиться у них на ночлег. Такое отношение к Учителю настолько их потрясло, что они попросили Иисуса позволить им низвести на неблагодарных самарян огонь с неба. К тому времени Иаков и Иоанн, наряду с другими апостолами, получили от Христа дар чудотворения. Но Учитель запретил им это делать, сказав: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9: 55–56).
Принято считать, что именно после этого случая Иисус дал двум братьям Зеведеевым прозвание: сыны громовы — в ознаменование их особой горячности и ревности в деле служения Евангелию. Не примешался ли в эту историю и юношеский максимализм Иоанна, до обожания любившего своего Учителя?
В Евангелии от Марка содержится рассказ, как однажды братья Зеведеевы подошли к Иисусу, издалека подступая к своей, как они сами понимали, не вполне обычной просьбе.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим (Мк. 10: 35).
Евангелист не уточняет, кто из братьев произнёс эти слова, по правилам старшинства это должен быть Иаков. Или всё-таки Иоанн?
Так дети обращаются к добрым, любящим родителям, зная, что их за это не накажут: мол, вы сначала пообещайте, что выполните мою просьбу, и уж тогда я скажу… Сколько доверительности и скрытой теплоты в этом простом вопросе!
— Что хотите, чтобы Я сделал вам? (Мк. 10: 36) — спросил Христос.
— Дай нам сесть у Тебя, одному по правую руку, а другому по левую в славе Твоей (Мк. 10: 37).
— Не знаете, чего просите... (Мк. 10: 38) — сказал Иисус и пояснил, что места в Царствии Небесном не от Него зависят: там все сядут, как кому уготовано (Мк. 10: 40).
Услышав о такой просьбе (занять и в Царствии Небесном лучшие места возле Учителя), десять остальных учеников, как пишет евангелист Марк, возроптали на братьев Зеведеевых. И тогда прозвучали слова Иисуса о том, что тот, кто хочет быть главным, — пусть станет всем слугой, а стремящийся к первенству — пусть будет для всех рабом.
Можно со всей определённостью сказать, что младший из братьев Зеведеевых усвоил этот урок на всю жизнь. В своём Евангелии Иоанн предстаёт совершенно очищенным от всякого тщеславия, жажды первенства и фигурирования рядом с великими. Да что там, он даже ни разу не называет себя по имени, а везде говорит о себе в третьем лице: «другой ученик», «тот ученик». Даже тогда, когда с репортажной точностью описывает события, в которых принимал непосредственное участие.
Однажды Иоанн вместе со своим другом Андреем (они оба были из рыбацких семей, имели старших братьев, и нередко вместе ловили рыбу в Галилейском море) отправились в селение Вифанар на берегу Иордана, чтобы увидеть явившегося из пустыни проповедника. Юноши хотели найти духовного наставника, и отшельник в одежде из верблюжьего волоса, учивший народ покаянием и крещением очиститься от грехов, как раз для этого подходил. Они стояли рядом с Иоанном Крестителем, когда тот, показав на идущего Иисуса, сказал удивительные слова, завершив свою речь признанием: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34).
На следующий день друзья снова, уже в качестве учеников Иоанна Крестителя, снова пришли на берег Иордана. И опять, увидев идущего Иисуса, пророк сказал с большим чувством: «Вот Агнец Божий». Тогда Андрей и Иоанн отделились от толпы, и пошли вслед за Иисусом.
Наверное, юноши сами до конца не понимали, зачем и куда они идут, — так двигаются ночью, из темноты на свет. А это был такой Свет, который могли увидеть только те, о ком Христос скажет в Нагорной проповеди: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят... (Мф. 5: 8).
Юноши молча шли за Незнакомцем, боясь Его окликнуть и не зная, как к Нему обратиться. Тогда Христос Сам обернулся к ним и спросил: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: Равви — что значит учитель, — где живёшь? (Ин. 1:38)
Должно быть, это спросил менее робкий Андрей, которого теперь так и называют — Первозванный, так как его первым позвал за собой Иисус. А обращение «равви» (учитель), говорило о том, что в душе юноши выбрали себе наставника.
Иисус сказал: Пойдите и увидите. Они пошли, и увидели, где Он живёт; и пробыли у него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1: 39).
Наверное, это была потрясающая беседа, длившаяся до глубокой ночи, если Андрей сразу же побежал к своему старшему брату Симону, и объявил: Мы нашли Мессию (Ин. 1: 41). «Мы нашли» — означает, что Иоанн был того же мнения.
Рассказывая эту историю, евангелист Иоанн называет много имён: Андрей, Симон (будущий апостол Петр, которого Иисус наречёт именем Кифа, что значит — камень), Иона — их отец, затем появятся Филипп, Нафанаил, другие…Но себя автор не называет ни разу, он — один из двух учеников, слышавших от Иоанна об Иисусе. А дальше и вовсе возникает загадочное лицо: «один из учеников... которого любил Иисус «(Ин. 13: 23), или «другой ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2).
