Мотас Тадэуш. Странник и блудница
вполне антрепризная пьеса
И сказал Господь Осии: «Иди и возьми себе жену блудницу и детей
блуда. Ибо сильно блудодействует Земля сия, отступивши от Господа!»
(Ветхий Завет, Книга пророка Осии 1,2)
Картина 1. Где-то в Междуречье, на пути к Святой земле…
Ночь. Яркие всполохи горящего костра выхватывают из темноты фрагменты аскетичного пейзажа: камни, песок, чахлые кусты погружённой во мрак полупустыни.
У костра пожилой мужчина в изорванной одежде готовит себе что-то, регулярно помешивая ложкой в закопченном котелке.
Отблески огня отражаются на его измождённом лице глубокими бороздами морщин.
Неожиданный мягкий шорох за спиной заставляет его насторожиться и обернуться.
Серая размытая фигура какого-то существа крадучись пробирается к манящему теплу костра.
Странник невольно придвигает ближе к себе деревянный суковатый посох.
Из мрака раздаётся жалобный женский голос:
— Только не бейте меня, умоляю!
— Кто вы?
— Это не важно, но не бейте меня!
— Я и не собирался! Но выходите же из темноты!
— Зачем?
— Хотя бы затем, чтобы согреться и, может быть, даже поесть!
— Не обманываете?
— Я не вызываю у вас доверия?
Ответная продолжительная пауза, в течение которой старик молча подбрасывает в огонь обломки старых сухих веток.
Костёр разгорается ярче.
— Хорошо. Только вы отвернитесь!
— Зачем?
— Я не совсем одета!
— Что значит «не совсем»?
После короткого замешательства:
— Нет, одежда конечно на мне есть, но она слишком открытая.
— Более открытая, чем поношенные стринги?
— А вы ядовитый… старик!
— Не более, чем тот тарантул, что устроился на вашей левой щиколотке!
— Ой, мамочки!
Женщина начинает в панике прыгать вокруг костра, высоко, по-балетному, выбрасывая вперёд ноги.
— Тише, тише! Не прыгайте, как коза! Вы не на сцене… Я пошутил.
— Ах вы старый…Ловелас!
Женщина хватает посох с намерением ударить сидящего. Старик спокойно продолжает помешивать в котелке.
— Если бы…
Занесённая для удара рука останавливается на полувзмахе.
— Вы хотите сказать, что всю жизнь прожили девственником?
— Попробуйте лучше, что я здесь наварил. По-моему — должно быть вполне съедобно!
Женщина, отбросив палку, с готовностью придвигается к костру. Быстро хватает поданную ей ложку и с жадностью черпает из котелка.
— А вы отлично готовите!
— Жизнь всему научит.
Незнакомка торопливо поглощает содержимое котелка. Старик пристально рассматривает незваную гостью.
— Что вы так на меня уставились?
— А вы красивая… были когда-то!
Женщина, бросает на старика заинтересованный взгляд, прекращая жевать. Кокетливо поправляет на лице свалявшиеся пряди волос.
— А я и сейчас ещё… И буду!
— Я тоже надеюсь, что это не навсегда.
— Что, «не навсегда»?
— Ваше нынешнее положение.
— А какое вам, откровенно говоря, до всего этого дело?
— Ровно никакого, если не принимать во внимание, что вы оставили меня сегодня без ужина.
— Ой, простите… Я и не заметила!
Женщина смущенно ставит на землю почти пустой котелок.
Наступает продолжительная пауза, в течение которой оба сидят почти не шевелясь, задумчиво глядя на медленно затухающий огонь.
Наконец традиционное женское любопытство побеждает:
— Сами-то вы… Не очень преуспели в этой жизни!
— Это смотря что считать успехом…
— Ну уж, по крайней мере, не болтаться в оборванном виде по пустыне, как вы!
— Встретить на этом пути женщину, спасти её от гибели, разделив с ней тепло и пищу — не самое худшая участь для мужчины моего возраста.
— А куда вы, собственно, направляетесь? На старости лет!
— Куда и все в эти годы — к Святым местам…
— Грехи замучили?
— Наоборот. Достоинств слишком много. Хочу испросить совета, как ими распорядиться перед смертью.
— Много претендентов на столь «щедрое» наследство?
— Я один… И вообще: давайте-те ка лучше устраивайтесь на ночлег, поближе к огню! Возьмите там, в рюкзаке, спальный мешок! Я подброшу ещё дров в костёр!
