Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Про егэнутые сочинения

Оксана Виноградова.

–– Пишете? – вяло спросил Ухудшанский.

–– Специально для вас, –– ответил великий комбинатор. –– Вы, я замечаю, все время терзаетесь муками творчества. Писать, конечно, очень трудно. Я, как старый передовик и ваш собрат по перу, могу это засвидетельствовать. Но я изобрел такую штуку, которая избавляет от необходимости ждать, покуда вас окатит потный вал вдохновения. Вот. Извольте посмотреть.

И Остап протянул Ухудшанскому лист, на котором было написано:

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКТ

НЕЗАМЕНИМОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

ЮБИЛЕЙНЫХ СТАТЕЙ, ТАБЕЛЬНЫХ ФЕЛЬЕТОНОВ,

А ТАКЖЕ ПАРАДНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ, ОД

И ТРОПАРЕЙ

(И.Ильф и Е.Петров «Золотой теленок» Глава XXVIII. Потный вал вдохновенья)

Абзац 1

О, ЕГЭ! Говорят, это панацея от всего: от коррупции, отсталости, неравноправия и, конечно, необразованности.

ЕГЭ существует по разным предметам. Хотелось бы немножко поговорить о великом, могучем и свободном русском языке, и литературе, которая дочь его.

Отставим в сторону исчерпывающие тесты с заданиями вроде этих: «Сколько денег дал Эраст бедной Лизе за цветы в их первую встречу»? «Как звали собаку Берестова в повести «Барышня-крестьянка»? «Сколько лет Чацкий не был в Москве»? и прочее.

Поговорим о святой вещи: о сочинении, которое умудрились всунуть в егэшное «прокрустово ложе».

Абзац 2

У моей знакомой, филолога по образованию, сын, скажем, не совсем посредственный. Книги читает, что нынче редкость, стихи пишет, что вообще –– странно. Предполагалось, что с русским языком и литературой дружен. Но вдруг разучился мальчик писать сочинения. Воспрепятствовал полету мысли школьника листочек, содержание которого в настоящее время известно многим ученикам и их родителям:

Шаблон для написания сочинения-рассуждения.

1 абзац.

Вступление. 2-3 предложения, которые касаются темы текста, но безотносительно к данному тексту. Переходная фраза, в которой вы представляете текст: как раз об этом и пишет (рассказывает, размышляет, повествует) автор текста, ф.и. Или: именно этой теме и посвящен текст ф.и.;

2 абзац.

Проблемы, которые поднимает автор, комментарий одной проблемы.

В статье (рассказе и т.д.) Автор поднимает (сложную, серьезную, злободневную, острую, неразрешимую) проблему…;

3 абзац.

Позиция автора. Желательно употребить само слово «позиция».

Позиция автора такова …;

4 абзац.

Согласие/несогласие с автором. Желательно соглашаться.

Я согласен с позицией автора;

Мне близка и понятна позиция автора;

Безусловно, автор прав в своем убеждении;

2 (или более) аргумента.
Доказательства из художественной литературы (название произведения, герои, конкретный эпизод) и личного опыта.

5 абзац.

 Заключение (перефразированное вступление). Вывод.

Так себе шаблон. Есть и поподробнее, где только слова в нужном падеже ставятся. А тут загвоздка. Оказалось, школьнику трудно соотнести шаблон с заданным текстом, по которому следовало написать сочинение егэшного типа. Текст нехитрый:

«1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине ... : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать — мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

— (14)Серёнь, брось меня! — шептал я сухими губами.

— (15)Нет! — хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

— (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(3)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки

М.Худяков».

Нормальный такой текст. С цифрами.  Но ребенок не хочет согласиться с автором, который, как объяснили на уроке, поднимает проблему предательства. К слову, «поднимает», а не «ставит», «показывает», «формулирует» или еще что…

Абзац 3

Раздраженная родительница отобрала у ребенка шаблон и велела писать «как Бог на душу положит».

Бог положил на душу её сыну такие мысли:

«Человеческие взаимоотношения всегда сложны. Часто мы преувеличиваем свои достоинства, а недостатки других раздуваем в геометрической прогрессии.

Автор текста М.Худяков хотел, вероятно, в своем произведении поднять проблему предательства, но проблема, которая в данном прозаическом отрывке представляется мне, –– гораздо шире. Это проблема неумения людей прощать. Более того, люди, оправдывая свои недостатки, пытаются возложить свои неудачи и обиды на тех, кто их окружает.

Рассмотрим это на примере текста. Во-первых, герой, от имени которого ведется повествование – банально глуп. Никто не заставлял его лезть, сломя голову, в воду «за тридевять земель» от населенного пункта. Залез, поранился. Его друг, заметьте, – «выволок» его из пруда и тащил на себе восемь километров, перевязывая ногу пострадавшего лоскутами из своей футболки. И тут у героя случился приступ «тщедушного актерства», как он сам замечает. Просит передать привет Гальке Коршуновой. И Сережка, который «уже не соображал» после такой прогулки, и, возможно, как справедливо отметил автор, «просто изложил все подробности того случая», в том числе и привет девочке. Ребята посмеялись, и  автор считает, что пережил предательство.

Так ли это? Я полагаю, что нет. Сергей –– настоящий друг, переживший не меньший, чем автор, шок. Сергей спас жизнь автору. Нарочно или нечаянно он рассказал про Гальку Коршунову – не имеет значения. Автор должен был его простить и благодарить за спасение. Да, еще один момент: если уж признался в симпатии к девочке, то нечего идти на попятный. Вот это уже предательство.

Мое мнение: «герой» произведения –– не очень умный, обидчивый, неблагодарный, слабовольный и слабохарактерный человек. И самое главное –– не умеющий прощать. Через столько времени он всё еще держит обиду на человека, без которого и из пруда-то вылез бы навряд ли!

Вывод: надо учиться понимать другого человека и критически оценивать свои поступки».

Ребенок снес в школу то, что написал.

Через день под данным сочинением красной пастой было начиркано:

« Работу невозможно оценить по баллам. Переписать».

Абзац 4

Школьник – человек подневольный. Переписать так переписать. Переписал:

«Тема человеческих взаимоотношений всегда актуальна для человечества. Как раз об этом и пишет автор текста М. Худяков.

Автор поднимает проблему предательства. Он раскрывает её на примере случая из личной жизни.

Позиция автора такова: под кажущимся благородным поступком друга может скрываться предательство.

Я согласен с позицией автора. Конечно, Сережка только для того и тащил на себе «героя», чтобы потом похвастаться перед ребятами и раскрыть сердечную тайну пострадавшего. Предательская рана для героя оказалась серьезной: «шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит». В моей  жизни полно таких примеров, когда кто-то, зная обо мне что-то, о чем я не хотел бы рассказывать, предает эти сведения огласке. Из классической литературы пример: так,  у А.С.Пушкина в «Сказке о золотой рыбке» бабка притворялась любящей женой деду, чтобы вымогать себе блага всякие.

Вывод такой: не надо ни с кем дружить, потому что любой друг может тебя предать при случае».

 «Четыре»! Оценка «хорошо»!

Требования соблюдены, написано по шаблону, пять абзацев, но… СЛОВ МАЛО! Желательно не меньше ста пятидесяти!

Да, действительно, увеличение словарного запаса школьника должно поощряться. Глядишь, культурными станут ученики.

Абзац 5

«Мадмуазель Собак слыла культурной девушкой – в ее словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке даже не могло присниться. /…/ Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой». (И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев». Глава XXIV Людоедка Эллочка)

Полный абзац.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0    


Читайте также:

Оксана Виноградова
Апельсины
Подробнее...