Древние Отцы Церкви нисколько не сомневались, что таким завуалированным образом автор писал о себе, проявляя величайшую скромность и благоговение перед именем Христа. Евангелист Иоанн считал как бы недостойным подчёркивать своё авторство и тем самым ставить себя в центр повествования. Хотя совершенно очевидно, что с самого начала юный Иоанн был в числе ближайших, избранных учеников Христа — тем, которого любил Иисус «(Ин. 13: 23).
В Евангелии от Марка описывается, как Иисус в Капернауме пришёл в дом Симона (Петра), где исцелил его больную тёщу. Свидетелями этот чуда были Пётр и братья Зеведеевы — Иаков и Иоанн, которые наблюдали, как веером весь город собрался к дверям. И Он исцелял многих, страдавших различными болезнями. (Мк. 1:33-34)
А чудесное воскрешение дочери начальника синагоги, когда Христос не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова (Мк. 5:37) ? Да и на гору Фавор Иисус взял с Собой всё тех же троих — Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними ( Мк. 9:2)
И когда в Иерусалиме на горе Елеонской Иисус говорил крамольные в глазах фарисеев слова о разрушении Иерусалимского храма, об этом спрашивали Его наедине Пётр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей (Мк. 13:3).
Вот и в Гефсиманском саду, когда Иисус велел ученикам: посидите тут, пока я пойду, помолюсь там (Мф. 26: 36), Он взял с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать (Мф. 26:37).
Иоанн является участником всех важнейших евангельских событий, а которых расскажет с замечательными подробностями. Например, такой: когда во время Тайной Вечери Иисус сказал, что один учеников предаст Его, все стали глядеть друг на друга, перешёптываться, и боялись спросить об этом Учителя.
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса (Ин.13:23) — прислонившись к плечу Учителя, как изображается на многих иконах, — и ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин. 13:24). Он, припав к груди Иисуса сказал Ему: Господи! Кто это? (Ин. 13:25).
Здесь каждое слово на вес золота. Припал к груди: то есть спросил тихо, шёпотом, доверительно. А сама просьба Петра, который знает, что юному Иоанну простится любой, пусть даже самый наивный или неудобный вопрос? Да и сам Иоанн уже обращается к Иисусу не «равви», а «Господи», одним словом выражая свою непоколебимую веру, что его Учитель — Сын Божий. И вопрос Иоанна не остался без ответа.
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту (Ин.13:26).
На известной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» психологически точно изображён момент, как Пётр за столом обращается с просьбой к юному Иоанну, задумчивому и печальному.
И если принять, что автор Евангелия от Иоанна и есть тот другой ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2), то получается, что этот тихий, застенчивый ученик до последней минуты сохранил верность Христу. Он остался рядом с Петром, когда в Гефсиманском саду Иисуса взяли под стражу, и другие апостолы в страхе разбежались. Пётр и «другой ученик» пошли вслед за Иисусом к дому первосвященника, куда Учителя повели на суд, надеясь Его спасти. За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет (Ин. 18: 15–17).
Еще три раза не пропел петух — как апостол Петр отрекся от Христа, сказав, что не был с Ним знаком, в чем будет раскаиваться до конца жизни. А другой ученик промолчал, только слушал и запоминал каждое слово.
Наверное, так же молча Иоанн шел среди тех, кто провожал Христа к месту казни на Голгофе, смотрел, как Учителя пригвоздили к кресту и водрузили между двумя разбойниками, как воины делили Его одежды — он слышал каждый тяжкий вздох Христа — но и тогда не усомнился в своей вере.
И когда Христос сказал, показывая глазами на Богородицу, наверняка очень тихо, потому что любое слово для пригвожденного к кресту отдавалось страшной болью: Се, Матерь твоя (Ин. 19: 27) — «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2) понял этот наказ. По преданию, до последнего дня земной жизни Пресвятой Богородицы Иоанн заботился о Ней как родной сын.
Когда же Воскресший Христос появился на берегу Галилейского моря, ученик, которого любил Иисус (Ин. 21: 7), самым первым Его узнал и сказал Петру: это Господь (Ин. 21: 7).
В Евангелии от Иоанна в рассказе о Воскресении Христа есть один характерный эпизод. Увидев отваленный от гробницы камень, Мария Магдалина в тревоге «прибежала к Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. (Ин.20:2) Они тотчас помчались узнать, что случилось.
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидев лежащие пелены; но не вошёл во гроб (Ин.20:4-5).
Конечно, первым — ведь Иоанн был гораздо моложе Петра и бегал быстрее. А в тёмную пещеру не вошёл из робости, дождался, прибежит Пётр и осмотрит лежащие пелены и плат с головы Иисуса…
Только тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин. 20:8). Уверовал, что Христос воскрес!
Есть такие люди — тихие, не громкие, порой даже робкие, но при этом наделённые редкой отвагой души.
Таким был Иоанн — сын простого рыбака Зеведея, ставший святым Иоанном Богословом, который всей своей жизнью подтвердил завет Христа: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23:12).