Картина 2. Те же и там же.
Утро. Восходящее солнце, как на фотопластинке, медленно проявляет унылую однообразную безжизненность окружающего пространства.
Женщина удивлённо высовывает из мешка заспанное лицо с остатками полустёртого макияжа и тёмными кругами под глазами:
— Вы что, так и не ложились?
— Я? … я привык не всегда спать!
— А говорите, что вы одиноки!
— Наверное вы считаете, что бессонные ночи — это непременно привилегия лишь женщин, отягощенных неотвязным вниманием мужчин!
— Да!
— Значит, я не ошибся!
— В чём?
— В определении древности вашего ремесла.
— А вы, ко всему прочему, ещё и жестоки!
— В вашем мире принято проницательную наблюдательность отождествлять с жестокостью.
— А в вашем?
— А я сам по себе!
— И поэтому нищи и голы?
— Однако, вас тоже не упрекнёшь в добросердечии!
— Сами начали…
— Извините.
Герои надолго замолкают, занявшись приведением себя в порядок.
Солнце поднимается всё выше и становится всё ярче…
Незнакомка решительно нарушает затянувшееся молчание:
— Ну, я готова!
— Это к чему, собственно?
— Как это к чему? Мы что, уже никуда не идём?
— Ну, куда я иду — я знаю! А вот куда вы направляетесь — мне всё равно, но думаю, что нам не по пути!
Женщина в замешательстве садится на уже нагревшийся песок. Однако через мгновение её глаза загораются искрами надежды.
— Нет, это конечно…У каждого своя дорога… Но я надеялась дойти с вами до какого-нибудь ближайшего города.
— На моём пути нет городов… Но есть небольшой оазис. Если повезёт, то оттуда попутным караваном доберётесь до обитаемого жилья.
— У меня нет денег, чтобы заплатить караванщику!
— Женщине всегда есть чем расплатиться с погонщиком верблюдов!
— Если в моём положении он сочтёт эту плату эквивалентной…
— Вам не откажешь в трезвости самооценки.
— Что вы можете об этом знать! Праведник! Мать твою…
— Успокойтесь! А то я вас, в самом деле, отхожу этой палкой по нагло обнажённым местам!
Женщина вскакивает и хватает с земли увесистый осколок дикого камня:
— Давайте, бейте! Все вы… только это и умеете!!!
— А вы не такая, уж, беззащитная овечка, какой хотели показаться вначале!
— С вами, мужчинами, иначе нельзя!
— Вы ошибаетесь…
— Ни разу в жизни не довелось в этом убедиться.
— Просто для этого в вашей жизни не сложилось соответствующих обстоятельств…
— Побыть бы вам в моей шкуре! Обстоятельств…
Женщина в отчаянии швыряет камень на землю. Мужчина смущённо чертит посохом круги на песке:
— Действительно, не довелось… И слава богу! Впрочем, как бы там ни было, нам нужно поторапливаться. Для вас это единственный шанс остаться в живых…
Картина 3. Полупустыня перед заходом солнца.
Измотанные дневным переходом путники устраиваются на ночлег.
— Н-да… А попутчик из вас, мадам, прямо скажем — никакой! Только благодаря вам, нам сегодня не удалось добраться до желанного приюта всех странников!
— Я не рождена для покорения открытых пространств!
— Да бросьте вы! Кто из нас вообще может знать — для чего он рождён на этот свет?
— А мне кажется, что я знала, для чего была рождена!
— Интересно! И для чего?
— За чередой прошедших десятилетий, к сожалению, это уже стёрлось из памяти…
— Жаль! А я никогда не знал — для чего я пришёл в этот мир.
— Как же вы жили?
— Как жил? Честно… жил… По крайней мере, старался соответствовать!
— И удавалось?
— А что, по моему нынешнему состоянию, — это не очевидно?
— Отчего же — напротив! И даже вполне определённо!
— Забавно…А вы не так легкомысленны, какой показались на первый взгляд!
— Спасибо! Приятно, всё же, когда мужчина ещё способен не только на порицание!
— Мужчины вообще способны на много большее, чем они из себя сейчас представляют!
— А вот в этом мы с вами вполне единодушны!
— Предлагаю это отметить праздничным ужином!
— Не возражаю! Тем более, что готовить его сегодня буду я!
— Ого! Совсем неожиданное откровение с вашей стороны…
— Совсем нет. Должна же я, хоть каким-то образом, выразить свою благодарность за ваше участие в моей судьбе… Раз уж больше я вас ни в чём не интересую.
— Не стоит торопить события. Если суждено чему-либо случиться — это обязательно произойдет.
— А вы, ко всем прочим достоинствам, ещё и фаталист!
— В этом мире всё предопределено заранее, только тщательно скрыто от нас.
— Зачем?
— Чтоб не скучно жить было…
Картина 4. После ужина.
Герои сидят у ярко пылающего костра, время от времени подбрасывая в него ветки, упорно не давая ему погаснуть. Пляшущие языки огня отражаются блестящими искрами во влажном взгляде женщины:
— Завтра последний день нашего совместного путешествия.
— Да… Кстати, вы мне так и не сказали — каким ветром вас сюда надуло!
Женщина швыряет ветку в огонь, криво усмехаясь:
— Надуло… Скорее выдуло… Выбросили меня вон, как старую дырявую половую тряпку. Вывезли далеко за город, накачав какой-то дрянью, и выбросили…
— Переживаете?
— Было бы о чём… Всю жизнь в подстилках.
— Но есть же и другая жизнь.
— Есть, но уже не для меня…
— Вы ещё не так стары, чтобы…
— Начать всё заново?
— Нет. Просто изменить всё в другую сторону.
— Если бы в этом был смысл!
— Смысла нет только для покойников, а вы ещё…
Женщина с надеждой поворачивается к собеседнику:
— Правда??? Вы в самом деле считаете, что я ещё смогу…
— Да!
— Но за всё время нашего знакомства вы даже не спросили — как меня зовут! Я вам абсолютно безразлична.
— Это не главное! Вы не правы, иначе… Стал бы я с вами возиться!
— Вы хотите сказать, что, я ещё пока что-то значу для обитателей этого света?
— Браво! Вполне жизнеутверждающий комплимент.
Женщина неожиданно вскакивает со своего места и заходится в истеричном хохоте. Мужчина с изумлением смотрит на разыгрываемое перед ним представление.
Женщина резко обрывает смех:
— Так я вам и поверила! Тоже мне — бессребреник выискался, святоша! Все вы мужики… одинаковы! И начинаете с одного и того же — жалости… Мягко стелете! Беспроигрышный вариант!
— Вы заблуждаетесь! Помилуй бог…Мне ничего не нужно от вас! Живите, как знаете. Завтра я освобожу вас от своего присутствия! Спокойной ночи!
Картина 5. Оазис.
Верхушки стройных одиноких пальм окрашиваются восходящим солнцем в яркие оранжевые тона.
Погонщики криками и пинками поднимают ленивых нагруженных верблюдов, готовя их к очередному нелёгкому переходу.
Странник о чём-то переговаривается с караванщиком, в конце разговора довольно похлопывая того по плечу.
Караван, вытянувшись в цепочку, медленно начинает своё движение.
Мужчина подходит к незнакомке. Протягивает ей старое выцветшее покрывало:
— Возьмите с собой в дорогу. Это защитит вас от нескромных взглядов и палящего солнца…
— А вы, как же?
— Мне это уже вряд ли пригодится… Дальше, на юг, сплошные безжизненные пески. Из-за нестерпимого жара идти придётся ночью, по звёздам… Пойду лучше пополню запасы воды. Прощайте!
Странник помогает женщине взобраться на спину последнего верблюда.
Долго и пристально смотрит вослед каравану, пока тот не скрывается за изломанной линией песчаных барханов.
Потом тяжко вздыхая, начинает медленно и тщательно собирать свой нехитрый скарб, аккуратно перебирая и укладывая его в видавший виды большой рюкзак...
— Ну как, всё собрали? Можно продолжать наше путешествие к Святой земле?
От неожиданности странник роняет из рук флягу с водой. Та, пролившись мелкой лужицей, быстро впитывается в сухой песок.
Медленно и осторожно, чтобы не вспугнуть раздавшийся голос, он оборачивается к стоящей позади него женщине:
— Нет!
— То есть… как… «нет»? Вы передумали?
Женщина со страхом отступает на полшага назад.
— Встретив вас, я понял одну простую вещь: если у кого-то есть в сердце хоть капля добродетели, не стоит искать совета, даже в Святых местах, — как ею распорядиться! Когда рядом страдает другой… Мы возвращаемся к цивилизации!
— Когда?
— Прямо сейчас!
— Я… я…
— Или вы хотите мне сказать, что я зря уплатил караванщику за двоих?
Занавес.